В завершение данной главы сделаем сделаем следующий вывод: Человек есть образ Божий, в свидетельство этого он наделен способностью к творчеству, но не всегда то творчество, которое человек совершает есть богоподобное, часто происходит подмена истинного смысла творчества или просто подавление творческого начала, что порождает двойственность, так как Божественное творческое начало находится в бессознательно-стихийной сущности человека, именно эта сущность ведет к сверхсознательному, а сверхсознательным в человеке является дух следовательно когда дух овладевает человеком полностью, то он становится личностью, способной к богоподобному творчеству, в следствие чего его раздвоенность упраздняется.
Заключение
В результате проведенных нами исследований, необходимо сделать выводы по поставленным задачам:
1) Апостол Павел, дает очень красочную картину противоречивости и борьбы внутри человека, руководствуясь толкованиями известных экзегетов, изъяснения которых были нами использованы: блаженного Феофилакта святителя болгарского и христианского проповедника Ивана Вениаминовича Каргеля, заметим факт, что апостол говорит не двойнической противоречивости в человеке, а как выделяет у него святитель Феофилакт, борьбу четырех самостоятельных субстанций (законов): 1) Божий, который учит добру; 2) противоборствующий добру, который приходит к нам от дьявола; 3) закон ума или естественный закон; 4) закон находящийся внутри членов тела- грехолюбивая воля и склонность к злу. Почти такие же законы в человеке выделяет и Каргель, только, если можно так сопоставить, вместо "закона ума" Иван Вениаминович приводит понятие "дух обитающий в человеке". Кроме того они оба говорят, не смотря на все расхождения в процессе толкования, о том что только с помощью Бога (Христа) человек может, если не освободится от закона зла, то хотя бы начать это освобождение до тех пор пока в человеке останется один закон-Божественный.
2) Святитель Григорий учит, что человек сотворен по образу Бога отсюда следует, что изначально его природа добра, в тоже время, как подобие Бога, человек имеет свободную волю, значит имеет право выбирать и через это свойство он(человек) совершает грехопадение, в процессе которого человек отделяет себя от Бога, и в нем появляется злая сущность, наступает смерть души, однако и после грехопадения человек не потерял полностью своей Богоподобности, и всегда, из любой степени падения может вернуться к исходному состоянию, такую возможность дает человеку сам Бог через воплощение своего Слова, и кроме того благодаря сложному строению души человеческой, в которой, как только появился фактор зла, началась борьба между частями (силами) души, поэтому человек способен практически одновременно совершать грех и добродетель, или вовсе не совершать греха.
3) Николай Александрович Бердяев считает, что Человек есть образ Божий, в свидетельство этого он наделен способностью к творчеству, но не всегда то творчество, которое человек совершает есть богоподобное, часто происходит подмена истинного смысла творчества или просто подавление творческого начала, что порождает двойственность, так как Божественное творческое начало находится в бессознательно-стихийной сущности человека, именно эта сущность ведет к сверхсознательному, а сверхсознательным в человеке является дух следовательно когда дух овладевает человеком полностью, то он становится личностью, способной к богоподобному творчеству, в следствие чего его раздвоенность упраздняется.
Также необходимо сказать об общей идее, которая просматривается в учении всех исследованных нами персоналий, а именно о том, что в человеке существует некая разумная сущность, которую по разному называют: "закон ума", "дух обитающий в человеке", "разумная часть души", "самосознание духа", эта сущность свидетельствует о человеке, как единственной твари созданной по образу и подобию Бога, которая непрестанно напоминает человеку об этом факте и призывает его к совершению добра, подавление которой самим человеком или другими людьми в нем, вызывает к власти зло- греховный закон, который будет до тех пор мешать человеку, пока он в совершенстве не восстановит в себе Божий закон, что возможно совершить только с помощью Творца.
Литература
1. Библия / российское библейское общество.-М.: 1999,- С. 194, (Рим., 7:15-23)
2. Бердяев Н.А. Самопознание. Проблема человека. К построению христианской антропологии. – Л. 1991.// [Электронный ресурс http://www hpsy. ru]
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. – Париж.: Изд-во ИМКА-ПРЕСС, 1985
4. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. - М.: Республика, 1995.
5. Григорий (Палама), святитель. Омилии. Святоотеческое наследие. Библиотека произведений св. отцов и учителей Церкви // [Электронный ресурс http://www. Pagez.ru]
6. Феофилакт Болгарский, святитель.Толкование на послание к римлянам Святого Апостола Павла. Святоотеческое наследие. Библиотека произведений св. отцов и учителей Церкви // [Электронный ресурс http://www. Pagez.ru
7. Альманах по истории русского баптизма. Выпуск 4. /сост. М.С. Каретникова.- М.: Изд-во Библия для всех, 2009 // [Электронный ресурс http://www.blagovestnik.org /other/ indeks. htm.]
8. Александр (Милеант), епископ. Возникновение мира и человека. М.: Изд-во Правило веры, 2008.
9. Григорий (Дьяченко), протоерей. Область таинственного. М.: Изд-во Аксиос, 2007.
10. Гусейнов А.А. История этических учений. Учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007.
11. Илларион (Афеев), епископ. Святоотеческое учение о человеке. М.: Изд-во Правило веры, 2005.
12. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы: Дис. д.богословия.- Париж: Изд-во YMCA-Press, 1950. // [Электронный ресурс webmaster@psylib.kiev.ua ]
13. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. В 2т.Т.1.-СПб.: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 2008.