Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Вступающему в культ дают новое имя. Имя имеет глубинное воздействие на человека. В сохранившихся племенных структурах получение нового имени практикуется при ритуальной инициации, и оно облегчает процесс получения нового статуса (взрослого и т. п.). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе.
Личное имя - символ социальной индивидуальности, той позиции, которую человек занимает в социальной жизни. При лишении имени человек выводится из нормального взаимодействия. В фашистских и советских концентрационных лагерях обезличенность достигалась присвоением узникам идентификационных номеров, вместо имён. При принятии нового имени человек получает иной статус и иные обязанности. Юнг считал, что присвоение нового имени в обряде инициации помогает забыть прежние социальные роли, ускорить процесс изменения поведения. Появляется новая личность, с новыми качествами и взглядами на прошлую жизнь.
Ещё одним мощным механизмом влияния является использование "специализированного" языка в культе. В нём сложные проблемы редуцируются - представляются коротко и просто. Создаются легкозапоминающиеся и всеохватывающие абстракции. С помощью них, адепт может дать ответ на многие сложные вопросы. Создаётся специальный словарь, содержащий либо новые термины, либо трактующиеся по новому знакомые понятия. Особый язык облегчает формирование новой, упрощённой картины мира, увеличивает отчуждение от старых знакомых и близких людей. Ему, несомненно легче становиться общаться с людьми из секты и сложнее со всеми остальными.
В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Параллельно создаются условия для появления нового ведущего мотива (секты). Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных.
Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в сектах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т. п., программирующих на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение - совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм.
Одним из защитных механизмов, который начинает эффективно функционировать в секте - рационализация. С ещё помощью весь прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя.
Переосмысление прошлого приводит к разрывам в индивидуальной биографии типа: до обращения и после обращения. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: "Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо". Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями.
Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам секты и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь - измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации.
Проблема деструктивных культов приобретает все большее значение в современном обществе. Наряду с этим данная проблема практически не освещена печатью и СМИ. Столкнувшись с бедой, люди часто паникуют, подчас не понимая, что происходит с их близким. Внезапная замкнутость, отчуждение, уход с работы, оставление учебы, продажа собственности, неприятие критики-все это лишь немногие проявления зависимости от культа, порой относят к переходному возрасту, становлению личности. Родители, видя перемены, происходящие с уже взрослым ребенком, предпочитают порой не вмешиваться, считая, что ребенок вырос и сам отвечает за свою жизнь. Не зная механизмов осуществления контроля сознания в секте, люди часто лишь ухудшают отношения с близким, провоцируя разрыв и углубление индоктринации. Другие, вообще, не верят, что контроль сознания возможен, этому во многом способствуют публикации и различного рода акции, огромное количество интернет-сайтов, принадлежащих культам. Важно, что общество не достаточно информировано по данной проблеме и представления о деятельности сект и контроле сознания часто искажено в сознании людей.
Гипотеза: чем выше уровень отношений участника деструктивного культа со значимыми для него людьми внешнего мира( т.е. близкие, доверительные отношения с семьей, друзьями, родственниками), тем больше вероятность принятия культистом решения об уходе из секты, тем легче пройдет процесс возвращения в основное общество(социум) и восстановление целостности и индивидуальности личности Методы освобождения от культового контроля сознания:
Депрограммирование. Первый из созданных методов по освобождению сознания, заключается в предоставлении культисту ранее недоступной ему информации о деятельности группы, к которой он принадлежит, о личности лидера, о несоответствии и противоречивости доктрины и практики культа. Предоставляется информация о техниках контроля сознания, используемых данной группой. В процессе участвует депрограммист(как правило один) и несколько близких культисту людей не входящих в группу. Цель-переубедить человека, сломать его культовую личность. Для этого используются аудио- и видеоматериалы, документы. Достаточно жесткий метод, не рассчитанный на диалог с членом культа. Депрограммирование проходит в течение нескольких дней в специально выбранном помещении. Депрограммирование часто связано с насильственным ограничением клиента и проходит без его согласия. Т.обр. нарушается закон о правах человека и депрограммиста могут привлечь к суду. Процесс проходит по просьбе и с согласия родственников или друзей. Культиста насильно извлекают из группы, увозят в место проведения воздействия и удерживают под охраной. Депрограммирование как изначальное насилие над личностью, приводит к психологической травме. В настоящее время метод считается оправданным в случае, когда жизни и здоровью близкого человека угрожает опасность. В случае, когда на более гуманные меры нет времени.
Консультирование о выходе. Специалисты, работающие в этой области, часто называют свой метод-"консультирование по реформированию мышления". Основной упор делается на предоставлении информации и возвращении функции критического мышления, чтобы культист мог осознанно оценить свои отношения с группой.. В отличие от депрограммирования-это добровольная консультация. Можно условно выделить два этапа. На первом консультант предоставляет информацию родственникам о группе, к которой принадлежит близкий человек, знакомит их с техниками контроля сознания, применяемыми данной группой и указывает на модели поведения, которых следует избегать в отношениях с культистом, т.е. на этом этапе консультант работает с семьей культиста и его родными. Второй этап -непосредственная консультация, на которую культист идет добровольно. Проводится в течение 3-5 дней подряд в специально выбранном месте. На консультации присутствует консультант или-группа консультантов, семья и бывшие участники культа. Взаимодействие проходит в форме диалога, культист знакомится с информацией о группе, в которую он входит. Происходит свободный обмен мнениями. Важно, чтобы во время консультирования человек не поддерживал никаких отношений с культом.
Чем же руководствуются спецы, выявляя опасные секты? Ответ на этот вопрос содержится в их списке. В него входят практически все известные новые религиозные движения. Проблема отбора, таким образом, отпадает сама собой.