Смекни!
smekni.com

Тоталитарные организации и нетрадиционные культы (стр. 6 из 6)

Заключение

В последние годы резко возрастает количество жертв деструктивных сект и культов в России и во всем мире. Секты и культы - это не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали секты и культы, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Но в XX веке у них появилось нечто новое - систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. За последние 7-8 лет в нашей стране появилось множество организаций, систематически нарушающих права своих членов, прибегающих к разного рода злоупотреблениям с целью как можно больше ограничить для них возможность мыслить и действовать, как подобает ответственным взрослым гражданам. Эти организации целенаправленно подрывают физическое и психическое здоровье своих членов, подменяют их ценности, обрывают их связи с близкими и родными, а нередко даже толкают на убийства. Человек, попавший в тоталитарную секту, постоянно подвергается насилию; от избиений и изнасилований до изматывающей, истощающей работы от 15 до 18 часов ежедневно, без необходимого питания и достаточного количества сна. Иными словами, члены сект превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы, которая, в свою очередь, делает все возможное, чтобы держать их у себя, покуда они еще могут быть полезными. Когда же они заболевают или их производительность сильно понижается, их попросту выкидывают на улицу.

Мы много говорим об утечке мозгов, имея в виду отъезд за рубеж талантливых специалистов. Но есть и другая утечка мозгов, внутренняя и поэтому еще более опасная. Сектанты охотятся за талантливыми, энергичными, разумными молодыми людьми и девушками, за цветом нации, за будущим нашей страны. Сколько из них уже навсегда покинуло науку, производство, семью и сферу нормальных человеческих отношений вообще для того, чтобы отдать всего себя тому или иному "гуру" или "мессии".

Традиционные конфессии созидательны, их члены стремятся принести пользу обществу, стране, народу. К какому созидательному труду способны члены тоталитарных сект, кроме многочасового попрошайничества на улицах - и только для своей секты? Между членами любой традиционной конфессии и обществом идет постоянный взаимообмен, в то время как деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен.

Типичный пример такого поведения в организме - раковая опухоль. И как раковые клетки начинают бурный рост в ослабленном болезнью организме, так и тоталитарные секты используют организационные и структурные слабости молодых демократических государств, чтобы утвердиться в них и насильно навязать свою систему ценностей только что освободившимся от политического тоталитаризма народам.

Так как все тоталитарные секты считают, что цель оправдывает средства, то все они ставят собственные интересы выше закона. Им всем присуща "двойная мораль" и "двойной стандарт". Если их члены уверены, что цель, поставленная ими перед собой, "праведна" и "справедлива", они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека или группу лиц. По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству.

Секты самым фундаментальным образом нарушают гражданские права тех, кого они пытаются обратить. Они превращают ничего не подозревающих людей в рабов. Опыт показывает, что людям, попавшим в секту, будет нанесен серьезный вред. Разрушатся семьи, будет подорвано здоровье, деньги и собственность будут потеряны и в конце концов, когда человек все-таки покинет секту, перед ним встанет проблема вновь научиться самостоятельной жизни, которую он далеко не всегда в состоянии решить. В среднем, человеку, нашедшему в себе силы, чтобы порвать с сектой, для полного выздоровления требуется 2 года.

Деструктивные секты и культы, применяя различные психологические методы, не только манипулируют религиозными чувствами людей, но и наносят им различные психические травмы, и часто имеют криминальную направленность. Они не только угрожают жизни и здоровью людей, но и представляют собой опасность для общества и государства.

В свете последних событий на Кавказе острая необходимость серьезного психологического анализа деятельности современных сект и культов в России еще более обострилась. Для предупреждения негативных последствий деятельности деструктивных сект и культов в Российской Федерации, в первую очередь, необходимы глубокие научные исследования. Дальнейшие исследования в данной области весьма актуальны и должны стать одним из приоритетных направлений психологических исследований в ближайшем будущем.

Подчеркивая важность данной проблемы для людей, остается надеяться на проявление должного интереса специалистов и государственных служб ориентированного на защиту граждан от психологического насилия. Соответствующее понимание и оценку должен получать тот факт, что люди попадают в деструктивные секты и культы преимущественно по причине отсутствия информации о них.

В качестве превентивной меры защиты от потенциального психологического насилия со стороны религиозных сект и культов, пожалуй, целесообразно изучить возможности информирования различных групп населения, и в первую очередь молодежи, о грозящей им опасности.

Часть такой информации можно было бы предоставить учащимся школ и вузов в границах различных преподаваемых им учебных дисциплин.

Список литературы

1. Психология господничества и подчинения: хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская. - Мн. Харвест. 1988., стр. 511-517, 532-537.

2. Общественные науки и современность. Родноверие - новое религиозное течение в современной России / О.И. Кавырин.

3. Е. Волков "Деструктивные культы"

4. Официальный сайт Первого Канала

5. А.Л. Дворкин "Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт Систематического исследования", Гл.2

6. Тимоти О. Лири "Методы контроля в тоталитарных сектах". / Электронный журнал "Сектовед". 2007

7. Е.Н. Исполатова "Открытое сознание", М.: центр "Рудник" 2000, стр.165.

8. Энциклопедия "Секты" / М.: "Просвещение" 2004, стр. 243.

9. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера (справочник), Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник № 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-на-Дону 1998, стр. 22.

10. С. Хассен "Освобождение от психологического насилия", 2000, стр. 121

11. Александр Щипков "Тоталитарные секты" / "Независимая газета", №10 2006.

12. Агентство национальных новостей "Обзор религиозной ситуации в России в 2007 году"