Смекни!
smekni.com

Религоведение (стр. 21 из 25)

По учению Хаббарда, нет понятия «грех», а есть неправильное поведение (ложь и скрытые поступки). Поэтому состоящие в организации периодически (также для очищения), письменно излагают собственные скрытые мысли и сообщают о неблаговидных поступках. Данные сведения хранятся в персональных досье каждого из адептов. Для проверки правдивости информации саентологи используют прибор, который называется «Е-метром» (e-meter).

Он фиксирует факты уничтожения «инграмм» и измеряет эмоциональное состояние человека. Таким образом, и личная жизнь саентолога становится подконтрольной организации.

В процессе приобщения к учению у человека постепенно вытесняются христианские моральные устои; любовь к ближнему замещается идеей полной личной свободы. Человек должен уметь проявлять «сильную волю», контролировать окружающих и управлять ими в своих целях.

В целом, привычных внешних признаков религии в саентологии немного. Саентологические организации выглядят скорее коммерческими центрами нетрадиционной психиатрии (к примеру, процедура «одитинга», по сути, относится к нелицен-зированной практике в медицине, поэтому подобные операции с подсознанием и психикой человека, с точки зрения медиков, череваты непредсказуемыми последствиями). В ряде стран (Германия, Франция, Испания и др.) саентология лишена религиозного статуса.

Движение (международное общество) трансцендентальной медитации

Трансцендентальный (от лат. transcendens - «выходящий за пределы»), т. е. предшествующий всякому опыту.

Создателем трансцендентальной медитации является Махариши («великий святой») Махеш Йоги, рождённый в 1911 г. в индийском городе Уттар-Каши. Само движение основано в 1959 г. в Лос-Анжелесе после переезда Махариши в США. Несколько позже им же организовано Международное общество медитации в Великобритании. Именно тогда за Махариши закрепили титул главного гуру Западного мира (быстрому распространению движения способствовало присоединение к нему молодёжных кумиров тех лет - музыкантов группы «Битлз»).

В целом учение Махариши трудно назвать религией; скорее, это метод, который должен научить человека «излучать счастье».

В любом человеке, как полагают его приверженцы, заключён огромный источник творческой энергии, мира и счастья. Но чтобы ощутить его в себе не на словах, а на деле, человек должен иметь к нему доступ; своего рода ключ к двери источника счастья. Этот ключ предлагает, по мнению Махариши, трансцендентальный метод. Основная его идея такова: сознание и разум любого из людей питаются из единого творческого начала, которое, подобно корням дерева, глубоко скрыто от повседневной жизни. Чтобы достичь этого источника гармонии и огромной энергии, нужно уметь проникнуть внутрь себя, совершить переход, трансценденцию. Это преодоление всего относительного, т.е. данного нам во внешнем чувственном восприятии. Решается эта проблема с помощью мантры - специального звука или набора звуков, освобождающих ум от тревог. Каждому из своих учеников Махариши подбирал индивидуальную мантру, которая помогала войти в нужное состояние (мантра не подлежала разглашению).

Глубокая медитация выводит человека за пределы всех его страхов и волнений, дарует ему мир с самим собой. Человек перестает быть генератором дисгармонии и напряжения, начинает излучать вокруг себя покой, который приводит к очищению атмосферы существования всего человечества.

По утверждению Махариши и его последователей, трансцендентальная медитация способна принести счастье и здоровье каждому, кто будет серь­езно будет заниматься ею по крайней мере два раза в день по 10-20 минут. Если же научится «излучать счастье» хотя бы 1% населения планеты, то мир навсегда будет свободен от войн.

Махариши разрабатывал свой метод медитации исходя из стремления сделать его доступным для всех желающих, поэтому не требовал от своих уче­ников ни коренного измененя образа жизни, ни каких-либо других необычных действий.

Контрольные вопросы.

□ Как классифицируются современные нетрадиционные религии?

□ Назовите социальные причины возникновения нетрадиционных религий?

□ В чем особенности учения Муна?

□ Какова специфика вероучения кришнаизма?

□ В чем проявляются особенности вероучения неохристианства?


Тема 12. РЕЛИГИЯ В УКРАИНЕ. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В УКРАИНЕ

Религия и ее развитие как социальное явление непосредственно связаны с этнической структурой общества. Становление и эволюция религии в Украине проходит ряд этапов, связанных с этапами становления украинского социума: родоплеменные представления древних украинцев, зарождение и утверждение христианства (период складывания народности), развитие христианства и появление этноконфессиональных образований (период существования нации). Кратко рассмотрим историю религии в Украине.

В эпоху первобытного общества у восточных славян были распространены анимистические, тотемистические и фетишистские языческие представления. Существовал многочисленный пантеон богов главой которого к X в. стал бог грома и молнии Перун. Кроме него, существовали такие боги: Сварог - бог неба (очевидно, предшественник Перуна); Даждьбог — бог солнца; Хорст — бог-светило (очевидно, луны); Велес — бог скотоводства; Стри-бог - бог ветров; Мокошь - богиня, олицетворяющая женское начало природы и женских работ; Лада - богиня-покровительница дома; Лель - бог любви; Ярило — бог природного созидания, деторождения; Купало — бог плодородия и др. Кроме указанных, существовало множество мелких божеств и духов: лешие, водяные, домовые, мелкие добрые и злые духи, которым поклонялись и которых задабривали. Существовали разнообразные обряды, которые совершали жрецы-волхвы, знаха­ри, а также изображения богов — идолы.

Распад первобытнообщинных отношений, переход к раннефеодальному обществу у восточных славян в VI - VIII вв. привел к возникновению в начале IX в. раннефеодального государства - Киевской Руси, которой нужна была объединяющая идея - религия с единым богом, свободным от племенных традиций. Такой религией явилось христианство, имевшее на Руси к середине IX в. довольно много последователей, главным образом в высших слоях русского общества (среди князей, бояр). В 988 г. Великий киевский князь Владимир объявил христианство (византийское христианство, впоследствии, с 1054 г. - православие) государственной религией Киевской Руси. С этого времени начинается история Русской Православной Церкви. В 1037 г. была образована Киевская митрополия, подчиняющаяся Константинопольскому патриарху. В первые века своего существования православие возглавляли представители Константинопольского патриарха. В IX - XIII вв. в Киевской Руси действовало около 10 тыс. храмов, 300 монастырей, 16 епархий, священников и церковнослужителей насчитывалось около 40 тыс. В период монголо-татарского нашествия, в связи с распадом Киевской Руси и разрушением Киева, глава церкви перенес свою резиденцию в Москву (1325 г.), но митрополит Московской митрополии продолжал носить титул «митрополит Киевский и всея Руси».

В середине XV в., в связи с распадом Византии и ослаблением власти Константинопольского патриарха, с одной стороны, укреплением власти московского княжества - с другой, в 1448 г. русская церковь объявила себя автокефальной (независимой) и вышла из зависимости от Константинопольского патриарха. В Москве был избран митрополит Иона, который стал называть себя «митрополитом Московским и всея Руси», чем продемонстрировал и отдаление от Киевской митрополии, продолжавшей поддерживать связи с Константинопольским патриархом. В 1589 г. главе русской православной церкви был присвоен титул патриарха Московским и всея Руси и им стал митрополит Иов.

После распада Киевской Руси на территорию Украины устремились соседние государства — Литва, Польша, Венгрия, исповедовавшие католицизм и насаждавшие его на захваченных территориях. В XIV в. Великое княжество Литовское захватило Черниговщину, Подолию, Киевщину, большую часть Волыни. Польша овладела Галицией и частью Западной Волыни. Молдавское княжество захватило Северную Буковину. В XV в. на землях южной Украины и в Крыму возникло Крымское ханство, ис­поведовавшее ислам. Закарпатье осталось под властью католической Венгрии (середина XI в.). Подписание в 1569 г. Люблинской унии (соглашения) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое государство — Речь Посполитую — знаменовало широкое наступление католицизма на украинское православие.

В 1596 г. в Бресте по инициативе Ватикана была подписана Брестская уния (соглашение) об образовании Греко-католической (униатской) церкви. Согласно соглашению украинское православие вступило в союз с католической церковью на основе признания католического вероучения и сохранения православной обрядности. Польское правительство признало Брестскую унию, а на православную церковь начались гонения.

Не все украинские православные епископы согласились с унией. В результате народной борьбы за восстановление православия в 1620 г. была возобновлена Киевская православная митрополия с подчинением Константинопольскому патриарху. Большую роль в этом процессе сыграл митрополит Пётр Могила (1632 — 1647 гг.). Он добился у польского короля возвращения православию ряда храмов и монастырей, в 1632 г. участвовал в основании са­мого крупного на то время, центра просвещения в Украине - Киево-Могилянской академии. Издавал богослужебные книги, способствовал распространению просвещения.

Народная борьба украинцев против иноземного порабощения в XVII в. проходила под лозунгом религиозной борьбы. Переяславская Рада 1654 г., объявившая о воссоединении Украины с Россией, также имела одну из основных целей — сохранение украинского православия. К этому периоду в украинском православии уже существовали определенные отличия от русского православия: свои традиции, обряды, праздники, литература и богослужения велись на украинском языке, власть епископов ограничивалась коллективным управлением. Поэтому Киевская митрополия перешла из-под юрисдикции Константинопольского патриарха к патриарху Московскому в 1686 г., и значительная часть униатов возвратилась в православие. Греко-католики сохранились на украинских землях, попавших в состав Австро-Венгрии (Буковина, Закарпатье, Галичина). Реформы патриарха Никона 1652 — 1658 гг., как известно, привели к церковному расколу, породившему старообрядчество, в том числе и на украинских землях. Полное подчинение православной церкви самодержавию произошло в результате реформ 1721 — 1724 гг., проведенных Петром I. В результате реформ патриаршество было упразднено, а во главе церкви оказался Святейший Правительствующий