Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеев-ским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумений Марии (Ушаковой). 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Алексия II. 27 ноября 2000 года храм был освящен.
За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни. Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом. Сделать это должны были сестры общины. В 1827 году начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться, отметить землю камушками и опахать ее по ним по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный велел обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала на нем насадили крыжовник.
Много чудного говорил батюшка Серафим о святой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.
Сегодня Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.
На могилке дивеевской нервоначаль-ницы Александры совершалось много чудес. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилки матушки Александры. Здесь происходило много исцелений. Он был затоплен водой реки Вичкинза, когда устраивалось водохранилище.
Современный источник пробился из-под горы. Поскольку источник матушки Александры не сохранился, он считается ее источником. Рядом с источником — часовня во имя преподобной Александры. На Крещение, на праздник иконы Божией Матери «Жи-воносный Источник», на Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы с освящением воды.
Это самый старинный из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при матушке Александре. Источник назван в честь одной из самых почитаемых в русском народе икон — Казанской иконы Божией Матери.
Издавна в Дивееве над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был сруб-колодец — сам источник. Из-под стены наружу тек ручеек, из него брали воду. Когда часовню сломали, дивеевский житель обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.
Чудотворный источник преподобного Серафима в Сарове был засыпан в советскую эпоху. В 1960-х годах, когда место нового источника еще входило в запретную зону, охранники увидели старичка в белом балахончике и спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил посохом — забила вода, и открылся источник. Колючую проволоку после этого отодвинули подальше. Позже источник хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. Вдруг из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: «Не засыпай мой источник». Как окружающие ни уговаривали тракториста, он работать отказался.
На источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня, освященная Святейшим Патриархом Алексием II 1 августа 1993 года.
Богослужение, труд, пост, молитва, послушание... Монастырская жизнь в своем существе неизменна, ее не колеблют волны многомятежного мира. Жизнь монаха сосредоточена в его сердце, здесь идут кровавые брани с грехом, и в сердце монах находит возлюбленного Христа. Это небесная жизнь, и она подлинно прекрасна, но сокровенна от посторонних глаз. О ее красоте можно догадаться по окружающему монаха благолепию — подобию Небесного Иерусалима.
/"\1989 года в Свято-Троицком Се-1 'рафимо-Дивеевском монастыре m ^восстанавливается монастырская Щи/ жизнь. Подняты из руин великолепные соборы, с трепетом и благоговением совершается в них служба. Современный паломник согласится с Сергеем Нилусом, который в начале XX века говорил о Дивевском богослужении: «Хороша литургия в Сарове, но что-то суровое слышится в Саровских песнопениях: чудится в них возмездие Бога Карающего. Б Дивееве чувствуешь милосердие Божие: недаром, по вере сестер обители и по словам отца Серафима, здесь всегда присутствует Святая Игумения — Заступница Усердная рода христианского». Центром духовной жизни Дивеева остается Троицкий собор со святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
В обители сейчас более 400 сестер. Желающие подвизаться здесь проходят испытательный срок. «Матерь Божия обителью управит, всему Она Сама научит, все устроит и укажет, кого нужно изберет и приведет, кого нет — ими же весть судьбами изженет из обители Своей; что полезное утвердит, что не полезное разорит, и все, все Сама совершит, как Ее токмо единой воле здесь то угодно!» — говорил батюшка Серафим.
28 июня 2002 года в Дивеевской обители зримо объединились четыре удела Пресвятой Богородицы: во время литургии в Троицком соборе пели четыре хора: 14 монахов со Святой Горы Афон, 10 певчих из Грузии, 16 семинаристов из Киево-Печерской Лавры и Дивеевский хор.
Важными событиями в жизни монастыря явились торжества 100-летия канонизации и 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского, отмеченные в 2003 и 2004 годах. На праздновании 100-летия со дня прославления преподобного Серафима в Сарове и Дивееве богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II. На Божественной литургии в Дивееве Патриарху сослужили представители Константинопольского, Александрийского, Антиохийско-го, Иерусалимского Патриархатов, архиереи почти из всех епархий России, Украины, Белоруссии и Эстонии, а также иерархи Православных Церквей: Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской, Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке и Японии. Сэров и Дивеево посетили представители власти и дома Романовых. «Поклониться одному из самых почитаемых в России святых прибывают паломники из Ирландии, Великобритании и Австралии», — отмечал епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий.
«Безусловно, столетие прославления Серафима Саровского — самый важный для Церкви праздник в 2003 году, — говорил владыка Георгий. — Но не только для Церкви. Мне кажется, что он имеет огромное значение для всей полноты нашей земли, для всего нашего Отечества. Почему? Фактически в каждом доме православного христианина на Руси есть икона преподобного Серафима Саровского. Именно его житие, его наставления, его молитвы и молитвенное обращение к нему нравственно очищают, помогают обрести внутреннюю силу, внутреннюю крепость для нашей непростой жизни».
В день торжеств Святейший Патриарх Алексий II обратился к верующим со словами приветствия: «В одном из предсказаний преподобного говорится, что среди лета запоют Пасху. Разве не Пасха сегодня у нас, когда мы вместе прославляем память и отмечаем 100-летие с момента прославления преподобного Серафима Саровского?.. Пусть каждый из вас унесет эту пасхальную радость от общения с преподобным. Я желаю, чтобы молитвы преподобного Серафима укрепляли бы, давали бы силы, мужество, давали бы внутренний духовный мир каждому из вас на вашем жизненном пути. С праздником всех вас, дорогие мои!»
По всему миру рассеяны люди, духовно близкие к Дивеевской обители. Однажды побывав в этом месте, они убедились в правде слов батюшки Серафима, что «счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет... от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево». Благодетельствуя обители, они помнят обещание батюшки: «Кто заступит за них (дивеевских сестер) и в нужде защитит и поможет, изольется на того велия милость Божия свыше».