Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 15 из 25)

Таинства разделяются церковью на неповторимые (крещение, миропомазанье, священство) и повторяемые.

1. Таинство крещения - священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное обливание тела водой с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа - омывается от первородного греха, возрождается благодатию Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова.

2. Таинство миропомазания - таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. В католицизме в виде конфирмации совершается епископом над детьми 7-12 лет, наделяя их Божественной Благодатью.

3. Таинство покаяния (исповеди) - таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника в специальной исповедальне и получает через него прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

4. Таинство причащения - таинство, в котором верующий под видом хлеба и воды (в католицизме) вкушает само Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинство соединяется с Христом и делается причастником вечной жизни.

5. Таинство брака - по сотворению Адама и Евы «благословил их Бог, и сказал им Бог плодитесь, и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею». Брак - это таинство, в котором при свободном обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз во образ духовного союза Христа с Церковью. А также испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

6. Таинство принятия духовного сана (ординация) — таинство, в котором принимающий духовный сан отрекается от мирских соблазнов и посвящает себя всецело служению Богу и Церкви как Невесте Христовой.

7. Таинство елеосвящения (соборования) — таинство, в котором при помазании больного священным елеем (маслом) призывается на больного благодать Божья для исцеления его от телесных и душевных болезней.

В 60-е годы XX в. II Ватиканский собор (октябрь 1962 г. - июль 1965 г.) открыл так называемые обновленческие процессы в современном католицизме. Был принят ряд важнейших решений, модернизирующих католицизм и делающих его более соответствующим реалиям современного мира:

s разрешено проводить богослужение не только на латинском, но и на национальных языках;

s руководство церкви осудило позицию разжигания вражды между представителями различных религиозных конфессий;

s подчеркивалось движение католической церкви в сторону сближения с другими христианскими церквями и приобщение к экуменизму;

•S проведена демократизация церковной жизни и принят декрет о светском апостолате и т. д.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 1 млрд. человек, которые являющихся христианами-католиками. Католицизм в наибольшей степени распространен в Испании, Италии, Португалии, Франции, Польше, Литве, США, в Латинской и Центральной Америке.

В Украине католическое христианство начало распространяться с XIV в., когда большую часть земель Галицко-Волынской Руси захватил польский король Казимир III. В 1375 г. была создана Галицкая католическая митрополия, что положило начало активному «освоению» католицизмом украинских территорий. В современной Украине римско-католическая церковь представлена через деятельность Львовской архидиецезии как ее духовного центра, имеющего соответсвующие управленческие и духовно-учебные структуры. В подчинении нунция (посла) Ватикана в Украине автономно действует структура РКЦ в Закарпатье — Закарпатская апос­тольская администрация Римско-католической церкви. Сегодня более 700 католических общин действуют во всех областях Украины.

Контрольные вопросы

□ Назовите и охарактеризуйте особенности вероучения, культа и организации католицизма.

Q В чем суть и какова направленность соци­альной политики Ватикана?

□ Сформулируйте основные черты модернизма современного католицизма.

□ Что представляет собой современная католическая церковь?

□ В чем заключаются причины возникновения и какова суть греко-католицизма?


Тема 9. ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантизм возник в результате Реформации (лат. Reformatio - преобразование, исправление) — движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

Первые организованные реформаторские движения, ставящие целью возвращение к первоначальной нищете Церкви, возникают в XII в. Важней­шее из них - лионские вальденсы (1173 г.). Францисканское движение в большой мере вобрало в себя законное недовольство народа, но в то же время способствовало формированию пауперистских и милленаристских течений. Оксфордский профессор Джон Уиклиф (1320-1384) встал у истоков движения лоллардов — «бедных священников», отрицавших догмат о материальном характере «пресуществления», целибат священства, церковную иерархию, право отпущения грехов и выдачи индульгенций. Пражский проповедник Ян Гус (сожжен в Констанце в 1415 г.) считается учеником Уикли-фа, хотя сам он против этого возражал. От него пошло народное движение, которое вело войну не столько религиозную, сколько за независимость Богемии от Австрии. Экуменические тенденции этой эпохи привели, казалось бы, к договоренности между Восточной и Западной церквами, но после взятия Константинополя (1453 г.) идиллия окончилась. Конфликты между Римом и Константинополем были облечены в форму догматического спора о филиокве (лат. — «и сына») — догмат, принятый на Толедском соборе в 589 г. без согласования с Восточной церковью и означающий исхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына). В действительности речь шла о власти. Греческий патриархат аннулировал договор об унии, подписанный в 1439 г. во Флоренции византийским императором Иоанном VIII Палеологом.

В начале XVI в. гораздо более драматичный церковный раскол отделил германский Север от остальной Европы. Его начал монах-августианец Мартин Лютер (1483 — 1546) — профессор богословия в Виттенберге. 31 октября 1517 г. Лютер прибил 95 своих тезисов к дверям собора в Виттенберге и затем смело защищал их перед кардиналом-легатом Кайетано. В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивающий человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Она не давала прощения, так как последнее требовало покаяния. В начале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Так, папа Урбан II обещал их участникам крестового похода 1095 г. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя бы неофициально, стало возможным приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст IV разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Распространилась купля-продажа церковных должностей («симония» — от имени Симона — волхва, который, согласно Новому Завету, пытался купить у св. Петра божественную силу). Многие епископы и священники, не скрываясь, жили с любовницами. Зачастую им отпускались грехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги» за незаконнорожденных детей и т. п. Все это порождало среди мирян недоверие к клиру. Под влиянием своего друга, гуманиста Филиппа Меланхтона (1497 — 1560), Лютер, в конце концов, смягчил многие пункты своего учения и обряда. В то же время его французский последователь Жан Кальвин (1509 - 1564), с 1541 г. полностью подчинивший своей власти Женеву, защищал гораздо более жесткую, догматическую и мрачную протестантскую доктрину. Про­тестантское движение распространялось при поддержке князей-партикуляристов Германии и Швейцарии, искренне не признававших папского авторитета. К 1530 г. правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и Брауншвейга, а также короли Дании и Швеции приняли протестантскую веру, порвали с римской церковью, провели секуляризацию монастырских земель и реорганизовали церкви на своих территориях в соответствии с принципами протестантизма. Секуляризацию монастырей приветствовали как отряды вооруженных рыцарей, так и крестьяне. Подстрекаемые радикальным протестантом Томасом Мюнцером (1490 - 1525), крестьяне начали войну, которую Лютер осудил, а лига князей-протестантов жестоко подавила.

Протестантское движение неоднородно: фундаменталистское в своей основе, оно включает и существенную вольнодумную периферию (анабаптисты, меннониты и т.д.). Ситуация осложняется еще и тем, что Лютер отказался от некоторых идей своей молодости, в то время как многие его ученики и сторонники оставались им верны. Самые радикальные из этих учеников — Ульрих Цвингли (1484 — 1531), швейцарский протестантский лидер, и Жан Кальвин.

Со своей стороны, католическая церковь организует Контррсформацию, главным деятелем которой было Общество Иисуса (иезуиты) — орден, основанный в 1534 г. Игнатием Лойолой (1501 -1556). Ее принципы сформулировал долго тянувшийся Тридентский собор (1545 - 1563). Как и протестантская реформа, католическая была фундаменталистским движением. Ее суровыми моральными предписаниями и многочисленными запретами (например, на чтение сочинений, внесенных в Индекс запрещенных книг) отмечено наступление Нового времени. В 1534 г. от Рима отделилась еще одна протестантская церковь - англиканская. Религиозные распри и приход к власти кальвинистов-пуритан стали затем причиной английской революции (1642 - 1649).

Сам термин «протестантизм», который стали употреблять для обозначения совокупности вероисповеданий христианства, генетически связанных с Реформацией, происходит от «протеста» ряда евангелических немецких князей, заявленного ими в 1529 г. против отмены 2-ым Шпейерским рейхстагом (органом центральной власти Священной Римской империи) права решать вопрос о религии подданных, которого они добились в 1526 г. (окончательно это право было подтверждено Аугсбургским религиозным миром 1555 г., по которому католицизм и лютеранство получили равные права и в котором закреплен принцип: каков правитель, такова и религия).