Смекни!
smekni.com

Религия как социальный институт (стр. 8 из 9)

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

Обращение только к сознанию респондентов, религиозные и нерелигиозные признаки которого могут фиксироваться лишь по их высказываниям, без учета поведения тоже может привести к получению недостаточно достоверной информации. По каким-то причинам человек может скрывать свою религиозность, подлинные мотивы своего поведения или же, наоборот, представлять себя верующим, приверженцем конкретной конфессии, сам при этом сознавая, что таковым не является.

Проведенные исследования свидетельствуют, что подобные искажения информации, когда речь идет о такой тонкой, глубоко интимной стороне духовного мира человека, как его отношение к религии, имеют место. Но эти же исследования, сравнение результатов, полученных на разных объектах, анализ заполненных анкет на логическую противоречивость позволяют утверждать о достаточной надежности и достоверности основной массы получаемой информации, о принципиальной доступности религиозного феномена изучению социологическими методами. Выход – в комплексной фиксации признаков сознания и поведения, соотнесении их друг с другом, постановке контрольных вопросов и построении в исследовательской процедуре такой модели сочетания этих двух рядов признаков, которая позволяла бы достоверно судить о религиозности или нерелигиозности индивида.

Перспективы социологии религии в стране, по крайней мере ближайшие, неутешительны. Нет кадров, и они не готовятся. Крайне скудна литература, появившиеся в последние годы немногочисленные публикации существенно этой ситуации не изменяют [17,18 с. 22-31].

Перспективы отечественной социологии религии достаточно проблематичны и потому, что помимо общих трудностей, переживаемых сегодня наукой, ей в России еще приходится заниматься самоутверждением и в научном сообществе, и в общественном сознании. Начинать почти заново, со скудным наследством – дело трудное, но в противном случае остаются открытыми вопросы и о реальном состоянии религии в сегодняшнем российском обществе, и о будущем религии в перспективе его развития.

Все же хочется верить, что отечественная социология религии будет развиваться. Быть может, за это нелегкое, но стоящее дело возьмется кто-то из тех, кто прочитает эту книгу. Помимо индивидуальных склонностей, здесь требуются общественные предпосылки, прежде всего – не отягощенное никакими комплексами состояние духа, свобода видеть в религиозной сфере вещи такими, какие они есть.

Дальнейшее развитие социологии религии диктуется научным интересом к тому, что происходит с религией и как меняется ее воздействие на общество в контексте тех кардинальных сдвигов, которые происходят на пороге XXI века. Каким потенциалом обновления обладает сегодня религия? Способна ли она сыграть в культурно-исторических переменах на пути к постиндустриальному обществу роль, сопоставимую с той, которую сыграли мировые религии в рождении из великих культур древности современного мира, или протестантизм в становлении научно-технической цивилизации Запада? Очевидно не только научное, но и более широкое, общественное значение этой проблематики.

Для России сегодня важна также прикладная проблематика религии, т.е. накопление эмпирических данных о религиозной жизни в различных ее аспектах и выходах на демографические, этнические, образовательные и другие проблемы современного российского общества. Отсутствие подобной эмпирической основы, естественно, приводит к тому, что религиозный фактор зачастую как бы сбрасывается со счетов в таких отраслях социологии, как политическая, экономическая, социология образования, семьи и другие, хотя, казалось бы, очевидно, что этого не должно быть, если мы хотим иметь достаточно полную и достоверную картину жизни нашего общества.


Список использованной литературы

1. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие./ В.Г.Лукьянов, С.А.Сидоров, И.С. Урсу.- СПб: СПбИВЭСЭП, 2004. – 414с.

2. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие./ В.Г.Лукьянов, С.А.Сидоров, И.С. Урсу.- СПб: СПбИВЭСЭП, 2004. – 414с.

3. Гаврилов Ю.А., Кофалова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г., Конфессиональные особенности религиозной веры и представлении о ее социальных функциях. // Социологические исследования. – 2005.- №3.– 94 с.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому./ Н.Я. Данилевский. – СПб.:Общественная польза, 2000.- 487 с.

5. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. – Сочинения в 2-х т. – М.: Наука, 2000.-304 с.

6. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. – 2005.- №6. – 133 с.

7. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2004. – 527 с.

8. Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник./ А.М. Яковлев – М.: Изд. «Экзамен», 2003. – 384 с.

9. Филатов С.Б., Лункин Р.Н., Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначначная реальность.// Социологические исследования. – 2005.-№6. – 118-121 с.

10. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. – 2005.- №6. – 133 с.

11. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. – Сочинения в 2-х т. – М.: Наука, 1993.-304 с.

12. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов – М.: Изд-во Политической литературы, 1999. – 387 с.

13. Ядова В.А. Социология в России./ Под ред. В.А. Ядова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. – 696 с.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому./ Н.Я. Данилевский. – СПб.:Общественная польза, 2001.- 487 с.

15. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов – М.: Изд-во Политической литературы, 2001. – 387 с.


Список использованной литературы

1. «Ваша Газета» №23 (591) стр.2 «Рамиль Хазрат возглавил мечеть Кул Шариф».

2. Священное писание, изд-во «Стамбул», 2003 « Мудрые изречения» 632 с.

3. Священное писание, изд-во «Стамбул», 2003 « Мудрые изречения» 633 с.

4. Священное писание, изд-во «Стамбул», 2003 « Мудрые изречения» 613 с.

5. Багдасарьян Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодёжи./ Н.Г. Багдасарьян, А.А. Немцов, Л.В. Кансузян // Социологические исследования – 2003. -- №3, 168 с.

6. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. – Сочинения в 2-х т. – М.: Наука, 1993.-304 с.

7. Возмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы. // Социологические исследования. – 2007. - №2. – 160 с.

8. Гаврилов Ю.А., Кофалова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г., Конфессиональные особенности религиозной веры и представлении о ее социальных функциях. // Социологические исследования. – 2005.- №3.– 94 с.

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому./ Н.Я. Данилевский. – СПб.:Общественная польза, 2000.- 487 с.

10. Джудит Л.Т., Кейт Шектер. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России./ Под ред. Л.Т. Джудит, Кейт Шектер. – М.: Альпина Пабишер, 2003. – 384 с.

11. Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии.// Социологические исследования. – 2007. - №7. – 156 с.

12. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие./ В.Г.Лукьянов, С.А.Сидоров, И.С. Урсу.- СПб: СПбИВЭСЭП, 2004. – 414 с.

13. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов – М.: Изд-во Политической литературы, 2001. – 387 с.

14. Налетова И.В. «новые православные» в России: тип или стереотип религиозности. // Социологические исследования. – 2004. - №5. –130-135 с.

15. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Отв. Ред. Академик РАН Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: изд-во Норма, 2002. – 912 с.

16. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. – 2005.- №6. – 133 с.

17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2004. – 527 с.

18. Филатов С.Б., Лункин Р.Н., Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначначная реальность.// Социологические исследования. – 2005.-№6. – 118-121 с.

19. Ходжаева Е.А., Шумилева Е.А., Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в РТ. // Социологические исследования. – 2003. - №3 – 106-108 с.

20. Ядова В.А. Социология в России./ Под ред. В.А. Ядова – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. – 696 с.

21. Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник./ А.М. Яковлев – М.: Изд. «Экзамен», 2003. – 384 с.


Приложение А

Культ как социальный феномен

Аспект рассмотрения Характеристика
Предмет культовойдеятельности Материальные вещи, животные, растения, горы, реки, солнце, луна, существа – духи, единый всемогущий бог
Субъект культовойдеятельности Верующий индивид или религиозная группа. Мотив участия: религиозная вера, чувства, потребности в общении, эстетическом наслаждении.
Содержание культовойдеятельности Во время отправления культа в сознании участников актуализируются религиозные образы, представления, идеи, догматы. Культ – это своеобразная «драматизация религиозных представлений».
Способы культовойдеятельности а) элементарные культовые акты – крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц;б) сложные культовые акты – жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники.
Средства культа Культовое здание, религиозное искусство, культовые предметы.
Результат культовойдеятельности Удовлетворение религиозных потребностей;Общение верующих друг с другом;Сплочение религиозной группы;Психотерапевтический эффект (переход от состояний тоски и скорби к внутреннему успокоению);Получение эстетического наслаждения (от убранство храма, музыки)

Приложение Б