Смекни!
smekni.com

Религия как социальный институт (стр. 7 из 9)

Анализ такого явления как сочетание противоположных позиций в мировоззрении верующих студентов показал ожидаемую в связи с секуляризованностью нашего общества ситуацию: безусловно, есть верующие студенты, синтезирующие в своем сознании несовместимые представления, к примеру: одна студентка верит в Бога, но при этом стремится к идеалам: стерва, наглая, распутная и прочее; другие студенты считают, что вера в Бога не помешает им достичь своих целей любыми путями; третьи верующие в Бога студенты увлекаются астрологией, гаданием, колдовством, наведением порчи и прочими оккультными практиками, причём это характерно и для тех, кто стремится вести достаточно высоконравственную жизнь под «Его взором». Подобные явления в жизни студентов говорят о том, что они плохо осведомлены о мнении традиционной веры (религии) об этом. А это можно расценивать как слабую воцерковлённость и приверженность исламу многих верующих. Вероятно, это является подтверждением тому, что в нашем обществе разрываются традиционные связи, такие как традиции религии и семейные связи. И это является прямым следствием того, что с детства поколение молодых людей было плохо охвачено влиянием традиционных религий, которые сами ещё плохо развиты, ведь прошло ещё очень мало времени после провозглашения свободы совести и вероисповедания. Возможно, дети нынешнего поколения будут лучше охвачены традиционными религиями и будут более разборчивыми в вопросах ведения своей духовной жизни, чем их родители.

Количество верующих девушек превышает количество верующих юношей лишь по причине их значительного преобладания среди опрашиваемых. Данное исследование слишком мало для того, чтобы показать среди кого действительно больше верующих: среди юношей или девушек. Из опроса видно, что 125 (42,3%) девушек и 57 (21%) юношей верят в Бога. А среди неверующих 14 (5,2 %) и атеистов 2 (0.8%) одни юноши. Но это нельзя считать показателем для всех ВУЗов и ССУЗов города.


3. Методические рекомендации для специалистов и руководителей по работе со студенческой молодёжью

В современных условиях, когда развитие религиозного (духовного) сознания студенческой молодёжи находится в стадии активного поиска духовной истины, специалисты, работающие со студентами должны:

В первую очередь понимать, что молодое сознание находится как в поиске своего «я» и своей второй половинки, так и в поиске духовного наполнения своей жизни. Причём необходимо иметь в виду что современные студенты, как правило, верят в существование Бога и эта вера неотделима от них, поскольку социально-экономические трудности и морально-этические проблемы во взаимоотношениях людей толкают их на активный поиск источников любви и гармонии. Ответ они находят в разнообразных фильмах, передачах, песнях, книгах, в людях и прочие источники информации – которые говорят миру о безграничной любви Господа Бога к своему творению, доказательством которому служат смерть Христа на кресте. В современном мире молодые люди склонны верить в любовь Бога без особых доказательств Его бытия, но из-за стремления ощутить на себе Его любовь, если она на самом деле есть. Желающих получить такой опыт не убавляется, поскольку людям свойственно искать любовь (чувство возможно иррацио-нальное, но без которого нельзя жить). Вероятно, причиной поиска служит «недополучение» любви в детстве от родителей, которые тоже её получили мало. Молодые люди не могут объяснить порою, почему верят в Бога, чаще отвечают, что просто хотят в Него верить. И это понятно. Поток жестокости, насилия, страдания людей, сцены жестокого обращения с людьми и животными, ненависть и вражда настолько пресытились с детства молодым людям, что они сейчас хотят получить глоток чистоты и любви. С точки зрения соционики психика человека избирает объект своего поклонения в процессе многократного сравнения и испытания на прочность. Кроме этого человеческая психика устроена таким образам, что она стремится всеми своими силами уйти от саморазрушения. Вероятно, её так запрограммировал Сам Создатель. В вере в Бога видна тяга к жизни молодых людей. Бог стал для них синонимом жизни. Поэтому они категорически не приемлют кровавый и суровый коммунизм. Здесь исследователь указывает причины их духовных поисков для того, чтобы те, кто проводит работу с ними, мог себе четко представит, что именно толкает молодых людей тянуться к Богу и в связи с этим выражать своё понимание и одобрение к их поискам. Очень многие молодые люди указали в опросных листах на то, что им не хватает понимания со стороны окружающих [15, c.176].

Важно также содействовать установлению в молодёжной среде обстоятельств к лучшей коммуникации со своими сверстниками. Молодые люди указали на нехватку хорошего общения друг с другом.

Также молодые люди хотели бы участвовать в различных мероприятиях по узко специализированным направлениям и интересам. Самая большая проблема для большинства студентов в своем профессиональном развитии на сегодняшний день это отсутствие для развития своего внутреннего потенциала. А те возможности, которые есть у студентов сегодня, ничтожно малы и ограничены организацией вечеринок и разнообразных увеселительными мероприятиями. Для молодёжи разных типов, имеющих различные интересы нужны соответственно возможности для реализации тех развивающих потребностей, которые в них есть. Эта задача стоит и перед родителями тоже, поскольку невежество последних бывает губительным для самых перспективных идей молодых людей. Тем более это касается специалистов и руководителей.

Предоставление многих инициатив молодым людям в процессе профессиональной подготовки поможет им в повышении своего коэффициента личностного развития. Также предоставление прав и свобод для верующих студентов иметь в ВУЗе или колледже возможность проводить христианские или мусульманские молодёжные собрания и вечеринки, будет большим благом в развитии толерантности между студентами. А иметь молитвенные комнаты, кабинеты или аудитории для верующих различных вероисповеданий будет способствовать к повышению морально-этического климата в учебном заведении, что неминуемо положительно отразится на успешности в обучении и усвоении учебных нагрузок. Подобно тому, как в Японии для сотрудников многих процветающих компаний придумали комнаты релаксации или проявления своих гневных эмоций на чучеле руководителя, молитвенные комнаты или аудитории будут способствовать восстановлению равновесия духовных, душевных и физических сил и эмоций. Возможно, это также будет способствовать развитию коммуникативной стороне среди молодёжи, которая в настоящее время находится в очень неудовлетворительном состоянии. Ведь не зря так много студентов верят в Бога, это ведь продукт, причина индивидуализации и соответственно одиночества, которое не с кем порою бывает разделить, как только с Богом [16, c.180]. Отсутствие коммуникаций отрицательно сказывается как на работе психики, так и на профессиональном становлении личности студента.

Итак, рассмотрены некоторые причины веры в Бога и то, как можно разрешить эмоционально-познавательные интересы и потребности студентов. Теперь остаётся проанализировать и выбирать наиболее приемлемые и наиболее результативные способы развития студентов как личностей социальных и духовных, если есть желание видеть молодых людей красивыми, нравственно и душевно здоровыми. Ведь путь к сердцу студента лежит через его потребительский желудок!


Заключение

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.