В состав Священных Писаний мормонами включены четыре книги: Библия, Книга Мормона, Учение и Заветы и Драгоценная Жемчужина. Обозначенный перечень Священных Писаний содержат в себе решительно все, что требуется человеку для жизни, счастья и спасения. Отношение к Библии выражено словами пророка Джозефа Смита: «Мы веруем в Библию как в слово Божие, в той мере, в какой она правильно переведена; как в слово Божие мы веруем и в «Книгу Мормона» (Пункт восьмой тринадцатого члена «Вероисповедания» Джозефа Смита, 1841). В большинстве случаев американскими миссионерами использовалась англиканская библия короля Якова, но ее текст не является единственным и дополняется целым рядом переводов, важных с филологической точки зрения (в том числе так называемая английская «Новая версия» Ветхого завета 1881 г., переведенная с древне-еврейского языка).
Книга Мормона есть не только слово Божье, но и мормонский Новый Завет, о чем и говорит подзаголовок книги: «Новое свидетельство об Иисусе Христе». Книга Мормона — это не только своеобразный ключ для понимания последователями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней подлинного содержания Библии, но и равное с Библией творение. Подлинное блаженство на земле может достичь только тот, кто построил свою жизнь на указаниях Книги Мормона. Подобный вывод с полным правом можно отнести и к двум другим произведениям — Учения и Заветам и Драгоценной Жемчужине.
Канонизированный текст молитв у мормонов отсутствует. В молитве мормонов подчеркивается особая доверительность обращения человека к Богу и отчетливо проявляется импровизационный характер.
Крещение у мормонов происходит через полное троекратное погружение в воду и произнесением триединой формулы. Если какая либо часть тела оказалась не покрыта водой, то действие повторяется и крещение не признается совершённым. Крещение младенцев у мормонов отвергается. В качестве наказания крещение может быть отменено у отпавших от мормонской общины людей или же исключенных из нее.
Причастие у мормонов выступает в качестве возобновляемого союза Бога с людьми и мормонского братства в целом. Как правило причастие проходит по воскресениям. Вместо вина причащающимся дается освященная президентом прихода вода.
АДВЕНТИСТЫ (от лат. adventus — пришествие), протестантская церковь (главным образом в США, возникла в 30-х гг. 19 в.). Проповедуют близость «второго пришествия Христа» и наступления на Земле «тысячелетнего царства божия». Наиболее многочисленны адвентисты седьмого дня (в России с 1880-х гг.). Такая церковь также находится и в Архангельске.
ИЕГОВИСТЫ, «Общество свидетелей Иеговы», протестантская секта, основана в 1872 в США (шт. Пенсильвания) Ч. Расселом. До 1931 называлась «Международное общество исследователей Библии». Иеговисты признают единым богом Иегову, а Иисуса Христа — порождением Иеговы и исполнителем его воли, отвергают основные христианские догматы (триединство бога, бессмертие души и др.). Согласно воззрениям иеговистов, земной мир — царство сатаны, в близкой битве (армагеддон) между ним и Иеговой погибнет человечество, за исключением самих иеговистов, на земле установится царство божье.
МЕННОНИТЫ, протестантская секта, главным образом в США, Канаде, Нидерландах (где была основана в 30-40-е гг. 16 в. Менно Симонсом), Германии. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во «второе пришествие» Христа.
КВАКЕРЫ (от англ. quakers, букв. — трясущиеся; самоназвание — Общество друзей), члены религиозной христианской общины, основанной в сер. 17 в. в Англии. Отвергают институт священников, церковного таинства, проповедуют пацифизм, занимаются благотворительностью. Общины квакеров распространены главным образом в США, Великобритании, странах Вост. Африки.
К моменту начала Гражданской войны в США переселилось более миллиона католиков из Ирландии. В стране, где большинство населения составляли протестанты, католики-ирландцы, так же как католики-выходцы из других стран столкнулись с настороженно-предубежденным к себе отношением. Хотя перед католиками никогда не был закрыт доступ в общественные школы и больницы, с XIX в. они начали создавать собственные институты такого рода, которые, отвечая общепринятым стандартам, при этом также соответствовали догматам католического вероучения и морали. С другой стороны, католическая церковь не требовала от своих членов, чтобы они получали образование исключительно в контролируемых ею заведениях. Многие учащиеся-католики посещали общественные школы и колледжи. Однако и по сей день множество молодых людей, как католиков, так и принадлежащих к иным конфессиям, получает образование в католических школах. Многих родителей, чуждых католицизму, привлекают дисциплина и качество образования, присущие этим школам.
Католики давно осознали, что отделение церкви от государства в их интересах так же, как в интересах членов других религиозных общин, ибо оно позволяет свободное исповедание веры. Однако столкнувшись с необходимостью поддерживать целую образовательную систему, созданную вне рамок государственных учреждений, католики задались вопросом о некоторых сторонах реализации этого принципа на практике. Родители-католики указывали, что выплачиваемые ими налоги идут на поддержку государственных школ, но при этом, отправляя детей в частные школы, они сами вносят плату за их обучение, тем самым экономя государственные средства. Они стали искать какой-то способ переложить на общественные фонды часть затрат на образование. Родители, отправляющие детей в другие частные школы, необязательно религиозные, присоединились к этим усилиям.
В законодательстве многих штатов содержались некоторые положения в поддержку религии, но Верховный суд квалифицировал большинство попыток создания религиозных школ как противоречащих Конституции. Слишком тесное «переплетение» церкви и государства, по мнению Верховного суда, является нарушением Первой поправки, запрещающей установление религии. Попытки отменить законодательное отделение церкви от государства, внеся изменения в Конституцию, не увенчались успехом.
Америку не раз захлестывали волны религиозной экзальтации. Так, страна прошла через религиозный всплеск, получивший название Великого пробуждения и объединивший несколько протестантских течений в попытке преодолеть самодовольство институированной религии в 1740 г. Еще одно Великое пробуждение встряхнуло Новую Англию на заре XIX века.
Заметим, отнюдь не все священнослужители Новой Англии симпатизировали призыву возродить «очищенную» веру. Некоторые отвергали кальвинистскую доктрину предопределения, согласно которой Бог выделил «избранных» - тех, кто будет спасен, и ни творя добрые дела, ни как-либо еще невозможно изменить удел, назначенный каждому человеку. Некоторые священники учили, что все люди обладают свободой воли и могут обрести спасение. Иные же придерживались еще более либеральных взглядов, отвергая многие традиционные христианские верования. Серьезное влияние на них оказала идея прогресса, в целом характерная для США. Наука скорректировала наше понимание природного мира, и, вторя этому процессу, разум должен произвести переоценку религиозных доктрин, полагали они.
В XIX веке либеральный протестантизм в Америке эволюционировал в том же русле, что и сходные течения в Европе, где ученые обратились к принципиально новым способам чтения и истолкования Библии. Они задавались вопросом о том, насколько заслуживают доверия библейские чудеса или традиционная убежденность в авторитете библейских текстов. Точно так же нельзя было игнорировать и эволюционную теорию Дарвина. Если люди произошли от животных, а большинство ученых так или иначе согласились с этим, история Адама и Евы не могла быть истинной в буквальном смысле этого слова.
Либералов-протестантов XIX века от их современных собратьев отличала оптимистическая вера в способность человека совершенствоваться. В прошлом среди священнослужителей находились люди, убежденные, что церковь может содействовать прогрессу, реформируя самое общество. Исполненные евангельского духа, они начали свое служение на благо тех, кто составлял беднейшие слои городского населения. Сегодня либеральные священники - не только протестантского вероисповедания, но и католики, и служители иных конфессий - куда менее убеждены в неизбежности прогресса, однако многие из них все также продолжают служить беднякам, создавая приюты для бездомных, заботясь о том, чтобы накормить голодных, организуя центры, в которых дети находятся в течение дня под присмотром, и выступая за решение социальных проблем. Многие активно включились в экуменическое движение, стремящееся вновь соединить христиан в лоне единой церкви.
В то время как протестанты-либералы свободно подходят к трактовке доктрин вероучения, консерваторы убеждены, что недопустимо любое отклонение от буквального смысла Писания. Это направление протестантизма часто именуют «евангелизмом», учитывая его особый пиетет по отношению к Новому Завету.
Христиане-евангелисты отдают предпочтение глубоко эмоциональному, захватывающему всего человека отношению к религии, а их богослужения возвышенно-напряженны, они сопровождаются коллективным пением и драматическими проповедями, вызывающими яркий духовный отклик у прихожан. Оплотом этой «доброй старой религии» стал в первую очередь Юг, и консервативная баптистская церковь пользуется в южных регионах крайне серьезным влиянием. В последние десятилетия некоторые проповедники перешли к такой форме общения с прихожанами, как телевизионные богослужения, когда в качестве «телеевангелистов» они обращаются к громадной аудитории.