Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 16 из 25)

Особенности вероучения, организации и культа

Реформаторы настаивали наличном отношении человека и Бога. Они боролись за право каждого христианина свободно читать Библию. В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Предание либо отвергается, либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.

Большинство протестантских конфессий подчеркивает всеобщую порочность и греховность людей и не рассматривает праведность как черту, присущую человеку. Спасение, по мнению протестантов, обусловлено только искупительной жертвой Иисуса Христа. Оправдание достигается личной верой в крестный подвиг Христа, причем многие протестанты считают, что посмертная судьба человека предопределена Богом.

Необходимость добрых дел для спасения подавляющим большинством протестантов категорически отрицается. Они не верят также в заступничество святых перед Богом, отвергают веру в чистилище и действенность индульгенций.

Таинства рассматриваются как видимое слово Божие и ставятся в один ряд с другими формами Божьей милости: познанием Священного Писания, проповедью и т. д. Большинство протестантов признают лишь два таинства, о которых известно из Нового Завета, что их установил сам Иисус Христос: крещение и Вечерю Господню (причащение), не веря в пресуществление элементов причастия (хлеба и вина) в тело и кровь Христовы.

Всех протестантов объединяет отказ признать примат римского папы. Чрезвычайно важным является принцип всеобщего священства. Протестантизм, выступающий за упрощение и удешевление культа, отверг молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и других реликвий, уменьшил литургическую сторону церковной жизни, поставил на первое место проповедь и чтение Священного Писания.

Церковное устройство у протестантов имеет три основные формы:

S епископальную (когда группа церковных общин в пределах определенного региона управляется епископом);

S пресвитерианскую (ряд соседних церковных общин образует пресвитерию, имеющую право определенного контроля над этими общинами);

S конгрегационистскую (каждая церковная община фактически независима).

С самого начала реформистское движение не было однородным. Некоторые крупные направления исторически сформировались довольно рано:

анабаптистское движение;

лютеранство;

кальвинизм;

англиканство.

Все последующие протестантские движения были более или менее явно связаны с одним или несколькими из этих основных течений.

В настоящее время существенное число последователей имеют следующие протестантские течения: англиканство, лютеранство, кальвинизм (в 3 формах: реформатство, пресвитерианство, конгрегационализм), меннонитство, методизм, пяти-десятничество, баптизм, адвентизм, Армия спасения, квакеры, моравские братья, вальденсы.

Основные международные объединения: Всемирный альянс реформатских церквей (1970); Всемирный союз баптистов (1905); Всемирная лютеранская федерация (1947) и т. д.

Общая численность сторонников протестантизма составляет свыше 600 млн. человек (36% всех христиан и 12% всего населения мира), в том числе в Украине — 1,6 млн. (3% населения).

Анабаптисты

Их христианство является в значительно большей степени чувственным, чем интеллектуальным. Этот тип восприятия сложился задолго до реформы. К нему можно отнести движения «милленаристов». В 1522 г. — в начале реформы — возникло крестьянское движение, настаивавшее на необходимости второго крещения (слово «анабаптизм» как раз и означает «крещение вновь») для подготовки к скорому пришествию Христа. Это движение стремилось разрушить практически все, что было связано с католичеством, и вызывало у большинства раздражение. В результате оно было утоплено в крови. Его остатки перешли на пацифистские и ненасиль­ственные позиции, сохранив при этом довольно анархичное отношение, как к религиозным, так и политическим организациям.

Единственными настоящими анабаптистами, дожившими до наших дней, являются амиши — маленькая, но колоритная анахроническая община в США.

Сюда обычно относят также меннонитов (названы по имени Менно Симонса (1496 - 1561) -католического священника, перешедшего на сторону анабаптистского движения), чья церковь, возникшая в Центральной Европе, в течение многих веков подвергалась жестоким преследованиям. Они очень предприимчивы, придерживаются теории непротивления злу насилием. Общее число — около 900 тыс. чел. В противоположность тому, что можно было бы ожидать, крупные баптистские церкви вышли вовсе не из анабаптизма: по сути, они возникли из пуританского движения, английской формы кальвинизма. Все же баптисты и анабаптисты согласны в том, что единственное имеющее силу крещение — это крещение взрослых.


Лютеранство

Лютеранство — одно из основных и наиболее крупных по числу последователей (76 млн. чел.) течений протестантизма. Церкви, названные впоследствии лютеранскими, или евангелическими, оформились в северных немецких княжествах. Лютеранство признает авторитет Апостольского и Никео-Константинопольского Символов Веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбурское вероисповедание» Ф. Меланхтона (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580).

Лютер первоначально намеревался реформировать церковь изнутри, а вовсе не отделяться от нее. Поэтому не удивительно, что даже длительное вре­мя спустя после разрыва в лютеранских церквях имелось много общего с католичеством, чего нельзя сказать, например, о церквах, вышедших из кальвинизма. Лютер в соответствии с условиями своей эпохи выступал за национальные церкви, находящиеся под защитой князей, в то время как Кальвин хотел вывести церковь из-под их влияния. Поэтому лютеранство охватывает географически сравнительно однородные зоны: например, Скан­динавию, где оно практически не имеет конкуренции со стороны других религий. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия, два таинства: крещение (младенцев) и причащение. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятия, облачения духовенства и алтарь. В основном оно остается религией общин скандинавского или немецкого происхождения.

Кальвинизм

Кальвинизм возник в 30-х гг. XVI в. во Франции. Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизированная форма — Каль-винус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Он получил в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы. Вынужденный покинуть Францию и переехать в г. Базель в Швейцарии, Ж. Кальвин издал в 1536 г. «Наставления в христианской вере» - фундаментальную книгу-справочник по реформации; в том же году был принят в Женеве, которая быстро стала новым Римом для протестантов. Он установил там суровый режим, который один из его сподвижников — Джон Нокс — перенес в свою родную Шотландию под названием пресвитерианской церкви. Герцог Гийом I Оранский Нассау принял в 1573 г. кальвинизм как официальную религию Соединенных Провинций - сегодняшних Нидерландов. Таким образом, приобретая три точки опоры - Швейцарию, Шотландию и Голландию, кальвинизм оказался в состоянии придать свою окраску реформе в целом. В конце XVI — начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение — цвинглианство, образовав швейцарскую реформатскую церковь. В отличие от лютеранства в реформатстве нет общеобязательного символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления», «Женевский катехизис» (1545), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Учение Кальвина в особенности настаивает на абсолютной суверенности Бога — одновременно и Создателя, и Спасителя. Человек, будучи грешником по своей природе, не способен спастись без Бога. Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних к вечному блаженству, других — к погибели. В то же время избранные в благодарность за свое спасение должны демонстрировать свою веру очень строгим поведением — пуританством. Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему дары - время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избрав­шего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности. Эта концепция христианства совсем не обнадеживает: Бог есть справедливость для одних (плохие люди осуждены справедливо) и любовь для других (они будут спасены, несмотря на свои прегрешения).

Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах нет статуй и икон. Отброшены все внешние атрибуты культа (свечи, крест, облачения для духовенства), в храмах нет алтаря.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию — подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве (только церковь Шотландии сохранила свое положение «установленной» - государственной — церкви).