МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Реферат на тему:
РУДОЛЬФ ОТТО И ЕГО ВКЛАД В СТАНОВЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИИ РЕЛИГИИ
Выполнил:
магистрант гр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научный руководитель:
доц. И.А. Козловский
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Влияние биографии Отто на сферу его исследований, методологию и концептуалистику
2. Священное как предмет феноменологии религии. Структура нуминозного
Выводы
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Двадцатый век стал ключевым в становлении религиоведения, разработке структуры, предмета и методологического инструментария этой науки. Одной из важных дисциплин религиоведческого комплекса стала в первой половине века феноменология религии, выросшая из переходного звена между историей и философией религии до самостоятельной дисциплины со своим объектом исследования и методами. И если вопрос о необходимости появления такой науки был задан ещё на рубеже XIX и ХХ веков, то первой (и очень значительной) попыткой ответа стала концепция феноменологии религии, предложенная Рудольфом Отто.
Актуальность изучения классических теорий в рамках феноменологии религии обусловлена необходимостью разрешения дискуссий о предмете и методологии религиоведения вообще и его составляющих в частности. В условиях недопонимания между специалистами-религиоведами и философами по поводу фундаментальных позиций науки о религии необходимо обратиться к теориям, на которых основана эта наука, из которых она вырастает. При этом надлежит не только обращать внимание на содержание этих теорий, но и на их культурный контекст, источники и взаимосвязи. Такой подход позволит максимально извлечь из классических теорий, к которым, безусловно, относится концепция Отто, полезные материалы для работы в современных условиях, отделив элементы, связанные с личностями, конфессиональной принадлежностью или периодами жизни авторов и другими уводящими в сторону факторами.
Объектом данной работы стала феноменологическая теория Рудольфа Отто в контексте его биографии. Это позволяет выяснить некоторые влияния, которые она испытала на пути становления, чтобы иметь возможность при необходимости выносить их за скобки. Предметом является учение Отто о священном как важнейший элемент его теории, повлиявший на определение предмета феноменологии религии как религиоведческой дисциплины.
Цель реферата – выяснить смысл священного, придаваемый ему Отто в рамках феноменологии религии. Для решения цели предполагается выполнить ряд задач:
– исследовать биографию Рудольфа Отто и выявить важнейшие факторы, оказавшие влияние на становление его религиоведческой позиции;
– выяснить, чьи учения стали для Отто ориентиром, и что было им почерпнуто из трудов тех или иных мыслителей;
– охарактеризовать основные позиции теории священного, структуру священного и его главного компонента – нуминозного.
Работа состоит из введения, двух основных вопросов, выводов и списка литературы. В первом вопросе речь идёт о влияниях, которые испытал Отто в течение жизни, о постепенном расширении поля его интересов и используемой методологии. Второй вопрос посвящён анализу концепции священного и его наиболее важного компонента – нуминозного.
1. ВЛИЯНИЕ БИОГРАФИИ ОТТО НА СФЕРУ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЙ, МЕТОДОЛОГИЮ И КОНЦЕПТУАЛИСТИКУ
Карл Луи Рудольф Отто родился 25 сентября 1869 года в Пайне (недалеко от Ганновера), в многодетной семье фабриканта. После окончания Андреановской гимназии в Хильдесхайме обучался в университетах Эрлангена и Гёттингена, где в 1898 году защитил диссертацию «Взгляд Лютера на учение о Святом Духе» («Die Anschauung vom Heiligen Geiste bei Luther») и, несколько позднее, хабилитационную работу по Иммануилу Канту. Лютера можно считать одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Отто, наряду с Кантом, Фрайсом и Шлейермахером. Труд последнего «Речи о религии» Отто издал в 1989 году в честь столетнего юбилея от написания, а Канту и Фрайсу посвятил отдельную работу «Философия религии, основанная на Канте и Фрайсе» («Kantisch-Fries' sche Religionsphilosophie»), вышедшую в 1909 г. в Тюбингене.
В 1904 году занял пост профессора систематической теологии в Гётингене, а в 1910 – получил степень почётного доктора в университете Гиссена. С 1914 года Отто становится профессором теологии университета в Бреслау, а в 1917 году начинает преподавать систематическую теологию в Дивинити-школе при Марбургском университете (в 1927-1928 гг. Отто даже был ректором этого университета) [7]. В Марбурге он оставался до конца жизни, хотя периодически читал лекции в США и Швеции, путешествовал, в том числе совершил несколько длительных поездок по Азии (в 1911-1912 гг. и в 1927-1928 гг.). Кроме преподавательской карьеры, занимался также политикой, будучи в 1913-1918 гг. депутатом Прусского ландтага, а позднее активно участвовал в жизни Веймарской республики. В 1929 году Отто выходит в отставку, хотя продолжает писать. Последняя прижизненная публикация – «Царство Божье и Сын Человеческий» («Reich Gottes und Menschensohn»), вышедшая в 1934 году, – была посвящена христологии и эсхатологии Нового Завета. В октябре 1936 г. он упал с двадцатиметровой башни, получив серьёзные травмы, а наступившей зимой ещё и перенёс воспаление лёгких, и 6 марта 1937 года умер в Марбурге, где и был похоронен.
Рудольф Отто расширял круг тем для своих исследований по мере расширения географии своего пребывания. Работы начального этапа (до первого длительного путешествия по Азии) касаются прежде всего христианской теологии и европейской философской традиции, несут след значительного влияния Шлейермахера (от которого Отто воспринимает особенное внимание к «чувству», интуитивному познанию в религии) и Канта (идея «нуминозного» отвечает абсолютной трансцендентности кантовского ноумена, хотя этимологически восходит к латинскому numen). Собственно, к этому периоду можно отнести вышеупомянутую докторскую диссертацию о Лютере (1898), работу о Канте и Фрайсе (1909), а также «Натурализм и религиозное мировоззрение» («Naturalistisch und religiose Weltansicht»), изданную в 1904 году в Тюбингене и переизданную в 1907 в Лондоне, и более теологическую по направленности «Жизнь и деятельность Иисуса, согласно критическому методу» («The Life and Ministry of Jesus, According to the Critical Method»), опубликованную в Чикаго в 1908г.
Значительный перелом в жизни и направленности исследований Рудольфа Отто произошёл в связи с поездкой по Азии (1911-1912), в ходе которой он познакомился с восточной (прежде всего – индийской) философией и восточными религиями. С этого времени он не только начинает изучать и переводить сакральные тексты (для чего учит санскрит) и даже издавать работы в Индии (например, в 1928 году в Мадрасе вышла его книга «Христианство и индийская религия благодати», и только через два года эта работа была издана в Германии). Поездка формирует у учёного новый подход к изучению религии, выходящий за рамки христианской теологии и её осмысления с позиций европейской критической мысли. Отто начинает смотреть на разные проявления религиозности как на нечто, имеющее общее глубинное ядро, скрытое под внешними – а значит, вторичными – различиями. Так, сравнивая христианство и вишнуизм в работе «ChristianityandtheIndianReligionofGrace», Отто находит сходными христианскую любовь к Богу и вишнуистскую концепцию бхакти, при этом отмечая, что «выход из состояния падения мыслится по разному в этих религиозных традициях: избавление от греха и вины в христианстве, но избавление от цикла перерождения и появления в мире в индуизме» [2].
Несколько ранее, в 1926 г. вышло другое сочинение, посвящённое компаративному анализу христианства и индуизма, «Западная и восточная мистика» («West-ostliche Mystik»), где сравнивались взгляды Шанкарачарьи и Мейстера Экхарта. В своих компаративных исследованиях Отто разработал теорию конвергенции типов и параллельных форм. Эта теория отвечает, и методологически выходит из более общей феноменологической позиции «нуминозного» как присущего глубинному ядру любой религии. Но если отдельные черты, исходя из чувства «нуминозного», являются параллельными для разных традиций, то позднейшие наслоения, вторичные черты являются различными и характеризующими конкретные традиции.
Пожалуй, самым известным результатом компаративной феноменологии Отто стала изданная в 1917 году работа «Священное – Об иррациональном в идее Божественного и его отношении к рациональному» («Das Heilige - Über das Irrationale in der Idee des Göttlichen und sein Verhältnis zum Rationalen»), переизданная в 1923 в Англии («The Idea of the Holy: An Inquiry into the Non-rationalFactorinthe Idea of the Divine and its Relation to the Rational»). Данный труд – один из основополагающих в феноменологии религии. Возможно, он свидетельствует о том, что феноменология Рудольфа Отто сложилась именно под влиянием его компаративных исследований. При этом сам автор утверждал, что книга родилась из семинаров со студентами-теологами, и подчёркивал связь иррационального «нуминозного» и рациональных компонентов религии.
Как уже отмечалось, в своих исследованиях Отто не ограничивался Европой, и этому способствовали его поездки в Индию, Бирму, Китай, Египет, Иерусалим. Среди прочего, Он занимался исследованием священных текстов на санскрите, в том числе – переводами. В его переводческой деятельности можно выделить такие работы, как «Вишну-Нараяна» («Vischnu-Nârâyana; Texte zur indische Gottesmystik») и «Сиддханта Рамануджи» («Siddhânta des Râmânuja, Texte zur indische Gottesmystik, II»), опубликованные в 1917 году, а также перевод Бхагавад-Гиты («The original Gita: The song of the Supreme Exalted One»), посмертно изданный в Лондоне в 1939 г.
В целом смена тематики работ Рудольфа Отто отражает процесс его перехода от христианской теологии к компаративному религиоведению и феноменологии религии. При этом стоит отметить, что Отто всё же не отказался от занятий теологией, а скорее использовал свои наработки в области сравнительного изучения религий для реализации нового подхода к теологическим штудиям, где история религии стала необходимым фоном для христианской теологии, а понимание сущности феномена религии – необходимой основой для богословских спекуляций. Говоря о творчестве исследователя, можно выделить несколько направлений его работы: во-первых, теологические труды по христологии, эсхатологии и литургике; во-вторых, переводы классических индийских священных текстов; в-третьих, компаративные исследования, прежде всего посвящённые христианству и индуизму; в четвёртых, работы по феноменологии религии. В каждой из этих сфер Отто сделал важные выводы и оказал влияние на последующие исследования, особенно – в области феноменологии религии, где его труд «Священное» стал одним из основополагающих.