Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 14 из 25)

Структура католической церкви

Согласно решениям Вселенских соборов, признаваемых и католиками, и православными, даже в поздневизантийские времена, предполагается пер­венство римской кафедры перед остальными (римский примат). 5 кафедр имеют особое первенство перед остальными, а иерархически подчинены друг другу следующим образом — на первом месте Рим, на втором — Константинополь, на третьем — Александрия, на четвертом — Антиохия, на пятом — Иерусалим. Все это имело название «пентахия», т. е. пятиначалие.

Главой католической церкви и верховным правителем Государства Города Ватикан является Папа Римский, полный титул которого звучит следующим образом — епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник князя апостолов, верховный понтифик (доел, в переводе - делатель моста) вселенской церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства Города Ватикан, раб рабов Божиих. Сам титул обусловливает особый статус Папы Римского как наследующего руководство церковной жизнью христиан-католиков с благословения Иисуса Христа. Резиденцией Папы Римского является Государство Города Ватикан, занимающее относительно небольшую территорию (44 га). Еще в 756 г. эти земли были подарены французским королем Пипином I Папе Стефану и стали называться Папской областью (государством). В 1870 г. после объединения Италии Папская область была ликвидирована, а в 1929 г. возникло Государство Города Ватикан. Папа Римский избирается конклавом кардиналов («за» должно быть отдано 2/3 голосов + один) пожизненно. Официальный список Пап Римских хранит имена 262 руководителей католической церкви, включая ныне действующего Иоана Павла II (до избрания в 1978 г. - польского кардинала, носившего имя Кароль Войтыла).

Административный аппарат католической церкви - римская курия (состоит из конгрегации, канцелярий, секретариатов и трибуналов) - находится в непосредственном подчинении Папы Римского и осуществляет управление всей совокупностью, как религиозных структур, так и внецерковных организаций и объединений, находящихся под патронатом Ватикана,, т. е., кроме решения кадровых церковных проблем, контроля за обрядами, ведения монастырских дел, совершенствования системы религиозного образования и т.д., католическая церковь руководит политическими и общественными организациями: партиями, профсоюзами, объединениями молодежи, женщин и др.

Церковная иерархия имеет 4 основные ступени: дьяконат, пресвитериат (священники), епископат, примат (обладает только Папа). Католические цер­ковные парафин по территориальному признаку объединяются в диецезии во главе с епископом. Диецезии в пределах одного государства образуют на­циональную церковь, которую возглавляет кардинал. Национальные церкви, в свою очередь, являются составляющими единой централизованной ка­толической церкви. Католическому духовенству всех рангов в связи с исключительной его ролью в духовной жизни христиан-католиков запрещено всту­пать в брак. Обет безбрачия (целибат) как бы подчеркивает отстраненность священников от земных привязанностей и их принадлежность к клиру.

Догматика католицизма

Источником вероучения в католическом христианстве признаются тексты, являющиеся, согласно вероучению, нисходящим и объективированным словом самого Бога — Священное Писание и Священное Предание. Каноническими в католицизме признаны все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, а также суждения Пап Римских по церковным и мирским проблемам. Когда римский первосвященник говорит ex cathedra, т. е. при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан — он обладает непогрешимостью в вопросах веры и нравственности (согласно декрету от 18 июня 1870 г. I Ватиканского собора, который устанавливал догмат о папской непогрешимости).

IV-ый Константинопольский собор, состоявшийся в 869 - 870 гг., считается в католицизме VIII Вселенским, но православие таковым его не признаёт. Далее, после разделения восточной и западной христианских церквей в 1054 г., общехристианские Вселенские Соборы не проводились, но католицизм настаивает на подобном их именовании. Решения последующих Вселенских Соборов имеют для католиков статус высшего церковного ав­торитета, т. к. считается, что на таких соборах незримо присутствует Дух Святой. Кроме уже существовавших общехристианских основ вероучения, на них были приняты несколько новых догматов и регламентированы специфические собственно католические обрядовые практики.

На Толедском соборе (589 г.) вносится добавление к Символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат. — filioque). Все три ипостаси Божества тождественно проявляют себя. Тождественность их сущности порождает тождественность их энергии (благодати), т. е. образ их действия и проявления во «внешнем» мире. Внутреннее, вневременное самостановление Троицы предполагает, что различие ипостасей рождается в лоне единой божественной природы. Именно природа Отца рождает Сына и вместе с ним изводит Дух.

Согласно христианскому учению земная история завершается Вторым пришествием Иисуса Христа, которое произойдет по воле Бога-Отца и в только Ему известный час. Тогда будет воскрешение мертвых (всех, кто когда-либо жил), их души воплотятся в тела, чтобы предстать на Страшном суде. Страшный суд в конце времён - это процесс над историей каждого человека и вместе с тем над всем родом людским одновременно. В средние века было распространено убеждение, что подавляющее большинство душ сразу после смерти попадает в геенну, где пребывает за грехи до Страшного суда (считалось, что спасения достойны столь немногие, что они легко разместились бы в Ноевом Ковчеге). В кон. XII — нач. XIII вв. католическая цер­ковь корректирует эсхатологическую концепцию, а на Флорентийском соборе (1439 г.) принимает догмат о чистилище. Чистилище — это своего рода ад, но временный, место, где после смерти пребывает душа усопшего, очищаясь и испытывая мучения в зависимости от тяжести прегрешений. Тем самым обретается возможность окончательного спасения в день Страшного суда. С учением о чистилище связана и практика распространения индульгенций. Католическая церковь, представляющая Град Божий на земле, обладает «запасом» благодати, которую может распространять по своему усмотрению. Имея же заслуги перед церковью, в число которых входит и приобретение индульгенций (церковных бумаг, обладающих частицей благодати), католик получает прощение определённых грехов и облегчает свою участь в чистилище;

Ещё на Вселенском соборе в Эфесе (431 г.) Пресвятая Дева Мария, мать Иисуса Христа, была признана Богородицей и Царицей Небес. По преданию родилась она от Иоакима и Анны. С четырёх лет отдана на воспитание в храм. Затем обручена с Иосифом. В Назарете получила благую весть о рождении Спасителя мира.

В католицизме провозглашены догматы: о непорочном зачатии Богородицы (принят в 1854 г. — Дева Мария была рождена как чистое, свободное от первородного греха существо, как свободна была от него еще не падшая Ева), о телесном вознесении Богородицы на небо (1950 г.). В 1964 г. Папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария провозглашена «Матерью церкви». В целом почитание Богородицы в католической церкви выражено и акцентировано гораздо в большей степени, чем в православной; догмат о непогрешимости Папы в делах веры (см. выше).

Обрядовые особенности католической церкви проявляются в следующем:

■S богослужение (месса) проводится на латинском языке. Прихожане участвуют в нем сидя — встают лишь во время чтения Евангелия. Сопровождается органной музыкой (по выражению А. Ф. Лосева, если самая сущность православия выражается в колокольном звоне, то самая сущность католичества — в демоническом звуке органа). Хотя орган — византийское изобретение и еще Фома Аквинский как нормативный католик резко выступал против его применения в церкви, именно звучание органа подчеркивает своеобразие католического богослужения;

■S в оформлении интерьера католического храма (костёла) преобладают скульптурные композиции и живопись, а не иконы, как в православном. Фрески в храме зачастую «воссоздают» священную историю и наглядно иллюстрируют библейские сюжеты, таким образом, просвещая прихожан. После Триденгского собора (1545—1563 гг.) подобному убранству католических храмов стали уделять особое внимание, чтобы сразу напомнить вошедшему в костел, что он — католик, а не протестант;

s католики крестятся в отличие от православных христиан всей ладонью с левого плеча на правое;

•/ католическая церковь почитает, кроме общехристианских, ещё и собственно католических святых, а также реликвии, связанные с их жизнью и деятельностью.

Католицизм имеет свои особенности и в проведении таинств (культовые действия, которые полагают установленными Иисусом Христом. В них «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия», которая изменяет духовно-нравственную жизнь человека).

В католицизме, как и в православии, признается 7 таинств, в каждом из которых человеку сообщается определённый дар благодати. Согласно учению «opus operatum», действительность таинства и его спасительное действие не зависят от качеств лиц, его совершающих, но зависят от воспроизведения обязательных процедур (соблюдения установленного порядка, участия «законно поставленного» духовного лица, следования словесной формуле, особый настрой принимающего таинство).