Содержание
Введение
1. Святые Вера, Надежда, Любовь
2. Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови
3. История мощей святых мучениц
4. Память мучениц Веры, Надежды, Любови
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Имена святых мучениц, девочек Веры, Надежды и Любови и матери их Софии неразрывно связаны вместе в народном сознании. Дни их поминовения - с 30 сентября - отмечались на Руси как Всесветные Бабьи Именины, что соответствует современному празднику Женский День (8 марта). Длились они целых три дня в почитание материнской Мудрости и женских Добродетелей.
Древние христиане старались запечатлеть в детском уме живое познание Христа с самого раннего возраста. Имя Спасителя дети впитывали с молоком матери и поэтому с самых малых лет они бестрепетно исповедовали его перед мучителями. Родители знали, как дороги в деле воспитания первые годы детства. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они старались прежде всего внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, желая предупредить влияние вредных впечатлений и в самом начале дать их жизни благочестивое направление. Священное Писание было первой книгой христианских детей, а после него родители давали детям для чтения сочинения святых отцов. В молитве древние христиане проводили наибольшую часть своего времени, приучая к этому и детей. Можно сказать, что вся их жизнь была непрестанной молитвой. Молитвой начинались и оканчивались все их дела и занятия, с молитвой они возжигали огонь, отдыхали, занимались рукодельем; с молитвой садились за стол и вставали из-за него, выходили и заходили в дом. Даже среди ночи они поднимались и, ограждая себя крестным знамением, творили молитву.
1. Святые Вера, Надежда, Любовь
Имена святых мучениц, девочек Веры, Надежды и Любови и матери их Софии неразрывно связаны вместе в народном сознании. Дни их поминовения - 30 сентября - отмечались на Руси как Всесветные Бабьи Именины, что соответствует современному празднику Женский День (8 марта). Длились они целых три дня в почитание материнской Мудрости и женских Добродетелей. Во втором веке, в Риме, жила тихой, затворнической жизнью одна очень благочестивая женщина-христианка, вдова с тремя юными дочерьми, звали ее София – что в переводе означает - Мудрость. Детей своих она назвала в честь главных христианских добродетелей – Пистис, Эльпис, Агапэ , что в переводе с греческого означает Вера, Надежда, Любовь. В те времена в языческой Италии были суровые гонения на христиан. Проповедование Сына Божиего грозило жестоким наказанием, а зачастую пытками и смертью. Несмотря на это, горячо веровавшая женщина не побоялась не только сама принять крещение, но и воспитать в любви к Иисусу Христу своих дочерей. Отроковицы росли в труде и послушании, много времени уделяли молитве и чтению духовных книг. Вере было 12, Надежде 10, а Любови всего 9 лет, когда слух о удивительной праведной семье дошел и до императора Адриана. Деспот разгневался – такой чудесный пример светлой христианской жизни не должен был вызывать восхищение подвластных ему людей! Он приказал привести христианок к нему во дворец на суд и заставить отречься от своей веры. София знала, что за неповиновение их ждет там только одно – смерть. И вот мужественная мать начинает готовить своих любимых дочерей к мученической кончине. Упав на колени, София и дочери душой обратились к Богу. Но не было в их словах просьбы пронести мимо сию страшную чашу! В горячей молитве просили они того, что едва может понять простой человек: чтобы Господь дал им твердости устоять в вере, мужества пострадать за Него, не дал испугаться предстоящих мук и послал сил достойно встретить смерть. Хитрый император вначале отдал мать и девочек под попечительство одной очень умной и красноречивой женщине, чтобы та, своими речами, смогла разубедить их в вере в Иисуса Христа и уговорила поклониться языческим божествам. Насколько тяжело матери было сделать выбор?! Ее убеждали пойти на хитрость, принеся богине Артемиде жертвоприношение – бросив щепотку ладана к ногам мертвой статуи. И вот – она с дочерьми на свободе! И можно уже тихо, не привлекая к себе внимания, продолжать молиться своему Богу… Но София решается на смерть – не на предательство.
Наконец, твердые в вере мать и дочери предстают перед императором. Пока еще не поздно одуматься, сохранить жизнь себе и детям. Но София гонит от себя эти заманчивые мысли и обнимает своих дочек, которых вот-вот вырвут из ее рук и отправят на пытки.
- Милые мои! Настал час нашей радости – вскоре мы будем рядом с Иисусом. Не жалейте о земной жизни – вас ждет жизнь небесная. Не верьте уговорам императора, покажите себя моими достойными дочерьми!
И вот, Адриан забирает Веру, Надежду и Любовь от матери и начинает ласково разговаривать с ними:
- Дети мои, я всей душой полюбил вас и не хочу вашей смерти! Поклонитесь нашим божествам и будьте моими дочерьми!
Ожидал ли император легкой победы над слабыми девочками? Несомненно! С одной стороны – страшные муки, с другой – счастливая жизнь во дворце и мама будет жива… Как же разгневал его их ответ!
- Наш отец – Господь, и мы его дети. Не нужна нам другая любовь, за него мы готовы умереть!
Император впал в ярость – его милости был бы рад любой, а тут его отвергли, и кто – немощные девы! И он принимает решение пытками заставить непокорную семью отречься от своей веры. Для Софии же он придумал еще более страшное испытание – видеть, как мучают ее родных дочерей…
Первой схватили двенадцатилетнюю Веру. На глазах у матери и сестер ее истязали, отрывая куски от юного тела, бросали на раскаленную решетку, опускали в кипящую смолу
Но София не крикнула:
- Стойте! Не надо! Я отрекаюсь от Иисуса! Только оставьте мое чадо…
Ее сердце разрывалось от страданий, но она молилась Господу, чтобы тот ослабил боль и забрал к себе ее старшую дочь. Казалось, Ангел хранил ее от мук – девочка не проронила ни слова до того момента, когда бессильный император приказал отрубить ей голову.
- Я буду молиться за вас перед Господом!
И Вера радостно приняла свою смерть.
Настал черед Надежды. Адриан снова дал ей шанс одуматься, надеясь на ужас, который охватит еще совсем юную христианку при виде мучений Веры.
- Отрекись от Христа и будь мне любимой дочерью!
- Но разве я не сестра той, которую ты убил? У нас с ней один отец – Господь.
После этих слов пощады уже не было. Но, жестоко избиваемая, она не издала ни звука. И, даже брошенная в раскаленную печь, оставалась невредимой: Ангел Божий хранил отважную девочку.
- Перетерпи муки, сестренка! Скоро ты вместе с нами будешь стоять перед Господом!
Крикнула Надежда своей младшей Любови. Поняв, что и этого, отважного нечеловеческой силой ребенка, не сломить, император дал знак:
– Отрубить ей голову!
Видя казнь старших сестер, совсем еще маленькая, девятилетняя христианка яростно отвергла императора. Привязанная к колесу Надежда были изуродована до неузнаваемости, но продолжала молиться, с молитвой же она сама вошла в раскаленную печь, куда ее собирались бросить палачи. Огонь не посмел коснуться святой мученицы, но обезумевший от бессилия император уже не видел чудес… София осталась одна живой над трупами трех своих изуродованных дочерей. Император Адриан прекрасно понимал, что обезумевшая от душевных страданий мать с радостью встретит свою смерть, и тогда… он помиловал ее. Но не по доброте своей – а по немыслимой жестокости, вручив ей тела и головы маленьких мучениц для погребения. Высоко на холме, за городом, с почестями похоронила София своих детей, а сама так и осталась сидеть у их могил. На третий день она тихо скончалась. Верующие люди похоронили ее рядом с могилами ее святых девочек. София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Немощные телом, своею мученической кончиной они показали огромную силу духа и бесконечное мужество, укрепляемое благодатью Святого Духа. Теперь святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София своими молитвами поддерживают нас в христианской вере и добродетельной жизни. Им молятся о сохранении подростков от искушений мира и о любви между родителями и детьми. Святые останки матери и дочерей хранились в Эльзасе , в бенедиктинском аббатстве на острове Эшо, а местный монастырь стал называться аббатством Святой Софии. Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, вокруг аббатства разрослась целая деревня, а для приезжающих была построена большая гостиница. Но после французской Революции монастырские здания были проданы, в самом монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным…
2. Житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови. С одной стороны поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а младшей – 9) уже настолько проникнуты были христианским чувством, настолько тверды тою силою, которою оно действует в немощи человеческой, что не поколебались перед страшнейшими пытками, способными устрашить даже окрепших, возмужалых людей, чему и бывали примеры в разные времена, в лице несчастных, недостаточно воодушевленных своими убеждениями… Не менее поражает с другой стороны и твердость матери, не отступившей перед истязаниями своих детей даже до смерти их, когда представляешь себе всю глубину несравнимого ни с какими человеческими чувствами – чувства материнской любви к детям. Кто может измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при зрелище страданий и смерти всех Ея детей… Она неизмерима. Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему, и наполнилось Его сладким и владычественным присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим это сердце непреодолимою твердостью. В этой-то истинной любви к Богу – Христу – Духу Святому и объяснение чудной красоты, и высоты, и силы душевной, проявленной немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его. Каким же путем, в применении к житейским условиям, выросла эта сила, сокрушившая все земные испытания? София была не по имени только, а по делам христианка, стало быть, преисполнена благочестия, выражавшегося в добрых делах, примером которых и воспитала она детей своих. Что они видели, тем и наполнились; какою пищею питались души их, из того и образовались, и, возрастая при матери – истинной христианке, и сами сделались истинными христианками с самого юного возраста. И когда их мать вдова, жившая в Риме, была потребована вместе с ними на суд во время гонения на христиан около 137-го года, то они оказались, несмотря на их молодые годы, уже созревшими для высшего духовного подвига; в них уже была любовь к Богу, которая не могла их допустить отречься от Него; в них была вера, что земные страдания – ничто в сравнении с вечным счастием, которое ожидает пострадавших ради любви своей к Богу; в них была надежда, что Бог им поможет в страшном испытании силою Своею. Мать их, не расточившая праздно дорогого времени, не пропустившая ни одной минуты для внушения детям спасительных истин, успела рано воспитать в них сосуд драгоценный, готовый для восприятия славного венца мученического.