Еще один принцип – анализ мировоззренческих вопросов под углом зрения проблем бытия человека, его сущности и существования, цели и смысла жизни, смерти и бессмертия, иначе говоря, в плане рассмотрения ряда вопросов философской антропологии.
Следующий принцип – изложение вопросов на языке толерантности. Осмысливается диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. В мировоззрениях есть компоненты, которые фиксируют отношения, свойственные лишь данному типу общества или этапу исторического развития, отражают бытие этносов, сословий, классов, профессиональных и иных групп.
И последняя принципиальная позиция: содержание, дидактика и методика сообразованы с требованиями международных и внутригосударственных правовых документов о свободе мысли, совести, религии и убеждений.
В религиоведении используются общефилософские и социально-философские категории: «бытие», сознание, познание, отражение, символ, истина, заблуждение, фантазия, иллюзия, общество, материальное и духовное производство, культура, отчуждение» и проч. Большое место занимают понятия и термины, заимствованные из логики, этики, эстетики: «знак, значение, смысл, совесть, ответственность, милосердие, сострадание, красота» и т.д. Имеется класс общенаучных понятий, которые требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта: «система, структура, функция, роль, закон» и др. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия: «эпоха, право, иллюзия, вера, чувство, настроение, страдание, общение, язык, жизнь, смерть» и т.д. Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия и термины: «религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва» и др. Особое место занимают понятия и термины: «Бог, ангел, ад, рай, Бодхисаттва, провидение, карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь в виду их религиозный смысл. Наконец, есть класс понятий, отражающих процессы изменения религии: «развитие и эволюция, сакрализация, секуляризация, детеологизация, демифологизация, модернизация» и др.
4. Основные черты и функции религиоведения и значение его изучения для интеллектуального и культурного развития человека
Выделяются несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая, культурнотранслирующая, легитимирующе-разлегитимирующая.
Мировоззренческую функцию религия образует благодаря, прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание, миросозерцание, мирочувствование, мироотношение, и проч. Религиозное мировоззрение задает «предельные» критерии, Абсолюты, с точки зрения которых понимаются человек, мир, общество, обеспечивается целепонимание и смыслополагание. Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования. Реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное неравенство превращается в «равенство» в греховности, в страдании; церковная благотворительность, милосердие, призрение, перераспределение доходов смягчают бедствия обездоленных; разобщенность и изоляция заменяются «братством во Христе», в общине и т.д. Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включает процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком. Религиозное сознание предписывает два плана общения: верующих друг с другом; верующих с гипостазированными существами (Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д.). Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. Особенно большое значение имеет система норм, образцов, контроля, поощрений и наказаний. Интегрирующее-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом – разъединяет индивидов, группы, институты. Интеграция способствует сохранению, дезинтеграция – ослаблению стабильности, устойчивости личности, отдельных социальных групп, учреждений и общества в целом. Интегрирующая функция выполняется в тех пределах, в которых признается более или менее единой, общее вероисповедание. Если же в социальных группах и обществе имеются различные, противостоящие друг другу конфессии, религия выполняет дезинтегрирующую функцию. Отметим и культурнотранслирующую функцию. Религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению. Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает узаконение некоторых общественных порядков, институтов, отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них. Религия выдвигает высшее требование – максиму, в соответствии с которым дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним.
Отличительной чертой современного религиоведения является усиление интереса к методологической проблематике. На всех международных конференциях, проводимых Международной Ассоциацией истории религий, работали секции, возглавляемые виднейшими представителями мирового религиоведения, на которых специально обсуждались методологические проблемы. Второй отличительной чертой современного религиоведения можно считать все возрастающий плюрализм методологических подходов к изучению религии. Это проявляется в том, что в рамках традиционно сложившихся религиоведческих дисциплин (философия, история, социология, психология, феноменология религии) постоянно возникают все новые и новые подходы к изучению религии. Еще одной чертой современного религиоведения является повышенное внимание к уточнению религиоведческой терминологии и многочисленных определений религии. Очень многие понятия, образы, символы, термины "мертвых" и "живых" религий не описываются при помощи сложившегося в современном религиоведении категориально-понятийного аппарата. Следующей особенностью современного религиоведения является более легкий доступ к данным и новым результатам исследований. Это связано с беспрецедентным развитием во второй половине XX в. средств массовой информации и с компьютеризацией науки. И, наконец, в современном религиоведении прослеживается стремление к размежеванию с теологией.
Изучение религиоведения имеет большое значение для интеллектуального, духовного и культурного развития человека. Так, оно дает знание о религии как социокультурном явлении, его сущности и происхождении, знакомит с возникновением и развитием национальных и мировых религий, огромным влиянием последних на все сферы культурной и общественно-политической жизни, значением в истории и в современном мире.
Освоение науки о религии вносит вклад в гумманитаризацию образования, овладение достижениями мировой и отечественной культуры, свободное самоопределение молодых людей в мировоззренческих позициях, духовных интересах и ценностях. В религиоведении не только раскрываются некоторые теоретические положения, но и дается информация о совокупности интересных фактов, без знания которых трудно понять многие события в прошлом и настоящем – в экономической, политической истории, в истории науки, искусства, литературы, морали, в современной общественно-политической жизни т.д. Тем самым вносится вклад в восстановление и развитие исторической памяти человека.
Наука о религии способствует реализации свободы совести. Формируя понятие свободы совести, давая информацию о правовых нормах по этому вопросу, она способствует становлению гражданских качеств личности, дает ориентацию и в определенных социально-политических процессах, выявляет общее и особенное в политике различных партий и общественных движений в религиозном вопросе. Знание движений этих партий в аспекте отношения к религии и свободе совести способствует росту политической культуры человека.
Изучение религии способствует расширению знаний о неевропейских культурах, о человеческой истории в целом. Первоначально развиваясь в русле сравнительной лингвистики и истории религии, религиоведение постепенно утвердилось как самостоятельная наука, отличающаяся разнообразием методологических оснований. В ХХ веке религиоведение выработало точку зрения, что каждая религия в отдельности является уникальной, каждая придает существованию человека смысл, отвечая на важнейшие вопросы и указывая жизненные цели, но все они имеют общие черты, отражающие единство человеческого рода. Современное религиоведение рассматривает разнообразные религии как важный компонент единой культуры человечества, рассматривая в равной мере как мировые религии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными процессами.
Таким образом, образовательное и воспитательное значение имеет изучение науки о религии, способствующее формированию толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения. В Украине в условиях многонационального государства, изучение религиоведения играет благородную роль в воспитании уважения к религиозным и нерелигиозным убеждениям личности, выявляя общечеловеческие ценности в различных религиях.