Нужно заметить, что для святителя одним из самых важных вопросов была смерть души, отделение ее от Бога, о которой мы уже говорили, он не перестает напоминать об этом факте в своих проповедях или беседах и аскетических трактатах. Он говорит что, не смотря на то что падение Адама изменило и нарушило первозданную красоту и гармонию премирного плана, однако грехопадение не лишило человека совсем его богоподобности. Ему дана надежда излечиться от злой сущности, "обожится" и эту надежду подает Сам Бог вочеловечением своего Слова- Христа.. Приведем непосредственно слова святителя Григория для особого подтверждения уже сказанного: "Сын Божий стал человеком, чтобы показать на какую высоту Он нас возводит..., чтобы показать, что Бог создал наше естество добрым; чтобы стать начальником новой жизни, подтвердить воскресение и прекратить безнадежность; чтобы, став Сыном Человеческим и причастившись смерти, сделать людей сынами Божиими и участниками божественного бессмертия; чтобы показать, что естество человеческое, в отличие от всех тварей, создано по образу Божию; что оно настолько сродно Богу, что может с Ним соединиться в одной Ипостаси, чтобы почтить плоть, и именно смертную плоть."
В заключение данной главы сделаем следующие выводы: человек сотворен по образу Бога отсюда следует, что изначально его природа добра, в тоже время, как подобие Бога, человек имеет свободную волю, значит имеет право выбирать и через это свойство он(человек) совершает грехопадение, в процессе которого человек отделяет себя от Бога, и в нем появляется злая сущность, наступает смерть души, однако и после грехопадения человек не потерял полностью своей Богоподобности, и всегда, из любой степени падения может вернуться к исходному состоянию, такую возможность дает человеку сам Бог через воплощение своего Слова, и кроме того благодаря сложному строению души человеческой, в которой, как только появился фактор зла, началась борьба между частями (силами) души, поэтому человек способен практически одновременно совершать грех и добродетель, или вовсе не совершать греха.
2. Проблема двойничества в русской религиозной философии
2.1 Взгляд на проблему в антропологии Николая Бердяева
Проблема человека, была для великого русского, религиозного мыслителя Николая Александровича Бердяева, центральной составляющей его философского учения: "В центре моей мысли всегда стояли проблемы свободы, личности, творчества, проблемы зла и теодицеи, т. е. в сущности, одна проблема - проблема человека, его назначения, оправдания его творчеством"В данной главе мы, на анализе произведения "Проблема человека. К построению христианской антропологии", постараемся понять, как он объясняет проблему раздвоенности человека и в чем видит ее разрешение. Но не смотря на то, что основной текст будет основан на вышеприведенной нами работе, будут приводиться цитаты и из других произведений великого мыслителя, касающихся исследуемой нами проблемы.
Итак, Николай Бердяев считает, что в основе самосознания человека всегда лежало два противоположных чувства - чувство подавленности и угнетенности и восстание человека против этой подавленности- чувство возвышения и силы, способности творить. И, что христианство дает оправдание и для того, и для другого самочувствия человека. С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуется смирение, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге, так же он пишет: "Странное существо - двоящееся и двусмысленное, имеющее облик царственный и облик рабий, существо свободное и закованное, сильное и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с тленным"(заметим, что вышеприведенный взгляд философа на человека схож, практически повторяет святотеческое учение, к примеру, святителя Григория Паламы, нами рассматриваемого ранее.) Бесспорно, по мнению Бердяева, христианство освободило человека от власти космических сил, от духов и демонов природы, подчинило его непосредственно Богу,и следуя мысли философа, можно сделать вывод, что все христианство, связано с этой двойственностью человеческой природы.
Так же Бердяев считает, что человек принадлежит и природному миру, так как в нем весь состав природного мира, и поэтому он зависит от низших ступеней природы. Но всякий раз, когда человек совершал акт самосознания, он возвышал себя над природным миром, проявление самосознания является преодолением животного натурализма, этот самосознание можно назвать "самосознанием духа".Можно предположить, что данное понятие, как "самосознание духа", схоже с такими понятиями, как: "закон ума" у апостола Павла и "разумная сила души" у святителя Григория Паламы. Однако Николай Александрович понимает, что самосознание человека двойственно, ибо человек осознает себя высоким и низким, свободным и рабом сложившихся обстоятельств, который является существом смертным и бессмертным. Вообще природа человека полярна, это означает, что если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе.
Решение проблемы раздвоенности, полярности человека Бердяев предлагает в свете идеи Богочеловечества, т.е так как, человек есть образ Бога, его главным доказательством этого факта, является способность к творчеству, в творчестве человек наиболее подобен Творцу. Поэтому мыслитель критически смотрит на тот подход, что человек существо тварное, а значит достойно унижения и вообще не представляет особой ценности. Человек не должен быть унижаем, не смотря на свою греховность, но чувствовать себя подобием Бога- творцом. Однако не всякая человеческая активность, творчество от Бога, они могут быть проявлением противоположного начала- греха, страсти. Творческий акт должен быть всегда господством духа над природой, над душой и предполагает свободу.Но, в другом труде, философ уточняет какую свободу он имеет ввиду:"Истинная свобода человеческой личности имеет духовный, а не социальный источник, она определяется ее вкорененностью в духовном мире, а не вкорененностью в мире социальном".Поэтому для творчества человеку посылается благодать, т.е. даются таланты, гениальность, каждому в разной мере. Так же Бердяев выводит мысль, что собственно творит то человек благодаря своей раздвоенности, так как он, видя свое несовершенство, телесное и духовное, постоянно недоволен собой, а в творчестве он видитодин из путей исцеления своего больного существа.
Кроме того Бердяев выделяет в человеческой природе некую бессознательную стихийную основу, которая связанна с космосом и землей. Поэтому сами страсти, которые связанны с природно- стихийной основой, могут служить материалом для создания добродетелей Поэтому когда сознание подавляет и вытесняет бессознательно-стихийное, то происходит раздвоение человеческой природы и ее ожесточение, возможно философ имеет ввиду, тот некий нравственный внутренний закон, априорный человеку, о котором так же говорит апостол Павел, ибо он(Бердяев) считает, что путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному, а сверхсознательным выступает дух.
Поэтому огромное значение для решения проблемы раздвоенности человека, по мнению Николая Бердяева имеет вопрос об отношении в человеке духа к душе и телу. Он считает, что представлять человека состоящим только из души и тела и лишенным духа, будет натурализацией его т.е. низведение его на уровень животного мира, уподобление бессмысленной скотине. Духовный же элемент означает, что человек не только природное существо, но и надприродное, поэтому раздвоенность человека упраздняется тогда, когда дух овладевает душой и телом, тогда реализуется личность, которая является Божией идеей в человеке, и только человеку ставшему личностью присуще богоподобное творчество, что можно прекрасно видеть на примере святых.