Смекни!
smekni.com

Религия как социальный институт (стр. 2 из 9)

Религия (от лат. Religio – благочестие, святость) – это социальный институт, система определенных верований и поведения отдельного индивида, группы, общности, которые определяются верой в существование сверхъестественного. На протяжении большой части человеческой истории она играла решающую роль при конструировании человеком социальной реальности и была наиболее эффективным и распространенным средством легитимации (объяснения и оправдания) и поддерживания социального порядка. Как подчеркивал О.Конт, религия воспроизводит в самой себе дифференциацию природы человека: порождая единство, она должна одновременно обращаться к разуму и действию, т.е. ко всем способностям человека. Вот почему религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме. Различаются социальные, гносеологические и психологические корни религии. Понятием «социальные корни» обозначают совокупность общественных отношений, обусловливающих возникновение, функционирование и воспроизводство религии. Это понятие помогает прояснить причины, порождающие ее в обществе. Гносеологические корни религии связаны с формированием религиозных представлений в сознании человека в ходе его познавательной деятельности. Формирование религиозного сознания связано как с особенностями человеческого познания, так и со спецификой человеческой психики, составными элементами которой являются эмоции, настроения, переживания, которые могут быть выделены в качестве психологических корней религии [11, с. 245].

Религиозная вера и связанные с верой обряды возникли еще в эпоху, предшествующую зарождению «homo sapiens» - современного человека. Среди окаменевших останков обитателей пещер эпохи неандертальцев антропологами были обнаружены доказательства погребальных церемоний в форме цветов и украшений, помещенные рядом с усопшими. По всей видимости такие изделия должны были сопровождать умерших в их путешествии в потусторонний мир. Очевидно, что даже примитивные неандертальцы разделяли представление о существовании сверхъестественного мира, лежащего за пределами повседневной реальности [14, с. 186].

В современном мире существуют тысячи видов религиозных верований и столько же обрядов, соответствующих этим верованиям. Так, религиозные верования, зародившиеся и распространившиеся первоначально с западного мира, носящие этноцентрический характер, основаны на ряде центральных верований. Среди них – вера в существование единого верховного существа или Бога; в то, что Бог создал вселенную и все формы жизни и влияет на их судьбу, и что существует жизнь после смерти и моральная характеристика человека влияет на судьбу в посмертной жизни. Во многих религиях отсутствует вера в единого Бога либо вообще в богов. Такие верования вообще не включают в себя представлений о создании вселенной и жизни. Эти представления содержатся в нерелигиозных мифах. Многие религии почти ничего не говорят о существовании жизни после смерти и большинство не связывают такую жизнь с земной моралью.

Таким образом, указанные религиозные постулаты не могут служить для определения понятия религии вообще. Таким объединяющим элементом служит представление о священном. Религия представляет собой систему верований, разделяемых группами людей, исполняющих определенные ритуалы верований, воплощающих представление о священном, сверхъестественном, определяющем судьбу человека. Элементами религии являются:

Наличие группы верующих; представление о священном, сверхъестественном;

Особая система верований (вероисповедание);

Особые ритуалы (система действий по отношению к тому, что считается священном);

Представление об особом образе жизни, соответствующем постулатам веры [14, с. 187].

Исторически, религия начинается с того места, когда человек оказался в состоянии представить себе существование сверхъестественного существа, и таким воображаемым сверхъестественным существом был дух. Предки современного человека не были в состоянии объяснить очевидную противоречивость двойственного феномена, связанного со сновидениями, когда сам человек спит, он недвижим, а его двойник свободно перемещается в пространстве. Этот «другой Я», этот двойник и есть мой дух. И смерть есть ни что иное как разделение двух существ: одного телесного, конечного, смертного и другого бестелесного, бесконечного, т.е. духа (души). Воображение первобытного человека наделяло весь мир вокруг него бесконечным количеством могущественных духов – загадочных и невидимых.

Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя значительное многообразие верований, однако одна принципиальная черта характерна для всех из них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, что превыше всего) и того, что несовершенно, обыденно, повседневно. То, что свято, внушает ужас, почтение, глубокое уважение. Оно обладает необычными, сверхъестественными и подчас опасными качествами и с ним можно общаться только в рамках особого ритуала (молитвы, заклинания, ритуальные очищения). К числу священных объектов может быть отнесено что угодно – бог, король, солнце, луна, скала, дерево или такой символ как крест. Противоположно святому то, что ординарно, что не принадлежит миру сверхъестественного.

Однако нечто становится святым или остается ординарным только в случае если как таковое оно получает то или иное социальное определение, которым подобный объект наделяется сообществом верующих. Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного. Как показал Э. Дюркгейм, о наличии определенной религии можно говорить в случае, когда вера в священное сочетается с соответствующей практикой сообщества верующих (совершение действий, вытекающих из такой веры – участие в деятельности религиозного сообщества, выполнение ритуалов, соблюдение запретов и т.д.).

1.2 Виды и функции религии

С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал. Первый тип религии характерен для примитивных, до индустриальных обществ, не включает в себя веру в богов или духов, но признает наличие сверхъестественных сил, оказывающих положительное или отрицательное влияние на жизнь людей. Религиозные верования подобного рода не содержат веру в богов или духов, но связаны с признанием существования сверхъестественных сил, влияющих на поведение человека в хорошую или плохую сторону.

Анимистический тип религии признает активную деятельность духов в мире. Эти духи могут существовать в людях, а также и в природных объектах (реках, горах, ветрах), они персонифицированы, наделены человеческими качествами (мотивами, волей, эмоциями). Эти духи не боги, им не покланяются. Общение с ними достигается через магические ритуалы. Они могут быть добрыми, злыми или безразличными к людским делам.

В основе теистических религий лежит вера в богов. Бог могуществен, он заинтересован в людских делах и заслуживает поклонения. Наиболее распространенной формой теизма является политеизм, вера во многих богов. Среди них выделяется «высший бог», или «отец богов». Другой формой теизма является монотеизм – вера в единого бога. Эта вера лежит в основе мировых религий – иудаизма, христианства, магометанства и ислама.

Религии, в основе которых лежат абстрактные идеалы, не предусматривают почитание богов, но сосредоточены на достижении идеалов в мышлении и поведении. Целью является достижение возвышенного состояния бытия и сознания, что позволяет, как полагают их сторонники, полностью реализовать потенциал человека. Цель буддизма – достичь единства с вселенной через годы медитаций, т.е. психологического отключения человеком себя от окружающего мира, «освобождения» от него, погружения во внутренний мир с помощью заклинаний, с целью достижения особого (возвышенного) состояния сознания [14, c. 190].

Общей чертой религии является наличие теодицеи – эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появление человека, его страданий и смерти. Всеобщая последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицеи придает смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире. Различные теодицеи по-разному объясняют это. Индусская доктрина перевоплощения объясняет страдания и зло, расширяя до бесконечности течение жизни. Существование отдельного человека становится малым звеном в бесконечной цепи, где страдания и зло выглядят как нечто временное и незначительное. Мистицизм буддизма и таоизма позволяет верующим достичь спасения на уровне духа, где все земные заботы теряют свое значение. Христианская теодицея предлагает надежду на вечное спасение на небесах как награду, воздаяние за земные горести. В религии Зороастра вселенная выглядит как вечное поле борьбы между равными силами добра и зла. Обязанность людей – помогать добру и земные несчастья, страдания суть результат того, что люди не смогли этого сделать.

Социальные функции религии. Важнейшей социальной функцией религии в истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Изучая простейшие формы религии на примере тотемизма австралийских аборигенов, Э.Дюркгейм констатировал, что тотем – это любой ординарный предмет, или растение, или животное, или представляющий символ, становящийся священным. Каждый клан организован вокруг своего тотема и носит его имя. Тотем не только священен, но это и символ самого клана как общества. Отсюда вывод: когда люди поклоняются чему-то священному, они по сути, поклоняются не чему иному, как своему обществу. Божественное есть не что иное, как трансформированное и символически осознанное общество. В эпоху феодализма земная структура – иерархия феодального общества и государства – проецируется на иерархию небесную, создает ее по земному образцу и подобию, при этом «земные силы приобретают форму неземных» (К.Маркс), а затем, но уже с ореолом святости и непогрешимости, эта структура переносится назад, на землю, тем самым узаконивая и освящая авторитет земной власти авторитетом власти небесной [17, c. 398].