Туринская Плащаница подтверждает справедливость изречения английского мыслителя Френсиса Бэкона (1561-1626), что малое знание удаляет от Бога, а большое приближает к Нему. Многие учёные на основании тщательного и всестороннего изучения Плащаницы признали факт воскресения Христа и из атеистов стали верующими. Одним из первых был атеист и вольнодумец, профессор анатомии в Париже Барбье, который понял, как врач и хирург, что Христос вышел из Плащаницы, не развернув её, как Он проходил после воскресения через затворённые двери.
Как установила судебно-медицинская экспертиза Плащаницы, на теле Умершего было множество прижизненных кровоточащих ран от тернового венца, от избиения бичами и палкой, а также посмертные излияния от прободения копьём, которое пронзило, по мнению врачей, плевру, лёгкое и повредило сердце. Кроме того, имеются следы излияния крови в момент снятия с креста и положения Пречистого Тела на Плащаницу.
Страшные следы телесных страданий чудесным образом запечатлела на себе Святая Плащаница. Христа много били. Били палками по голове, перебили переносицу. Изучая Плащаницу, учёные сумели определить даже толщину палки, повредившей Страдальцу нос. Благодаря судебно-медицинской экспертизе мы знаем о мучениях Иисуса Христа даже больше и детальнее, чем о них рассказано в Евангелии.
Били Его и бичами. Как свидетельствует Плащаница, бичевали два воина: один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич в их руках имел пять концов, в которых были зашиты грузила, чтобы плети крепче охватывали тело, а сдёргиваясь с него, рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, Христа за вздёрнутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу.
Кончив избиение, на Иисуса Христа положили крест и приказали нести его на место предстоящего распятия - Голгофу. Таков был обычай: осуждённые сами несли орудие своей мучительной казни.
Плащаница запечатлела глубокий след от тяжёлого бруса креста на правом плече Христа. Христос, физически измученный и обессиленный, неоднократно падал под тяжестью Своей ноши. При падении было разбито колено, а тяжёлая балка креста ударяла Его по спине и ногам. Следы этих падений и ударов запечатлены, по свидетельству экспертизы, на ткани Плащаницы.
Судебные эксперты-медики пришли к выводу, что менее чем через 40 часов посмертный процесс прекратился, ибо в ином случае сохранность пятен крови, лимфы и т. д. была бы существенно иной: к сороковому часу соприкосновения все отпечатки расплылись бы до неузнаваемости. Из Евангелия мы знаем, что Христос воскрес через 36 часов после Своего погребения.
Криминалисты и медики обратили внимание на то, что тело Распятого отделилось от всех кровяных сгустков, от всех затвердений сукровицы и околосердечной жидкости, не потревожив ни одного из них. А каждый врач, каждая медицинская сестра знают, как трудно отделяются бинты от присохших ран. Снятие повязок бывает очень трудным и болезненным процессом. Ещё недавно перевязки считались порою страшнее операции. Христос же вышел из Плащаницы, не развернув её. Он вышел из неё так же, как после воскресения проходил сквозь закрытые двери. Камень от гроба был отвален не для Христа, а для того, чтобы во гроб могли войти мироносицы и ученики Господа.
Как могло произойти исчезновение Тела из Плащаницы без её разворачивания и отрыва израненного Тела от ткани? Именно этот факт-вопрос заставил атеиста и вольнодумца профессора сравнительной анатомии И. Деляже и атеиста профессора хирургии П. Барбье поверить во Христа и сделаться апологетами и проповедниками Плащаницы. Познакомившись с материалами исследований, неверующий профессор Сорбонны Овелаг погрузился в глубокое размышление и вдруг с просветлённым лицом прошептал: "Друг мой, Он действительно воскрес!" Начав изучать Плащаницу, неверующий англичанин Вильсон в процессе своих исследований стал католиком.
А вот заключения юристов и историков. Эдвард Кларк пишет: "Я предпринял тщательный разбор свидетельств, связанных с событиями третьего дня Пасхи. Эти свидетельства представляются мне бесспорными: работая в Верховном Суде, мне... случается выносить приговоры на основании доказательств куда менее убедительных".
Автор трёхтомного труда "История Рима" профессор Т. Арнольд, изощрённый ниспровергатель исторических мифов и ошибок, утверждает: "Удовлетворительность свидетельств жизни, смерти и воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно. Они отвечают общепринятым правилам, по которым надежные свидетельства отличаются от ненадёжных".
“И думается, что после стольких свидетельств, и древних, и Туринской Плащаницы, не признавать воскресения Христа может только тот, кто всё в мире пытается объяснить своим ограниченным и греховным разумом, тот, кто ничего не хочет знать, тот, кому Бог мешает жить по его страстям и гордости”, — размышляет профессор, протоиерей Глеб Каледа.
Появилась целая наука синдология, изучающая оставленные на Плащанице следы величайшего и удивительнейшего в истории человечества события — воскресения Христа. Плащаница стала как бы негативом под воздействием очень сильного потока света изнутри, из Самого завёрнутого в неё Христа. Превратить ткань в негатив не удалось никому даже в современных лабораториях. Учёные считают, что для получения такого эффекта необходима вспышка, большая, чем при ядерном взрыве в Хиросиме, но при этом не должно быть разрушительных последствий, чтобы ткань была сохранена.
Мир действительно велик, интересен, загадочен, и нужно очень много знаний, сил и времени, чтобы постоянно открывать в нём новые и новые страницы.
III часть. Во Христа обличение
Солнце правды всходило над Русской землей, разгоняя мрак богоотчужденности и неведения. Владимир приказал “рубить”, т.е.строить из дерева церкви, поставляя их на особенно знаменательных местах. Так, деревянная церковь Святого Василия Великого — небесного покровителя Владимира — была поставлена на том месте, где так недавно торчал из земли истукан Перун. А в 989 году равноапостольный князь замыслил построить первую величественную каменную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Она была воздвигнута по повелению недавнего “вождя” язычества на месте мученической кончины святых Феодора-варяга и сына его Иоанна (память 12 июля) . Князь украсил церковь иконами и богатой утварью, взятой в Херсонесе, поставил служить в храме Анастаса Корсунянина и других священников, пришедших из Херсонеса. В 996 году, по данным летописи, храм был освящен. В нем князь Владимир еще раз вознес усердную молитву за всю Русскую землю, за русский народ. Он приказал отчислять десятую часть всех доходов в стране в пользу этой церкви, после чего она и получила название Десятинной.
День освящения храма Пресвятой Богородицы (12 или 11 мая) был внесен Владимиром в месяцеслов для ежегодного празднования. Тем самым подчеркивалось нечто весьма знаменательное. 11 мая Церковь издревле празднует “обновление Царьграда”, т. е. посвящение Константином I Великим столицы империи - Богоматери. Столица Руси тоже посвящалась Деве Марии!
Посвящение было принято Царицей Небесной и сохранилось в Руси - России навсегда. В ХП веке пришла в Киевскую землю великая чудотворная икона Божией Матери “Владимирская”, написанная святым Евангелистом Лукой на доске от стола, которым пользовалось Святое Семейство Иисуса Христа в Назарете, и стала особо почитаемым знамением Русской земли и Русской Церкви. По мере перемещения столиц она была переносима во Владимир, затем — в Москву, освящая собою все три важнейших периода русской истории: киевский, владимирский, московский. Что же касается четвертой, “северной столицы” России - С.-Петербурга, то и этот город возымел своей главной святыней Казанскую икону Богоматери, во имя которой возник в его центре величественный собор.
В XI-ХП веках в Киеве был построен подобный Константинопольскому благолепный собор Святой Софии Премудрости Божией, тоже посвященный, по существу, Богоматери, ибо образом Софии на главной символической иконе этого храма являлась Дева Мария. Вслед за Софийским собором в Киеве поднялись “София” Новгородская, Успенские соборы Владимира и Москвы (в Кремле).
Но это произошло позже, а пока, в конце X — начале XI века, Десятинная церковь Богоматери сделалась центром духовной жизни Киева и всей новопросвещенной Руси. Предполагают, что здесь еще при Анастасе Корсунянине началось наше летописание, были составлены Жития Ольги, святых первомучеников российских Феодора и Иоанна. В этот храм Владимир перенес нетленное приложение тело своей бабки - равноапостольной княгини Ольги (память 11 июля).
Сам князь впоследствии тоже был справедливо прославлен как равноапостольный (память 15 июля), ибо трудно даже перечислить его деяния по просвещению Руси истинной верой. Еще сложней эти деяния оценить. Да и неоценимы они! По всей Руси зазвучала проповедь слова Божия, крестился народ, сокрушались идолы, строились храмы, возгоралась молитва... Владимир заложил основы нашего народного образования, которое затем в полной мере развернул его сын Ярослав Мудрый и продолжали другие.
Так что в ХП - ХШ веках, как теперь, ко всеобщему удивлению, обнаружилось благодаря найденным берестяным грамотам, по крайней мере городское население Русской земли было чуть ли не поголовно грамотным! Очень скоро, еще при земной жизни князя Владимира, люди почти всех земель Руси приняли Святое Крещение, причем в подавляющем большинстве — охотно и добровольно! Сопротивление было оказано язычеством в лице активных волхвов лишь в Новгороде и Ростове, но быстро было сломлено. В Новгороде, где дядя Владимира Добрыня сокрушил идол Перуна (им же самим ранее и поставленный!), для усмирения язычников сперва прибегли к силе, затем - к проповеди. В Ростовской земле в основном делала свое дело проповедь, в особых случаях - сила.