Обучение обычно длится 15-20 лет. Монах выходит с ученой степенью геше (доктора буддийской философии). Различают три уровня учености: «дорампа, цогрампа или хларампа, из которых наивысшей считается последняя».[45]
Впоследствии по своему желанию гэшэ может поступить в один из тантрических колледжей и таким образом завершить своё обучение, или вернуться в свой монастырь в качестве преподавателя, либо поселиться в уединении для интенсивных занятий медитацией.
Монах, завершивший обучение и удостоенный степени гешэ, считается полностью квалифицированным и авторитетным духовным мастером, достойным преданности и уважения последователей.
Именно эта традиция, более строгая, преобладает в Тибете.
Учение о мандале
Круг, диск, сфера, шар, орбита, страна, территория, совокупность, собрание – вот некоторые из значений слова "мандала" встречающиеся в древнеиндийской литературе. В буддизме это слово имеет ряд дополнительных значений.
В широком смысле Мандала – это все окружающее пространство, вмещающая различные виды энергии: покой, притяжение, рост, разрушение.
Земля – это живая Мандала, через которую течет поток изменений. Его течение определяется процессом бесконечного роста и развития.
«Универсальность Мандалы заключается в одной ее постоянной – принципе центра. Центр – начало Мандалы, начало и происхождение всех форм и процессов. В начале был центр: центр разума Божьего, вечного творца».[46] Центром Мандалы является только настоящее, всегда постоянное.
Мандала как символическое изображение буддийской вселенной представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд.
Круг – это символ космоса в его бесконечности, а квадрат – символ земли или мира, созданного человеком.
У Мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. «Квадрат Мандалы, ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную. Поле квадрата поделено на четыре части, пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу»[47].
В Тибете Мандала достигла своего наиболее полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации. Мандалы рисуют на ткани и песке, выполняют из металла, камня, дерева.
Искусство рисования Мандалы на песке очень интересно и красиво. Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов, однако тибетцы достигли в этом необычайного совершенства. Сам термин "песочная живопись" условен, поскольку материалом для Мандал служит не природный речной песок, а измельченная горная порода. В Тибете, некогда богатой и свободной горной стране, Мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. На данный момент чаще всего используется измельченный гранит. В итоге получается около 14 цветов. Работой обычно занимаются сразу четыре монаха.
Структура и цветовое решение песочных Мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи выучивают наизусть. На начальных стадиях освоения песочных Мандал они могут время от времени сверяться с живописными изображениями, однако настоящие профессионалы работают исключительно по памяти.
После создания на песке Мандалы ее сразу же разрушают. Главное назначение такой Мандалы – служить в медитационной практике. Обычно на ее создание уходит около 10 дней.
Мандала – это техника, ведущая к целостности, она является искусством воссоединения противоположностей, прообразом всего остального, будь то человек или животное. Мандала – это техника для создания жизненной силы внутри человека. Человеку суждено преобразиться в вечности своего тела».[48]
Распространение тибетского буддизма
Распространению ламаизма способствовало прежде всего соседство и интенсивность контактов с носителями других религий. Если племя находилось высоко в горах и скотоводство было основным видом хозяйственной деятельности, то ламаизм распространялся быстрее и имел важное значение. В итоге тибетский буддизм слился с местными верованиями и начал преобладать в духовной жизни этносов высокогорья и кочевников засушливых степей, глубоко внедрился в их социальную структуру. Первоначально преобладала школа ньнгма, так она смогла органично вписаться в местные культу и вписать языческих божеств в буддийский канон.
В данной главе хотелось бы рассмотреть распространение ламаизма на территории Азии и России, а также выявить его характерные черты и особенности.
Распространение тибетского буддизма в странах Азии.
Тибетский буддизм и Монголия.
Ламаизм начал появляться в Монголии после захвата монголами Тибета, а точнее в середине XIII века. В это время Учитель школы Сакья прибыл в Монголию, где рассказывал о традициях буддизма. Для помощи в переводе буддийских текстов он разработал новую монгольскую письменность. В это время начала распространяться в Монголии и школа Карма Кагью. Но тибетский буддизм не прижился, и его влияние вскоре ослабело.
В XVI веке тибетский буддизм вновь начал распространяться на территории Монголии. Основной школой стала Гелуг. В Монголии начали появляться выдающиеся ученые, которые могли переводить Ганджур и Данджур без помощи тибетцев. От прошлых школ остались некоторые черты, например, жизнь монахов. В Монголии не прижилась традиция послушниц, хотя в самом Тибете в это время было несколько монастырей монахинь.
Линия перерождений тибетского мастера Таранатхи стала известна как линия Богдо-гегенов, которые стали буддийскими главами в Монголии. Их резеденция находилась в Урге.
Со временем тибетский буддизм начал приспосабливаться к Монголии. Например, был создан алфавит союмбу, который помогал монгольским монахам в прочтении тибетских и санскритских слов.
Ламаизм в Непале.
В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины Катманду, которые исповедуют течение школы ньнгма. В этом районе существует два достаточно крупных монастыря.
В высокогорных районах Северного Непала и на отдельных участках Тибетского нагорья, на обитают группы, имеющие в Непале общее название бхоте, бхотии (от Бхот — Тибет, 'бхотии — тибетцы). По этногенезу, хозяйственно-культурному типу, языку они очень близки тибетцам. Заселение ими Непальских гор происходит в конце первого тысячелетия н.э. В это время в высокогорном и среднегорном
Непале активно действуют миссионеры ламаизма и бон, строятся культовые сооружения и монастыри различных школ.
Воздействие тибетского буддизма основано на социальной роли лам. В высокогорных селениях ламы были не просто монахами, но и жрецами общинного храма. Ламы организовывали церемонии календарного типа, являлись семейными жрецами, т.е. занимались обрядами от рождения и до смерти. Они являлись посредниками в общении с божеством, а также были лекарями, астрологами, шаманами, прорицателями. Необязательность безбрачия привела к началу складывания сословия жречества, тесно связанное с аристократией.
В Непале монахи - трасанг - возглавляются настоятелем - кхенпо. Настоятелю по хозяйству помогают два помощника - ньерва, учитывающие пожертвования и ведущие монастырское хозяйство.
Обычно ламы проводят в монастыре лишь часть года. Чаще всего они собираются во время праздников либо поочередно выступают в роли смотрителей монастыря, большую же часть времени посвящают обслуживанию семей прихожан, работе на своем или семейном участке, реже - паломничеству или медитации.
«Материальной основой их существования, кроме личных доходов от хозяйства и совершения различных обрядов по заказам верующих, служат доходы от монастырской собственности, а главное - регулярные и обязательные подношения членов общины».[49]
Календарь главных праздников у каждой школы свой. Все они основаны, однако, на тибетском лунном календаре и имеют общие черты. Например, десятый, пятнадцатый, последний дни лунного месяца — дни совместных молитв. Общими праздниками буддизма является рождение Будды и уход его в нирвану. Местными праздниками являются основание монастыря и дата рождения основателя школы. Помимо этих существуют еще два новогодних праздника: официальный («королевский») Новый год в середине февраля и «крестьянский» Новый год в январе, ближе к зимнему солнцестоянию. В дни летнего солнцестояния выполняется цикл обрядов, связанных с культами плодородия.
Паломничество, рекомендуемое буддисту, совершается в Гималаях «попутно» с сезонными перемещениями. Летом скотоводы вместе с выгоном скота на высокогорье посещают местные святыни, зимой же с продуктами своего труда едут в среднегорный Непал, где у крупнейшей ступы и монастыря Бодхнатх устраивается сезонная ярмарка.
«Культовые сооружения буддизма в Гималаях — это монастырские комплексы с храмами, общинные храмы, общественные здания деревни, семейные и личные часовни, кельи отшельников, храмы местных божеств, ступы разных типов, молитвенные барабаны, стены, флаги, часовенки для водяных молитвенных барабанов, камни со священными формулами буддизма»[50].
Монастырь-гомпа - выступает как иерархический центр комплекса других объектов, входящих в «зону святилища». Типичный монастырь включает группу зданий, образующих внутренний двор. Три стороны квадрата заняты жилищами монахов, трапезной, кухней, приютом для паломников, четвертая — двухэтажным храмом-святилищем, включающим собственно храм на первом этаже и жилище настоятеля, храм божества-охранителя, библиотеку и хранилище культовых предметов на втором этаже. Двор монастыря играет важную роль — вмещает участников и зрителей важнейших церемоний.