Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 19 из 25)

Кроме указанных, существует множество различных произведений, написанных мусульманскими богословами, дополняющих и комментирую­щих основные источники.

Вероучение ислама основывается на следующих догмах, признание которых за истину и их беспре­кословное выполнение считается обязательным для всех мусульман.

1. Вера в Аллаха, единого, единственного, всемогущего Бога (всего 99 имен), творца и покровителя всего в мире, не имеющего конкретного образа и никак не изображаемого. Аллах — единственный Бог, не имеющий сыновей и соправителей. Этот догмат является главным в исламе.

2. Вера в демонов и ангелов, сверхъестественных существ, созданных Аллахом, занимающих промежуточное положение между ним и человеком. Ангелы - добрые духи - живут в царстве Аллаха и служат ему. Демоны - злые духи (шайтаны, джины) — восстали против Аллаха и за это были низвергнуты с небес. Возглавляет демонов Иблис — главный противник Бога.

3. Вера в святость Корана трактует эту священную для мусульман книгу как несотворенную, существующую предвечно, как сам Бог, и атрибут его бытия. Коран не может быть никем изменен, подлинный оригинал его хранится на небесах, а текст по частям через видения был передан пророку Мухаммаду архангелом Джебраилом. Все, что изложено в Коране, должно быть воспринято как воля Аллаха.

4. Вера в пророков и посланничество Мухаммада предполагает трактовать пророков как избранных Богом людей, через которых он вещает людям свою волю. Мухаммад является главным, последним из пророков, проповедавших человечеству.

5. Вера в рай и ад - места пребывания души после смерти человека, куда она направляется по воле Аллаха, в зависимости от совокупности поступков при жизни верующего. Праведники вечно блаженствуют в раю (арабск. - джанна), а грешники и неверующие будут мучаться в аду (арабск. - жаханнам).

6. Вера в божественное предопределение - один из основных догматов ислама, согласно которому перед творением мира Аллах все заранее предопределил вплоть до разрушения материального мира (конца света). Все в мире происходит по воле Аллаха, и ничто не может изменить ход развития событий. Человек должен подчиниться судьбе и все в мире воспринимать безропотно.

7. Вера в бессмертие души предполагает существование особой субстанции (души), покидающей тело в момент смерти, и воскресение ее из мертвых в день Страшного Суда. Рассуждение о душе в исламе носят противоречивый характер. Поэтому общее положение сводится к следующему. Когда терпение Аллаха относительно греховности людей истощится, наступит конец света. Иблис и его приспешники будут уничтожены. Все живые и мертвые предстанут перед Аллахом и будут судимы по делам их. Грешники попадут в геенну огненную, а праведники обретут вечную жизнь в раю.

Основой мусульманского культа являются пять основных обязанностей («столпов веры») верующего мусульманина:

1) исповедание веры - признание единства Бога Аллаха и пророчества Мухаммада;

2) молитва (перс. - намаз) - пять раз в сутки совершать молитву в храме или где придется, в конкретное время, по установленному ритуалу;

3) пост (арабск. - ураза) в месяц рамадан, во время которого необходимо воздерживаться от любой греховности и от пищи в светлое время суток;

4) милостыня (арабск. - аз-закят) - уплата благотворительного налога в пользу нуждающихся (обычно 1/40 часть годового дохода), что трактуется как очистительный духовный ритуал;

5) паломничество (арабск. - алхаджж) в г. Мекку хотя бы один раз в жизни с целью поклониться главной святыне всех мусульман - храму и священному камню Каабе по определенному ритуалу и в определенное время года. Часть богословов, кроме пяти «столпов веры», выделяют еще одну обязанность - джихад (от арабск. - усилие или борьба за веру), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по распространению ислама. Разновидностью джихада является газават (священная война против неверных), который в наше время употребляется в переносном смысле, но в то же время используется террористическими и экстремистскими группировками мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности.

Кроме указанных, ислам предписывает ряд дополнительных предписаний: обряд обрезания для мальчиков, а в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.) и для девочек, обязанность брака и разрешение иметь до 4-х жен и наложниц (гарем); запрет на употребление спиртного, определенной пищи, приготовленной не по мусульманскому обычаю; запрет на изображения, т. к. считается, что творить может лишь Аллах; погребение в день смерти или на следующий день по определенному ритуалу.

В исламе существуют праздники: Ураза-байрам - праздник разговления после поста (уразы); Курбан-байрам — праздник жертвоприношения с обязательным закалываем крупных животных; Маулид (Мавлют) - праздник дня рождения пророка Мухаммеда; Мирадж - праздник, посвященный вознесению Мухаммеда на небо и возвращение в г. Мекку; обязательная еженедельная молитва в храме (мечети) по пятницам, которая считается священным днем.

Вышеуказанные положения вероучения и культа характеризуют суннизм - крупнейшее из течений ислама (9/10 современных мусульман — сунниты).

Следует отметить, что ислам с начала своего формирования в организационном плане никогда не был централизованной религией. Он включал раньше и включает сегодня множественные направления, течения, секты, религиозные движения, многие из которых сегодня имеют мало пос­ледователей. Наиболее крупным направлением ислама, кроме суннизма, является шиизм.

Шиизм (от арабск. — группировка, партия, сторонники) признает Коран божественным откровением, однако считает, что в его редакции опу­щены аяты, имеющие отношение к Али, четвертому халифу, зятю и двоюродному брату Мухаммада. Шииты считают, что духовными главами всех мусульман, халифами, имамами могут быть только потомки Али. В Сунне признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Шииты имеют свое предание - ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источниками Шариа­та На почве споров о числе имамов (руководителей религиозных общин) в VII - IX вв. шииты рас­пались на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов. Сторонники ведущего направления - имамиты - верят, что имамов по линии Али было 11, а 12-й - по имени Мухаммад аль Махди -в конце IX в. скрылся, но обязательно вернется в качестве мессии перед концом света и спасет своих последователей. Скрытый имам считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам сохраняется за последователями «скрытого имама». В остальном вероучение и обряды в шиизме мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты совершают паломничество в города Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связанные с именами шиитских имамов, поклоняются мазарам - местам и реликвиям, связанным с почитанием многочисленных святых. Особой пышностью отличается траур по имаму Хусейну (праздник Шахсей-вахсей - «дни ашуры»).

В современном мире в странах распространения ислам играет большую роль в жизни верующих. Являясь, по сути, идеологией не только религиозной, но и светской жизни, ислам определяет ценности и характер гражданского поведения людей.

Распространенность ислама через мусульманскую диаспору в большинстве стран мира заставляет считаться с его спецификой. В последние десятилетия в исламе ощутимы объединительные тенденции, проявляющиеся в создании нескольких десятков международных религиозных организаций, среди которых выделяется по степени влияния Организация исламской конференции, функционирующая с 1969 г. на правительственном уровне и объединяющая 43 государства.

В Украине ислам охватывает 2,5 млн. верующих, объединенных в 116 религиозных общин. Имеются культовые сооружения, 2 учебных заведения по подготовке священнослужителей, распространяются периодические издания. Религиозные общины действуют в структуре трех объединений — Духовного управления мусульман Украины, Духовного управления независимых мусульманских организаций Украины и Духовного управления мусульман Крыма.

Контрольные вопросы

□ Где, когда и в силу каких причин возник ислам?

□ Какова роль Мухаммеда в возникновении ислама и почему мусульмане считают его величайшим из пороков?

□ Назовите и охарактеризуйте основные теоретические источники ислама.

□ В чем заключаются основные различия между суннитами и шиитами.

□ Каковы особенности вероучения и культа ислама?

□ Что такое исламский экстремизм и какие проявления его сегодня вы знаете?


Тема 11. СОВРЕМЕННЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ

Международное Общество сознания Кришны

Среди нетрадиционных культов наиболее распространенным в Украине является Общество сознания Кришны (поданным на 1997 г., представлено 23 зарегистрированными и 8 незарегистрированными общинами). Основатель этого общества - индийский проповедник Абхай Чарин Де (1896 - 1977 гг.) получивший титульное имя Бхактиведанта Свами Прабхупада. Общее руководство украинскими кришнаитами осуществляет член Всемирного совета MOCK американец Р. Кампаньйола, принявший духовное имя Шрила Вишнупад.

Священными текстами кришнаиты полагают «Бхагавад - Гиту» (Песнь Бога) и «Бхагават - Пурану» — части индийского эпоса «Махабхарата». Кришна (в пер. с санскрита - «черный», «темно-синий») - один из богов в индуизме, который почитается также как 8-я аватара (сошествие, нис­хождение) бога Вишну. В MOCK Кришна («всепривлекающий») - главное имя единого Бога, у которого множество имен. Сознание Кришны для пред­ставителей данной религии — это сверхприродный дух, разум и порядок, который пронизывает весь мир. Члены общины видят целью духовных прак­тик приобщение к этому трансцендентному бытию через преодоление ограниченности исключительно чувственного знания о мире. Поэтому не­обходимы постоянные размышления о Боге Кришне, которые сопровождаются произнесением специальных мантр: 16 слов мантры «Харе Кришна» создают трансцендентальную вибрацию звука, что помогает приобщиться к Кришне. (Эта великая маха-мантра должна повторяться 1728 раз в день -108 зерен на четках перебираются 16 раз: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе»). Мантра поется перед употреблением пищи, во время совместных богослужений, после различных действий (например после интимных контактов — 50 тыс. раз).