Смекни!
smekni.com

Роль христианства в становлении мировой культуры (стр. 1 из 4)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра «Гуманитарных и социальных наук»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тема: «РОЛЬ ХРИСТИАНСТВА В СТАНОВЛЕНИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Выполнила:

студентка з/о Б У и А, 1 курс

Ларина Н.Ю.

Тюмень – 2009


Содержание

1. Исторические предпосылки возникновения христианства

2. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства

Заключение

Словарь понятий и персоналий

Тестовые задания к теме

Список используемой литературы


1. Исторические предпосылки возникновения христианства

Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально-этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство - это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.

Главная этическая ценность в христианстве - это сам Бог. Бог - это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству. Христианство выразило протест (в религиозной форме) рабов, угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Важнейшими отличиями нарождавшегося христианства от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности.

Христианство зародилось в I веке на иудейских землях в контексте мессианских движений иудаизма и является второй после буддизма по времени возникновения мировой религией. Уже во времена Нерона[1] христианство было известно во многих провинциях Римской империи. Христианство вначале не имело письменных источников и полстолетия существовало в устной традиции; первыми христианскими документами стали — Послания Павла, Откровения Иоанна, в конце I века появились Евангелия (от Марка, Луки, Матфея, Иоанна). Корни христианского вероучения связаны с иудаизмом и учением Ветхого Завета. Согласно евангелиям и церковному преданию, Иисус воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат[2], соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Но уже через несколько лет после основания церкви христианство начало проповедоваться среди других народов. По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное- христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом г. Антиохия в I веке. Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, благодаря проповедям апостола Павла оно приобретало всё больше последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния, в дальнейшем (в основном во 2-ой половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения христианства:

· в Римской империи происходил процесс имущественного и социального расслоения населения;

· иудаизм распространился за пределы Иудеи и привлекал также умы римлян; «Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и тексты священных книг, известные в христианстве как Ветхий (старый) завет Библии».

· происходили массовые антиколониальные выступления, господствовали антиримские настроения;

· наблюдались социальные, этнические и религиозные противоречия;

· в покоренных странах местные обычаи и порядки не поддерживались римлянами;

· существовало большое количество сект и религиозных групп, которые верили в скорый приход спасителя-мессии, который освободит народы от Римской власти;

· особое противоречие существовало между саддукеями и фарисеями, зелотами и сикариями;

· существовала религиозная секта ессеев (II век до н.э. — I век н.э.), которая и стала источником христианства. Эта группа создала организацию «Новый завет», которая боролась со жречеством Иерусалима. В 1947 году в местности Вади-Кумран, неподалеку от Иерусалима, в пещере были найдены древние рукописи, принадлежавшие секте ессеев. Изучение этих рукописей позволило ученым предположить, что религиозные взгляды ессеев могли стать источником возникшего позже христианства, так как идеи ессеев были очень близки раннему христианству. Заключение:Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стала выражаться в образовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. На смену патриархальным верованиям и примитивным языческим обрядам пришла гораздо более утонченная форма религиозного сознания, делавшая упор не на внешней, обрядовой стороне, а на глубинной, духовной связи человека с богом.


2. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства

Католицизм, православие и протестантизм разделяют основные положения вероучения. В их основе - общехристианский символ веры, "Кредо", включающий в себя 12 догматов - формулировок основных положений вероучения. Христиане верят в единого Бога, сотворившего мир и человека. Этот Бог, по понятиям всех трех христианских конфессий, представляет Собой Троицу - три равноправные Личности, находящихся в совершенном единстве: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Также христиане признают факт первородного греха, совершенного Адамом и Евой. Всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа - Бога Сына, который вочеловечился (воплотился), родившись путем непорочного зачатия от Девы Марии. Он добровольно принес Себя в жертву за грехи человечества. Христиане верят во Второе пришествие Иисуса Христа, когда Он будет судить живых и мертвых и установит Свое вечное Царство.

Католицизм или католичество (от греч. — всемирный) — крупнейшая по числу прихожан (более 1 млрд.) ветвь христианства, сформировалась в I тысячелетии на территории Западной Римской империи. Окончательный разрыв с восточным православием произошёл в 1054 году. Старокатолики откололись от Католической церкви вследствие неприятия решений Первого Ватиканского собора. Кроме того, существует большое число маргинальных группировок, называющих себя католиками, но непризнаваемых в качестве таковых Ватиканом. Католицизм исповедуют почти во всех странах мира. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа римский возглавляющий государство-город Ватикан в Риме. Совещательными органами при Папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская Курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с Курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является объектом международного права.

Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточно-католических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «sui iuris[3]». На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой и полностью разделяя католическую догматику, имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право. Крупнейшие Восточно-католические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за Папой.

Основной отдельной территориальной единицей является епархия, возглавляемая епископом. Некоторые важные епархии исторически носят название архиепархий. К епархиям приравнены другие разновидности территориальных единиц:

· апостольский викариат

· апостольская префектура

· апостольская администратура

· военный ординариат

· территориальная прелатура

· территориальное аббатство

В Восточно-Католических церквях существуют, кроме того, экзархаты. Несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Центр митрополии обязательно совпадает с центром архиепархии, таким образом, митрополит в Католической церкви обязательно является архиепископом. В некоторых странах (Италия, США и др.) митрополии объединены в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны. Епархии состоят из приходов, которые возглавляют приходские настоятели, подчинённые епископу. Настоятелю в приходе могут помогать другие священники, называемые викарными. Иногда рядом расположенные приходы объединяются в деканаты. Особую роль в католической церкви играют так называемые институты посвящённой Богу жизни, то есть монашеские ордена и конгрегации; а также секулярные общества апостольской жизни. Институты посвящённой жизни имеют собственные уставы (утверждаемые Папой), их территориальная организация не всегда соотносится с церковным епархиальным устройством. Местные единицы монашеских орденов и конгрегаций иногда подчиняются местным епархиальным епископам, а иногда непосредственно Папе. Ряд орденов и конгрегаций имеют единоличного главу (Генерал ордена, генеральный настоятель) и чёткую иерархическую структуру; другие представляют собой объединение полностью автономных общин.