Смекни!
smekni.com

Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовская государственная академия права

Поволжский региональный юридический институт

Кафедра теории государства и права

Теория государства и права

Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

/Курсовая работа/

Выполнил:

студент 1 курса 108 группы

дневного отделения

************

Преподаватель:

к.ю.н., Циболенко О.И.

Саратов – 2003

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………... 3

1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …............. 5

2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации

и деятельности прокуратуры ……………………….……………… 10

3. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод

человека и гражданина…………………………................................. 15

Заключение …………………………………………………………………. 24

Библиография …………………………………………………………….... 26


Введение

Проблема законности – одна из центральных в общей тео­рии государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоре­тическом, так и в практическом плане. В советской юридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории[1].

На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.

Законность как общественный феномен – результат взаимо­действия различных факторов, которые и определяют ее приро­ду. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить «всеохватывающее» его определение.

Первоначальная схема соотношения «закон – законность» рассматривала закон как «нормативную основу», «нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович[2].

Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями[3].

Категория законности, также, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через эффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.

1. Понятие, основные принципы и гарантии законности

Можно сформулировать следующее определение законности: законность – политико-правовое явление, характеризую­щее процесс совершенствования государственно-правовой фор­мы организации общества и реализации идеи социальной спра­ведливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполне­ния действующего законодательства[4].

Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые при­обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:

1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан;

3) неотвратимость нака­зания за совершенное правонарушение;

4) недопустимость про­тивопоставления законности и целесообразности;

5) взаимосвязь законности и культурности.

По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффектив­ность и содержательность данного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязате­льность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юри­дических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное право­нарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно соде­янному наказание.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целе­сообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в со­ответствии с нормами права предоставляет возможность при­нять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках за­кона.

Наиболее концентрированное выражение нравственная при­рода законности находит в ее взаимосвязи с культурой. За­конность не может ни развиваться, ни функционировать без опо­ры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законно­сти. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условии и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирую­щая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму – собственно юридические.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.

Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание имеют непреходящее значе­ние.

Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.

Важным моментом являются социально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, что законность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностную ориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается как выражение господства социальной справедливости, как конкретное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданин демократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению, видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественно полезном..

Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения[5]. В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.