Смекни!
smekni.com

Религия, религиозное сознание (стр. 3 из 3)

К. Маркс в «Капитале» характеризовал товар как «чувственно-сверхчувственную», «общественную» вещь, имея в виду, что товар наряду с природными свойствами обладает социальными характеристиками (например, стоимостью), недоступными чувственному восприятию. Описывая процесс, в котором «определенное общественное отношение самих людей» принимает в их глазах «фантастическую форму отношения между вещами», Маркс находит аналог этому процессу в области религиозного мира, в котором «продукты человеческого мозга представляются самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом».

Глубокий анализ социального механизма происхождения религии на основе марксова подхода к исследованию капитализма в целом, и в том числе процессов фетишизации, овеществления товарных отношений между людьми, провел Л.Н. Митрохин. Его вывод в этом плане таков: обожествление, рождение идеи Бога «совершается не по модели переживаний изолированного индивида, а путем перенесения на природный мир свойств и структуры общества в целом, уподобления природы социальному организму». На наш взгляд, у автора имеет место недооценка антропологически-психологического и особенно гносеологического аспектов проблемы сущности и происхождения религии, зато дается богатый материал о взаимодействии религии с наукой, моралью, политикой, объективно отражающий противоречивую роль религии в жизни общества. Религия — это не случайная ветвь культурной эволюции, а закономерно возникшая форма осознания людьми окружающей действительности и самих себя. Усилению роли религии способствовало самораздвоение общества на антагонистическое классы. Всестороннее и объективное исследование происхождения и всего исторического развития философии дает основание для вывода о том, что религиозное сознание может постепенно ослабляться лишь по мере действительного разрешения противоречий между человеком и обществом, свободой и необходимостью. Целиком противоречия жизни людей никогда не могут быть разрешены. Поэтому определенная часть людей (несравнимо меньшая, чем сейчас), вероятно, всегда будет склоняться (в силу своей психологии, жизненной судьбы и личных особенностей мышления) к религиозному мировоззрению, хотя бы к отдельным его элементам.

Принципиальное отношение марксизма как политического направления к религии выражено Ф. Энгельсом: «Что касается вопроса о религии, то мы считаем его совершенно второстепенным вопросом, который никогда не должен служить поводом для ссоры между людьми, принадлежащими к одной и той же партии. При всем том дружеская дискуссия по теоретическим вопросам вполне возможна и даже желательна». К сожалению, в практической деятельности коммунистов эта позиция часто не соблюдалась.