Смекни!
smekni.com

Феномен двойничества в христианской антропологии (стр. 2 из 4)

"Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех." (Рим., 7:18-20) святитель Феофилакт полагает, что словом "не нахожу" апостол обозначил нападение греха, он снимает вину с существа плоти и души, приписывая ее порочной деятельности и воле, когда говорит "которого не хочу", то снимает вину с души, а словами " уже не я делаю" вину с тела. Грех порождает зло, т.е. грехолюбивая воля, она не была содана Богом, это чисто человеческое проявление, не смотря на то что сама по себе воля это творение Бога.

У Каргеля мы находим следующее объяснение: желание добра, уже есть добро, так как это признак нового человека, с которым Господь его создал, Новый человек имеет в себе только это качество и больше ничего.Новый человек так бессилен, что доброе он может только желать но не исполнять, ему во всем мешает ветхий человек. Такое бессилие нового человека по отношению к старому происходит от того, что он ему противопоставлен один вне Христа. Если нет Христа, то это печальная борьба без Него или вне Его, поэтому происходит поражение, будет происходить до тех пор, пока новый человек не вернется ко Христу, который для него является жизнью.

"Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое." (Рим., 7:21) святитель Феофилакт считает, что данный стих не очень ясный, в нем чего-то не хватает. Объясняет он его так: в человека изначально вложено доброе начало и он желает совершать добро, которое защищает также и закон, но некая сила заставляет совершать зло, следовательно злое начало не исчезает. Однако святитель предлагает еще вариант истолкования этого непростого стиха, на основании толкования святителя Иоанна Златоуста: закон дан человеку, желающему делать добро, так как закон существует только для желающих делать добро, как для желающих того же, чего желает и он(закон).

Каргель же толкует это место так: человек, в своем новом "Я" имеет некий чудесный закон, который состоит в том, чтобы желать только доброе. Однако, апостол, говоря об этом законе, имеет ввиду не сборник заповедей вроде синайского закона, но внутренний принцип, который действует как законы природы, и этот закон действует всегда точно и без отклонений, этот закон свидетельствует о том, что человек сотворен Богом, и он (закон) действует до тех пор пока на него не подействует другой закон, сильнее его так как рядом с законом добра в человеке (личности), есть злое, совершенно противоположное доброму, и оно постоянно присутствует. Следовательно человеческая сущность состоит из двойного "Я". Это выявляется посредством доброго закона.

"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих." (Рим., 7:22-23) святитель Феофилакт толкуя данные стихи говорит, что человеку был известно добро и до закона, ибо оно ему априорно и когда он читает призыв к добру прописанный в законе то с этим законом человек соглашается, но это исходит от внутреннего человека или от ума. Но существует еще "иной закон", то есть грех, он тоже назван законом потому что ему присущи черты закона: его слушаются, боятся оставить его исполнение. Этот закон противостоит "закону ума" (внутреннему человеку, естественному закону), и побеждает его, а с ним и письменный закон. Блаж. Феофилакт еще раз подчеркивает, что апостол обвиняет именно грех, греховный закон в противоборстве, а не человеческое тело (плоть), которое абсолютно не виновато что в нем обитает зло.

Изъяснение Каргелем этих стихов таково, что человек испытывает радость от того письменного закона который дан ему Богом, этот закон удовлетворяет добрую сущность в человеке. Но эту радость от Божественного закона может испытывать человек, которого Иван Вениаминович называет "возрожденным", видимо имея в виду просвещенного святым Крещением, искренно верующего и старающегося исполнять этот Божественный закон.

Так же как и святитель Феофилакт, Каргель говорит о греховном законе, который существует параллельно с Божественным, напомню, что апостол называет его "иной закон". Однако толкование известного проповедника несолько отлично от святителя.

Он (Каргель) считает что закон греха настолько связан с природой человека, что только уничтожение человеческой природы может освободить от этого закона, так как его (греховный закон) нельзя ни улучшить, ни изменить. Его действие всегда против Бога. Этот закон плотской, мирской, идущий от сатаны. Он настолько силен, что превосходит даже дух обитающий в человеке (Божественный?) и дух не может устоять. И если добрый закон внутри нового от Бога рожденного (возрожденного) человека, откуда он влияет через дух на душу, а через нее и на тело, то закон греха появляется вместе с человеком при его рождении и находится непосредственно в членах его тела. Греховный закон постоянно борется с добрым началом, и спокойствие от этой борьбы можно получить только через единение со Христом, единение достижимо через веру в Бога и исполнении Его закона, иначе человек никогда не сможет сотворить то доброе чего хочет, а все благие желания останутся всего лишь желаниями, и это будет продолжаться до тех пор пока греховный закон полностью подомнет под себя новое "Я" в человеке, который в свою очередь будет совершать только зло (грех).

Делая вывод по данной главе необходимо сказать, что апостол Павел, в разобранном нами отрывке, дает очень красочную картину противоречивости и борьбы внутри человека, однако, руководствуясь толкованиями известных экзегетов, изъяснения которых были нами использованы: блаженного Феофилакта святителя болгарского и христианского проповедника Ивана Вениаминовича Каргеля, заметим факт, что апостол говорит не двойнической противоречивости в человеке, а как выделяет святитель Феофилакт борьбу четырех самостоятельных субстанций (законов): 1) Божий, который учит добру; 2) противоборствующий добру, который приходит к нам от дьявола; 3) закон ума или естественный закон; 4) закон находящийся внутри членов тела- грехолюбивая воля и склонность к злу. Почти такие же законы в человеке выделяет и Каргель, только, если можно так сопоставить, вместо "закона ума" Иван Вениаминович приводит понятие "дух обитающий в человеке". Кроме того они оба говорят, не смотря на все расхождения в процессе толкования, о том что только с помощью Бога (Христа) человек может, если не освободится от закона зла, то хотя бы начать это освобождение до тех пор пока в человеке останется один закон-Божественный.

1.2 Учение о двойничестве человека святителя Григория Паламы

О проблеме двойничества, как таковой, святитель Григорий говорит немного ибо для него, как и других представителей патристики большую важность представляли вопросы такие как: состав человека (дихотомия, трихотомия), а также методика борьбы со страстями, которая состоит из конкретных советов, подобных советам в лечебниках. И поэтому рассаматривая эту проблему у святителя Григория необходимо осветить его взгляд на состав и природу человека и его души и через это рассмотрение будет понятен взгляд святителя на интересующий нас вопрос о сосуществования в человеке доброго и злого начал.

Итак великий богослов и проповедник, один из представителей восточной богословской традиции, автор многих вероучительных трудов, особенно известный как составитель знаменитого учения "о Божественных энергиях", святитель Григорий считал что, человек двойствен по природе: один внешний, т.е. тело, и другой внутренний, т.е. душа.Душа является двигателем тела, его содержанием и как бы "разлита" в нем, т.е. находится не в каком то одном месте в теле, а везде.Сама душа трехчастна т.е. состоит из трех сил (частей): 1)мыслительной; 2)раздражительной; 3)желательной.В другом же месте святитель говорит, что душа как и тело имеет члены: 1)растительную способность; 2) желательную; 3)страстную; 4)рассудочную.

По мнению архимандрита Киприана (Керна) доктора богословия и автора докторской диссертации по антропологии Григория Паламы, во всем этом учении о структуре души, Палама повторяет каппадокийцев, Немезия, Леонтия, Дамаскина, т.е. другими словами вполне унаследовал язык и воззрения древней философии.

Далее святитель Григорий говорит что, после того как Богом был сотворен видимый и невидимый миры, появился человек, который удостаивается от Бога большей чести, потому что этот видимый мир образовался до него и для него. Человек был сотворен рукой Божией, и что самое главное, по образу Бога душа которого приняла "вдуновение" в себя от Него, и ее троичное строение является ярким свидетельством этого, чтобы возвышаться над всем остальным творением Божиим.Подкрепим пересказ учения святителя конкретной цитатой: "Бог благословил в особенности шестой день, в который Он не только извлек из земли живую душу пресмыкающихся и четвероногих, но и показал дело, достойное Его собственного Совета, подведя итог всему, и собрал в одном и величайшем существе чувственное и разумное начало. Ибо Он Своей Божественной благодатью вложил Самого Себя в это существо, сотворив его по Своему образу и подобию, и возвысил на земле человека, сознающего самого себя". Однако земное тело человека смертно, а перед телесной смертью существует и смерть души т.е. это отделение от Бога посредством греха, ведь как говорилось выше, человек это образ Бога и носитель Его духа, поэтому изначально имел только доброе, благое начало. И те силы души, о которых также упоминалось, в процессе грехопадения были поражены злом и поэтому внутри души идет борьба помыслов, желаний, страстей, которая настолько сильна, что может отделить ее (душу) от Бога и умертвить. Но если человек встанет на путь борьбы, со злом с помощью разумного начала в душе, которое является отблеском божественной силы в нем. Здесь мы видим, что святитель Григорий, подобно апостолу Павлу, выделяет разумную часть души, у апостола это носит название "закон ума". То перед ним откроется путь "возводящий его на Фавор" т.е. к бесконечному совершенствованию, высшему подвигу. По мнению архимандрита Киприана, в нами приводимом учении святителя Григория, сказывается все учение исихазма, так как на этом пути человеку удается заметить в себе "внутреннего человека", сорвать с себя греховный образ, который является обманом. Это ведет его к причастию божественной природе.Подтвердим сказанное конкретной цитатой: "И когда ум, истребив всякую живущую в нем страсть, доставит душе бесчувственность, и не только сам себя, но и другие душевные силы целиком обратит к себе, и все чужое, что до того отпечатлелось в нем дурного, он отстранит прочь... Сам же он, возвысившись до духовных и умопостигаемых видений, благочестиво и благоговейно отстраняется от всего, и предстоит перед Богом немым и безгласным. Тогда в нем откроется логос (т.е. смысл) вещественного начала, и в нем образовывается небесный образ, выше всякого бесстрашия, не нарушаемы никакой со вне приходящей страстью, и по благодати целиком обращенный к лучшему. Наделенный этими дарами, ум передает знаки божественной красоты и соединенному с ним телу"