Смекни!
smekni.com

Стрибог (стр. 2 из 2)

Отбор богов для пантеона 980 г. не был случайным. Уже при Святославе Киевская Русь превратила племенные культы в государственную религию. Это означало, что древнерусский политеизм стал идеологическим обоснованием законности, незыблемости и оправданности сложившейся государственной системы, где вся полнота власти сосредоточена в руках князя. Эта религия освящала привилегии господствующих классов, дружинников, киевской знати, составлявших главную опору единовластия. Все шесть богов пантеона Владимира олицетворяли основные аспекты экономического, политического военного и идеологического господства социальной верхушки Киевского государства и должны были стать заслоном на пути центробежных тенденций.

Кроме того, пантеон 980 года включал в себя, очевидно, как средство противостояния христианству, три божественных образа, которые могли быть прямо противопоставлены христианским: бог-отец Стрибог, бог-сын Даждьбог и женское божество – Макошь. Как мы выяснили, Стрибог занимал в этой четкой системе лидирующее место, которое ясно подчеркивалось его сущностью.

Сейчас уже очень сложно точно и достоверно прояснить все особенности культа Стрибога, его родословную, воплощения и основные функции. Мы можем лишь сказать, что Стрибог был главным божеством предков славян, иногда грозным, иногда благим и милостивым – таким же, как и подвластная ему стихия.

В условиях формирования государственных начал, образования Древнерусского государства попытка искусственного создания пантеона богов была исторически оправданной. Это был единственно возможный путь идеологического обоснования общей тенденции превращения Киева в религиозный и политический центр.

Реформа значительно расширила религиозно – идеологическое воздействие язычества своей многогранностью и глубокими историческими корнями нового пантеона


Литература

Вей.М. К этимологии древнерусского «Стрибог». – Вопросы языкознания, 1958, №3

Гральковский Н.М.. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М., 2002

Гусева Н.Н. Славяне и арьи. Путь богов и слов. М., 2002

Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. М., 1988

Новиков М.П. Христианизация Киевской Руси: методологический аспект. М., 1991

Рыбаков Б.А.. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988

Сперанский Н.Н. Русское язычество и монотеизм. М., 2006


[1] Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, с. 438-439

[2] Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, с. 445-446

[3] Вей.М. К этимологии древнерусского «Стрибог». – Вопросы языкознания, 1958, №3, с 97

[4] Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., Наука, 1988, с. 446-447

[5] Н.М.Гральковский. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М, 2002, с.47