Смекни!
smekni.com

Суннизм и Шиизм (стр. 4 из 5)

Сунниты составляют большинство мусульманского населения всех стран мира ислама, за исключением Ирана, Ирака и Азербайджана, где они уступают по численности шиитам.

Общая численность сторонников Шиизма - 180 млн. человек, что составляет около 16% всех мусульман, или около 3% всего населения мира. Подавляющее большинство шиитов сосредоточено в странах Юго-Западной и Южной Азии: Иране (49 млн. чел., или 87% всего населения), Пакистане (32 млн., или 26%; по другим данным, численность шиитов в этой стране значительно меньше), Ираке (11 млн., или 59%, в основном на юге страны), Индии (ок. 10 млн., или 1%), Турции (8,9 млн., или 16%, главным образом курды-заза), Йемене (4,8 млн., или 38%, в основном на северо-востоке страны), Азербайджане (4 млн., или 56%), Афганистане (3,5 млн., или 21%, в подавляющем большинстве хазарейцы), Саудовской Аравии (2 млн., или 14%, преимущественно на востоке страны), Сирии (1,9 млн., или 15%, гл. обр. в исторических областях Латания и Джебель-Друз), Ливане (1,2 млн., или 40%, в основном на юге и востоке), Кувейте (429 тыс., или 20%), Бахрейне (330 тыс., или 64%, преимущественно в сельских районах), Объединённых Арабских Эмиратах (318 тыс., или 17%), Омане (103 тыс., или 7%, главным образом персы), Катаре (49 тыс., или 11%). В XVI в.

Шиизм в Иране

Считается, что сближение Шиизм с персидским национализмом произошло довольно рано и одной из причин этого явилась женитьба сына Али на дочери последнего сасанидского царя. Шиизм умеренного толка установился в Иране в качестве официальной государственной религии с династии Сефевидов (1502). Вначале власть шахов этой династии, ведших своё происхождение от основателя шиитского суфийского ордена Сефевийя, не оспаривалась духовными лидерами Ирана. Но по мере упадка династии и особенно по отношению к последующим династиям (Каджары и особенно Пехлеви) религиозные лидеры шиитов всё более определённо подчёркивали, что власть шаха – лишь временное правительство, существующее до прихода Махди. Это стало общепризнанным тезисом, нашедшим своё отражение в иранской конституции 1906 г. Шиитскими центрами в Иране первоначально были Кум и Сабзавар.

Последнее означало, что в случае радикальных перемен, не соответствующих духу шиитского ислама, либо обострения политических взаимоотношений в стране позиции духовенства – особенно неофициального, то есть не состоящего на службе, но зато свободного в выражении своих взглядов и к тому же обладающего почти харизматическим авторитетом, - могут оказаться резко антиправительственными. Такая ситуация, практически незнакомая суннитскому исламу, не раз возникала в шиитском Иране, причём в особенно острой форме – в XX в., в периоды попыток реформ. Сопротивление этим реформам, в которых шиитские лидеры всегда видели угрозу упадка веры, ослабления сложившихся религиозных норм, а также своего влияния, обычно вело к резкому росту религиозно-политической активности улемов и муджтахидов. Наиболее заметные из числа, чьи знания, набожность и авторитет создавали им исключительное положение, приобретали право на почётное наименование аятоллы (знамение Аллаха). Пользуясь огромной поддержкой религиозно активного населения, они поднимали знамя священной борьбы против тех или иных нововведений, против упадка веры и иноземных влияний. Такие заметные на политической сцене Ирана XX в. аятоллы, как Кашани, Боруджери, Хомейни, были способны поднять под этим знаменем народ, что и привело, как известно, к свержению власти шаха.

Теченияия внутри суннизма и шиизма

Течения суннизма

Суннитское богословие, развивавшееся усилиями немалого количества богословов-философов концентрировало своё внимание на проблемах, в основном касавшихся мировоззренческих аспектов ислама: сотворённость/несотворённость Корана, судьбы людей в загробном мире, свобода воли, взаимоотношений человека с Аллахом. Во многом это были сколастические упражнения учёных богословов. Однако суннитский калам, хотя он возник на базе фикха, был многими корнями связан с правоведением. Задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями всегда была в первую очередь обусловлена решением спорных вопросов религиозно-правогого характера. Для решения этих проблем было выработано несколько методов:

- Рай – индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов ислама;

- Иджма - согласное мнение богословов — законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране или Сунне, и выражает мнение всей мусульманской общины суннитов;

- Кияс - суждение о непредусмотренных Кораном и Сунной положениях по аналогии с предусмотренными положениями;

- Истислах – признание возможности изменения некоторых хадислв Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом.