Коран был доступен далеко не каждому - его изучали и анализировали лишь сравнительно немногие грамотные и образованные мусульмане, в первую очередь знатоки исламской догматики, богословы и правоведы. До широких масс простого народа, неграмотных крестьян заповеди ислама доходили лишь в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составлявших обязательный для каждого правомерного комплекс правил поведения, прежде всего религиозного.
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять: исповедание, молитва, пост, милостыня и хадж.
Принцип исповедания - центральный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно соблюсти именно его, т.е. торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме аллаха и Мухаммед пророк его. Тем самым человек становится покорным Аллаху, мусульманином. Но, став им, он должен бал соблюдать остальные обязанности правоверного.
Молитва - обязательный каждодневный пятикратный ритуал, от которого могут быть освобождены лишь больные, немощные и малые дети. Те, кто не молится пять раз в день, - неверные. Молитву полагается совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Чаще всего ее совершают индивидуально, реже - группами, обычно в мечетях (не менее 40 мужчин; женщины в мечетях не молятся). Там же по пятницам и в дни праздников - торжественные богослужения, которыми руководят уважаемые в исламской общине руководители - имамы. Перед молитвой правоверный обязан провести обряд очищения, омовения (малого - сводящегося к мытью рук, ног и лица, и большого - в случае серьезной нечистоты, что чаще касается женщин и сводится к полному омовению всего тела). Если нет воды, например, в пустыне, можно очиститься песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, на специальном коврике и обратившись в сторону Мекки.
Перед совершением молитвы следует обязательно заявить о своем намерении совершить молитву, ибо намерение что-либо сделать в исламе вообще в мусульманском праве в частности значит очень много. В данном случае, при молитве, оно как бы настраивает на определенный лад, готовит к торжественному моменту общения с Аллахом. Затем молящийся стоя вздымает руки, вкладывая одну в другую, приседает, снова встает и воздевает руки кверху. После этого он опускается на колени и совершает земной поклон, затем привстает на коленях и вновь кланяется, сопровождая все эти действия невнятным бормотанием формулы исповедания веры и первой суры Корана, реже - других молитвенных текстов. Как правило, мусульманин во время молитвы Аллаха ни о чем не просит.
Пост. У мусульман лишь один главный и обязательный пост, но зато он длится целый месяц. На протяжении месяца все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права ни есть, ни пить, ни тем более развлекаться, курить и т.п. В конце дня, перед закатом, мусульмане снова благодарят Аллаха, и лишь после этого могут обратиться к земной пище.
Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных.
Хадж. Пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный для всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе.
Заключение
Для мусульман нет какой-либо другой книги, которая имела бы такое большое значение, как Коран, и нет какой-либо другой книги, слова которой имели бы такое величие и почет. Коран - это слова, ниспосланные Аллахом Всевышним пророку Мухаммеду. Это писание является для мусульман источником знания о древних народностях и племенах, которых уже нет на земле, а также о пророках и посланниках, об их проповедях, мудрости и терпении. В Коране рассказывается об атрибутах Аллаха, о том, что разрешено и что запрещено говорить о Нем, повествуется об ангелах и их атрибутах. В этой книге содержится знание о том, что будет на том свете и какое положение будут иметь те, кто попадет в ад, и те, кто попадет в рай, и другие религиозные знания, а также говорится о культуре и морали мусульман.
Крах колониальной системы империализма внес немало позитивного в жизнь народов Ближнего и Среднего Востока, разбудил и поднял на принципиально новую высоту историческое самосознание и национальные интересы освободившихся народов, побудил их объективно оценить прошлое и настоящее своих стран, чтобы наметить возможные пути в завтрашний день, в будущее.
То, что достигнуто еще только начало. Но оно вдохновляет и диктует необходимость найти справедливый, взвешенный подход к теме, освещаемой и в данной работе.
1. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1986г.
2. Авксентьев А.В., Акимушкин О.Ф., Акиниязов Г.Б. и др. Ислам: Словарь атеиста / Под общ. ред. Пиотровского М.Б., Прозорова С.М. - М.: Политиздат, 1988 г.
3. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990 г.
4. Гараджа В.И. Религиоведение: Уч. пособ. для студ. высш. учеб. заведений и преп. Ср. школы - 2-е изд., дополненное. - М.: Аспект Пресс, 1995 г.
5. Мирча Элиаде, Ион Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. - М.: ВГБИЛ "Рудомино" и СПб "Университетская книга", 1997 г.
6. Васильев Л.С. История религий Востока. Уч. пособ. Для вузов - 4-е изд. - М.: "Книжный дом "Университет", 1999 г.
7. Брилев Д.В. Религии мира. Ислам. - М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2006 г.