Но Сам Господь скоро всецело утешал пострадавшую за Него если не плотью, то сердцем Софию. Похоронив детей своих в одной могиле, она неотступно в молитве пребывала на ней, и в третий день успокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в Царстве Бога тою любовию, которою она сама возлюбила и детей своих научила любить Его...
Мощи святых мучениц были в 777 г. отпущены папою Адрианом епископу Страсбургскому Ремигию в Ельзас, где в церкви Ешо (Eschau) и показывается каменный гроб их.
В прославление святых мучениц Церковь воспевает:
“Софии честныя священнийшия ветви - Вера, Надежда и Любовь показавшеся, мудрость обуиша Еллинскую благодатию, и пострадавше - победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася” (Тропарь).
Заключение
Таким образом, истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание воспоминаемых сегодня Церковью святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови.
С одной стороны, поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а младшей – 9) уже настолько проникнуты были христианским чувством, настолько тверды тою силою, которою оно действует в естественной немощи человеческой, что не поколебались перед страшнейшими пытками, способных устрашить даже окрепших, возмужалых людей, чему и бывали примеры в разные времена в лице несчастных, недостаточно воодушевленных своими убеждениями…
Не менее поражает, с другой стороны, и твердость матери, не отступившей перед истязаниями своих детей даже до смерти их, когда представляешь себе всю глубину несравнимого ни с какими человеческими чувствами – чувства материнской любви к детям.
Кто может измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при видении страданий и смерти всех ее детей... Она неизмерима. Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему, и наполнилось Его сладким и владычественным присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим это сердце непреодолимою твердостью.
В этой-то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение чудной красоты, и высоты, и силы душевной, проявленной немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его.
Список используемой литературы
1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Культурология. - Саратов: "Надежда", 2003. - 319 с.
2. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Вера, Надежда, Любовь. - М., 1962. - 253 с.
3. Барская Н.А. Сюжеты и образы святых мучениц. - М.: "Просвещение", 2003. - 221 с.
4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Культурология. - М.: "Изобразительное искусство", 2002. - 262 с.
5.Маерова К., Дубинская К. Культурология. - М.: "Русский язык", 2006. - 269 с.