России не доставало сильного духовного лидера, способного реформировать Церковь, создав учение, которое позволило бы аккумулировать в себе достижения цивилизации (применительно к историческим условиям России) с высокими моральными принципами православия, способствуя оздоровлению Русской Православной Церкви и России в целом.
Протестом мыслящей элиты против замкнувшейся в догматизме «исторической церковности» была выработка нового религиозного сознания русской философской мыслью.
Новое религиозное сознание, в частности, можно рассматривать как комплекс социально-культурных и религиозно-философских идей, разделив которые светская интеллигенция могла бы стать «религиозной общественностью» и возродить Россию к новой жизни. Признание религиозных ценностей должна было освятить учительское призвание интеллигенции, и тем был бы преодолен ее разлад с народом. Так замышлялся великий синтез религии, культуры, общественности, народной жизни, контуры которой предложил В. Соловьев. В этом единстве нужна была модернизированная религия, а не консервативное историческое христианство. Но интеллигенция была слишком оппозиционна правительству и царю, ее намерения были слишком революционны. Интеллигенцию того времени авторы «Вех» воспринимали как «отщепенцев», предлагали пересмотреть свои философские основы и покаяться.
Тоталитаризм формального православия ставил не преодолимую преграду на пути религиозной мысли. В результате мысль и чувства русских людей устремлялись по направлению вообще не религиозному, атеистическому. В царской России этот путь был более прост и естественен, чем путь религиозных исканий и реформ.
В 1917 году в России впервые была провозглашена свобода совести и отделение церкви от государства, и для преследуемых ранее сектантов наступило «золотое десятилетие». Но Церковь большинства русского народа – православная – подверглась разгрому.
Для христианства не существует «плохого» или «хорошего» политического строя. Христиане всегда готовы быть лояльными и активными гражданами любого государства, желающего блага своим подданным. Но сама по себе имперская идеология – будь она правоконсервативной или леворадикальной – имеет тенденцию подавлять остальные формы общественного сознания. Для того, чтобы Церковь могла адекватно выполнять свое общественное служения и воспитывать народ в духе высокой нравственности, милосердия, терпимости и гражданской ответственности, она должна быть отделена от государства не на словах, а на деле. Однако целесообразность сотрудничества Церкви и государства сегодня не подвергается сомнению и объясняется фактом возвращения в жизнь России православия, основ духовности, что является одним из факторов решения насущных внутрироссийских и внутрицерковных задач.
Список использованной литературы
1. Корзун М.С. Русская православная Церковь на службе эксплуататорских классов: Х-1917 год. – Мн.: Беларусь, 1984.
2. Крывелев И.А. История религии. Очерки в 2-х т. Т. 1. Второе изд., доработ. – М.: Мысль, 1988.
3. Куцая М.А. Церковно-государственные отношения в русской религиозной философии ХIХ – начале ХХ веков и их современная интерпретация. // С.Пб.: Проблемы славянской культуры и цивилизации: Материалы региональной научно-методической конференции. Отв. редактор В.И. Иващенко. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 1999.
4. Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство // На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О. Марка – М.: Прогресс, 1989..
5. Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат, 1983.
6. Полонский А. Православная Церковь в истории России: Синодальный период //Преподавание истории в школе. – 1996. № 1-2
7. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века //Вопросы истории. – 1993. № 1
8. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996.
9. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-Сила. – 1997. № 3. с. 126.
10. Римский С.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4
11. Русское православие: вехи истории // Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989.
[1] Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-Сила. – 1997. № 3. с. 126.
[2] Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат, 1983.
[3] Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989.
[4] Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 1996.
[5] Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ века //Вопросы истории.- 1993, № 1. с.46.
[6] Русское православие: вехи истории / Научная редакция А.И. Клибанова. – М. Политиздат, 1989. – с. 380.
[7] РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // Вопросы истории. – 1996. № 4. – с. 38.
[8] Бессмертный А.Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании // На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О. Марка – М.: Прогресс, 1989. – с.156.
[9] Мережковский Д.С. Грядущий хам. – М.: Молодая гвардия, 1992. – с.59.
[10] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // «Вехи», Сверловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – с. 57
[11] Там же. – с. 66
[12] Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. // «Вехи», Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – с. 33.
[13] Никольский Н.М. История русской церкви. – 3 издание. – М.: Политиздат, 1983.- с. 428.
[14] Русское православие: вехи истории. / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – с. 382.
[15]Соловьев В.С. Собр. соч. в 2-х т. – М.: Мысль, 1988. – Т 1. – с. 17
[16] Опыты: Литературно-философский ежегодник. – М.: Советский писатель,1990.- с. 273-274.
[17]Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. – Казань: Университет, 1991. С. 100.
[18] Святой праведный Иоанн Крондштадтский: Сборник / составила Соколова Е.А.. – М.: Новатор, 1998. – с. 324.
[19] Там же.