Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь — это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное' ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных организаций представлено в таблице 1.
Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.
Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента — религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время перейти к анализу этого процесса, посмотреть, как воздействует религия на индивида и общество.
Таблица 1. Классификация религиозных организаций
Церковь | Деноминация | Секта | Культ | |
Пример | Римский католицизм. Англиканская церковь. | Методизм. Конгрсгациализм. | Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода) | Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения |
Источник членства | Все или большинство членов общества преданы церкви. | Набор путем обращения в веру детей членов общины; в некоторой мере обращение в веру новых людей. | Братство преданных верующих; обращение в веру на основе убеждения | Братство преданных верующих; обращение в результате эмоционального кризиса |
Отношение к государству и Другим религиям | Тесно связана с государством и нерелигиозными организациями | В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру | Выступает против других религий, а также государственных и светских органов власти | Отрицание других религий, а также государственных и светских органов власти |
Тип руководства | Профессиональные священники, работающие полный рабочий день. | Профессиональ-ные священники | Непрофессиональные лидеры, имеющие слабую подготовку | Харизматические лидеры| |
Тип вероучения | Формальная теология. | Терпимость к различным точкам зрения и спорам | Упор на чистоту вероучения и возврат к изначальным принципам | Новые принципы; откровение и проникновение в духовную сущность |
Вовлеченность членов | Сведено до минимума или совсем не требуется для многих членов. | Незначительная вовлеченность, разрешается иметь и другие обязательства | Необходимо глубокое чувство преданности | Необходима полная преданность |
Тип религиозного действия | Наличие ритуалов. | Наличие ритуалов, слабая эмоциональная выразительность | Глубокая эмоциональность | Глубокая эмоциональность 1 |