Член секты может искренне верить, что "внешняя" доктрина - это вовсе не ложь, а другой уровень "правды". Создавая обстановку, в которой сосуществуют различные уровни "правды", руководство сект лишает своих последователей возможности объективно оценивать и анализировать происходящее. Члены секты не способны разобраться в реальной ситуации. Им говорят, что они еще не обрели достаточную зрелость, чтобы знать всю правду, но скоро они все поймут. Чем усерднее они будет работать, тем быстрее заслужат право знать высшие уровни "правды".
Но таких уровней может быть много. Часто продвинутый последователь секты, полагающий, что знает всё, в действительности находится лишь на подступах к "правде". Тех, кто задает много вопросов и хочет слишком быстро все узнать, стараются отвлечь, переориентируя на выполнение внешних задач.
Контроль поведения, мыслей, эмоций и информации оказывает колоссальное воздействие на человека и позволяет манипулировать людьми даже с самой устойчивой психикой. Мало того, именно люди с крепкой психикой составляют ядро секты и входят в число самых фанатичных и преданных его членов.
О них говорят и пишут, но достоверной информации из мира "с той стороны" до обывателя доходит не так и много. Попробуем разобраться в том, что нам известно.
Это нечто противоположное традиционным религиям. Сами сатанисты предпочитают, чтобы их воспринимали как выдумку, но они все-таки существуют.
Середина 90-х годов в бывших республиках СССР отмечена резким всплеском активности сатанистских групп. Практически открыто действуют сатанисты во многих городах России, оскверняя христианские святыни и распространяя свои листовки.
Обычно сатанизм преподносится как поклонение злу, культ, основанный на Принципах, отвергаемых христианством. Его часто объявляют одним из видов оккульта, что в переводе с латинского означает "таинственные вещи". Сатанизм - самая открытая форма оккультизма, поклонение и осознанное служение дьяволу.
В сатанизме все положения христианства "перевернулись" - дьявол становится богом, а благо - пороком. Сатанисты верят, что зло хорошо, поклоняются сатане и грозят смертельным наказанием за нарушение "клятвы секретности". Среди них очень распространены самые странные сексуальные извращения. Широко практикуется заклинание демонов. Для того чтобы доставить удовольствие сатане, практикуются человеческие жертвоприношения.
Свое существование сатанизм начал в конце XIX века на основе учения Алейстера Кроулея (1875-1947). Он был знаком с магией и практиковался в оккультизме. Основал организацию Ordo Tample Orients (Орден восточного замка), в некоторых ритуалах которого объединялись сексуальная магия и поклонение сатане.
Конец жизни он провел в психиатрической больнице.
Позже большинство оккультистов отделились от учения Кроулея и основали в Англии клуб под названием "Hell Fire" (Огонь ада).
Кроулей написал три книги - "Равноденствие", "Книга закона", "Магия в теории и практике". Традиционный сатанизм черпает из его писаний больше, чем из любого другого источника.
Значительное влияние Кроулей оказал и на ряд известных рок-групп, такие, как "Rolling Stones", "Led Zeppelin", "Psychic TV" и т.д. Его считали своим духовным учителем Артур Браун, Стинг, Дэвид Боуи и кинематографист Кеннет Энгер.
Сегодня в мире существует несколько групп, исповедующих сатанизм. Они отличаются как организационно, так и философски. Это Церковь Сатаны Антона Шандора ла Вея; Храм Зла Майкла Аквино; Любители (принимают сатанинское учение в основном в виде символики); Гностики; "Вторичные" Сатанисты (сюда можно включить практикующих колдунов); Клубы Адского Пламени.
Самая известная - Церковь Сатаны.
Ее основателем 30 апреля 1966 года стал Антон Шандор ла Вей, который и по сей день пребывает самовольным высшим "священником" церкви. Он же написал и "Сатанинскую Библию".
Они придерживаются мнения, что нет бога выше, чем ты сам, и что лишь сам человек может быть объектом поклонения, считают себя людьми абсолютно свободными.
Один бывший сатанист пишет: "Мне нравилось знать, что я не такой, как все - обычная серая масса. Мы это все, остальные - черви, которых надо топтать". А ла Вей говорит так: "Человеку нужно получать удовольствие здесь и сейчас, вместо того чтобы ждать награды на небесах. Так почему бы не основать религию, основанную на потакании слабостям?"
География их деятельности обширна. Они действуют и в крупных городах, и в сельской местности, охватывают все уголки Земли. Часто меняют место своих сборищ, поэтому почти невозможно проследить их передвижение.
Замешанный на дешевой мистике и современной молодежной субкультуре, связанной с музыкой металлистов, сатанизм получает в мире все большее распространение. И главная их задача - способствовать "пришествию царства Антихриста".
Обычно очень трудно привести достоверные доказательства оккультной деятельности. Например, человеческое тело, использованное для жертвоприношения. Сатанисты используют кремацию, каннибализм, могут похоронить тело несколько раз в различных местах.
Расследование их деятельности очень сложно еще и потому, что люди, бросившие сатанизм, очень боятся мести.
Есть множество данных, свидетельствующих о том, что в числе сатанистов был и Гитлер. Примечательно, что его самоубийство произошло в день сатанинского праздника, 30 апреля 1945 года.
По словам одного из сатанистов, они внешне ничем не отличаются от современной "стильной молодежи". Это сильные, выдержанные люди, усиленно занимающиеся рукопашным боем. Они считают, что служители сатаны после смерти не будут мучиться в адском огне, а сами будут мучителями. Именно к этому они готовятся здесь и сейчас.
Интерес к славянскому язычеству среди представителей российской интеллигенции обычно обостряется в условиях кризиса религиозности и государственнических (имперских) ценностей. Это наблюдалось как в начале XX в., так и я конце XX - начале XXI в.Л. Андреева видит духовные причины данной ситуации в недостаточно глубокой секуляризации мировоззрения больших групп современного общества: "Хотя мы и наблюдаем феномен секуляризации общественных структур, но при этом не можем говорить о секулярном индивидууме как таковом, поскольку он имеет двойственную природу: секулярное сознание соседствует с религиозно ориентированным подсознанием". В конце XX в. распад квазирелигиозного советского мировоззрения породил, среди прочих идеологических и религиозных течений, российское неоязычество Его идеология и мифология были средством компенсации травматических последствий кризиса идентичности, возникшего в результате распада СССР Компенсаторный характер данного явления обнаруживается в попытках неоязычников создать новую картину мира на базе реконструируемых ими мифологических систем.
Неоязычество определяют как "идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных социальных институтов". Для его характеристики часто применяется термин "родноверие", являющийся самоназванием. Обращает на себя внимание то, что "родноверие" не является единым культурно-политическим движением. Скорее, оно представляет собой конгломерат социальных сетей, то есть "устойчивых неформальных связей, имеющих когнитивную природу". Они "выстраиваются между людьми, которые доверяют друг другу" и способствуют взаимодействию групп, функционирующих "на основе общих ценностей, онтологии или операционального опыта". Об этом говорит наличие значительного числа незарегистрированных общин или общин, зарегистрированных как общественные организации. Отсутствие прозелитизма не позволяет определить точное число русских неоязычников; нет единого для всех общин руководящего центра, общих пантеона, системы праздников и ритуалов, единой иерархии жрецов (волхвов). Широко распространен синкретизм разных традиций язычества (славянской, индоевропейской, скандинавской) и православия, западного или восточного оккультизма, массовой культуры (литературы "фэнтези"). Межобщинные договоры не имеют юридической силы и направлены в основном на создание единого информационного пространства (примером чего являются такие документы, как "Битцевское обращение" и "Битцевский договор"). Именно поэтому основным источником по данной теме являются не опубликованные в СМИ материалы, а статьи из Интернета, представляющего собой поле общения неоязычников.
Известный этнолог В. Шнирельман дает следующую оценку данному явлению: "Под неоязычеством следует понимать общенациональную религию, искусственно создаваемую городской интеллигенцией из фрагментов древних локальных верований и обрядов с целью "возрождения национальной духовности". Фактически же речь идет не о возрождении, а о конструировании идеологической основы для новой социально-политической общности, более соответствующей условиям модернизации. При этом религия нередко понимается как идеология. Предполагается, что сплоченность национальной общности будет тем прочнее, чем больше она будет основываться на общенациональной идеологии, апеллирующей к заветам предков и к "самобытности"" [Шнирельман, 2002]. Данная точки зрения вполне оправдана, ибо сами лидеры неоязыческого движения, например, волхв Доброслав, волхв Велимир и глава "Союза славянских общин славянской родной веры" В. Казаков прямо заявляют о присутствии в "родноверии" идеологической составляющей. Одновременно неоязычники вопреки точке зрения Шнирельмана оценивают "язычество" прежде всего как религию.
Трактовка Шнирельмана, по моему мнению, может быть названа в целом верной, но односторонней, так как она не учитывает идеологических различий между течениями в неоязычестве, навешивает на все сообщество ярлык националистов. Игнорируется тот факт, что неоязычество не может быть полностью редукционно ни к идеологии, ни к конструированию идентичности, - хотя бы потому, что оно удовлетворяет, среди прочих, и религиозные, духовные потребности определенной группы населения Формы, в которых это делается, определяются прежде всего запросами верующих Особенности неоязычества характеризуют не только политическую ориентацию и культурный уровень его лидеров, но и общую духовную ситуацию и характер религиозности в современной России при оценке неоязычества полезно учитывать тот факт, что и современное православие представляет собой сильно идеологизированный духовный конструкт XIX в., большое влияние на который оказали католическое богословие, позитивистская философия и русский национализм.