Смекни!
smekni.com

Протоколы следственных и судебных действий как источники доказательств (стр. 2 из 3)

Чтобы обеспечить точное фиксирование в протоколе хода судебного разбирательства, судья, как правило, обращает внимание секретаря на наиболее важные части показаний допрашиваемых, повторяя их или задавая повторные, уточняющие вопросы.

При производстве в суде звукозаписи допросов применяются правила ст. 166.

Суд вправе прибегнуть к стенографированию хода процесса. Желательно чтобы по наиболее сложным делам велась стенограмма.

Протокол может быть написан от руки или напечатан на машинке, изготовлен при помощи иных технических средств.

Непредставление осужденному возможности ознакомиться с протоколом судебного заседания признается существенным нарушением его прав.

Председательствующий в судебном заседании обязан обеспечить участниц процесса возможность ознакомиться с протоколом судебного заседания. Невыполнение этого требования признается существенным нарушением прав участников процесса, поскольку оно может повлиять на правильность разрешения дела в кассационном порядке.

За качественное и своевременное составление протокола наряду с председательствующим несет ответственность и секретарь судебного заседания, который в соответствии со ст. 259, в случае разногласий с председательствующим по поводу содержания протокола вправе приложить к нему свои замечания, подлежащие рас­смотрению.

В случае, если во время судебного разбирательства применялась видеозапись или киносъемка допросов и иных судебных действий, видеопленка и кинопленка прила­гаются к протоколу судебного заседания, что удостоверяется секретарем судебного за­седания и председательствующим по делу.

6. Протокол обыска, выемки, наложения ареста на имущество как источник доказательств

Сведения, содержащиеся в протоколе обыска и выемки, имеют доказательственное значение лишь в том случае, если, удостоверяя факты и обстоятельства, выявленные при производстве указанных действий, следователь составил протоколы с соблюдением требований УПК. Нарушение процессуальной формы протокола может вызвать невосполнимую потерю доказательств.

Во вводной части протокола должны быть указаны: дата и место составления; данные о лице, составившем протокол; сведения о постановлении как основании проведения следственного действия (кто и когда вынес постановление и санкционировал его); данные об участниках следственного действия; сведения о месте, где оно производится; указание о разъяснении присутствующим их прав и обязанностей; указания о предупреждении участвующих лиц о недопустимости разглашения выявленных сведений и о последствиях несоблюдения предупреждения и др.

В описательной части протокола содержатся: предупреждение обыскиваемого о добровольной выдаче искомых предметов; указание об отношении обыскиваемого к этому предупреждению; его сообщение о наличии или отсутствии предметов, хранение которых и пользование которыми запрещено.

При изъятии большого числа предметов составляется специальная опись этих предметов, о чем указывается в протоколе. Опись не просто приложение к протоколу, а его составная часть, поскольку содержащиеся в ней сведения имеют такое же доказательственное значение, как и обстоятельства, зафиксированные в протоколе.

В протоколе обыска необходимо указать: где и каким образом обнаружены, изъ­яты, в каком они находились состоянии, как хранились, хранилища, в которых обнару­жены предметы (тайники), их расположение, размеры и, по возможности, конструкции.

Проведение в процессе обыска опознания предметов или документов должно быть запротоколировано.

В протоколе фиксируются обнаруженное, характер и место расположения сле­дов, а также факт их изъятия.

В протоколе должно быть отмечено, что понятым и другим лицам, присутство­вавшим при обыске, были предъявлены все изымаемые предметы и документы.

При фотографировании объектов или применении иных технических средств не­обходимо указать об этом в протоколе с соблюдением правил ст. 166.

В протоколе должно быть отражено принудительное вскрытие помещений или хранилищ, вызванное отказом обыскиваемого их открыть.

В заключительной части протокола указывается, что изъятые объекты опеча­таны, а также способ их упаковки; дается перечень прилагаемых к протоколу схем. слеп­ков, оттисков и т. п.; фиксируются поступившие заявления и жалобы, замечания поня­тых, заявления специалистов и т. п.

В точном фиксировании качественной характеристики изымаемых объектов, их индивидуальных признаков и стоимости следователю может оказать помощь специа­лист.

Протокол о наложении ареста на имущество обычно подписывается лицом, принявшим имущество на хранение и предупрежденным об ответственности за его сохранность.

7. Протокол осмотра и освидетельствования как источник доказательств

Протоколирование - основное, средство отражения в материалах дела фактиче­ских данных, обнаруженных при осмотре.

Если в осмотре или освидетельствовании участвовал специалист (криминалист, врач и др.), целесообразно привлечь его к составлению протокола.

Во вступительной части протокола должны быть отражены следующие данные: дата и место его составления; время начала и окончания осмотра; сведения о лице, про­изводящем осмотр, и лицах, принимавших участие в осмотре; указание о разъяснении прав и обязанностей понятым и другим участникам.

В протоколе необходимо отразить условия производства следственного действия (состояние погоды, освещения и т. п.).

Протокол осмотра должен быть написан в ясных и понятных выражениях с ис­пользованием общепринятых терминов и наименований, в нем необходимо полно и точно описать все то, что обнаружено и выявлено в процессе проведения следственного действия. Несоблюдение этих требований рассматривается как грубое нарушение уголовно-процессуального закона.

Место происшествия и обнаруженные предметы описываются последовательно от общего к частному. Если в протоколе отмечается размер предметов или расстояние между ними, то это делается в общепринятых единицах измерения (метры, сантиметры, миллиметры).

Нельзя ограничиться характеристикой в протоколе обследуемого места. В про­токоле должна быть детально, исчерпывающим образом описана не только обстановке места происшествия, но и все предметы, подвергнутые осмотру.

В протоколе должны быть зафиксированы лишь фактические данные, получен­ные в результате непосредственного обнаружения и наблюдения обстановки и предме­тов; не фиксируются объяснения лиц и умозаключения следователя или специалиста по поводу процесса образования следов и т. п.

При осмотре на месте происшествия или вне его следов рук, ног, зубов, транс­порта, животных, орудий взлома и инструментов, а также огнестрельного оружия в про­токоле осмотра должно быть указано: а) место, где обнаружены следы; б) их количество, характер, форма, индивидуальные признаки; в) примененные средства для выявления следов; г) средства и приемы их изъятия (изготовлен слепок, изъят в натуре и т. п.); д) Проводилось ли фотографирование и т. п.

Полному отражению в протоколе обнаруженных следов способствует участие в “оставлении протокола специалиста.

Необходимо учитывать, что следы могут иметь доказательственное значение лишь в том случае, если в протоколе будет четко и определенно отражено, каким образом и с какого предмета они изъяты.

Распространенным недостатком протоколов осмотра является отсутствие указаний на форму и направление обнаруженных следов, хотя известно, что по конфигура­ции, например, следов крови можно судить о их природе.

Отражая в протоколе результаты осмотра предметов, следователь во всяком случае обязан указать: наименование осматриваемого объекта, его местонахождение (если осмотр производится на месте обнаружения), индивидуальные признаки, характер повреждений, наличие любых фактических данных (в том числе следов), которые могут иметь значение для дела.

В связи с осмотром трупа в протоколе должны быть отражены: а) данные, отно­сящиеся к характеристике внешнего вида трупа (пол, примерный возраст, телосложе­ние); б) расположение трупа по отношению к окружающим предметам; в) поза, в кото­рой находился труп в момент осмотра, расположение отдельных частей тела; г) какая одежда и обувь находятся на трупе, состояние одежды и обуви, наличие на ней повреж­дений, загрязнений, пятен; д) обнаруженные на трупе и в одежде предметы (веревка, нож и т. п.); е) характер трупных явлений; ж) наличие повреждений на трупе, их характер и внешние признаки; з) наличие пятен на трупе, одежде и на месте его расположения; и) иные данные, имеющие значение для дела; к) если труп не опознан, указать приметы; л) производилось ли фотографирование и дактилоскопирование трупа; м) куда направлены, труп, одежда, обувь, иные обнаруженные предметы, а также документы.

Если осмотр трупа производится вне места происшествия (например, в морге), составляется отдельный протокол.

При осмотре документов в протоколе необходимо указать: а) наименование до­кумента; б) кому, когда, где, кем и для какой цели выдан; в) когда был (дата) подписан, регистрационные данные (входящие, исходящие); г) способ изготовления документа; д) содержание документа (в необходимых случаях полностью или частично воспроизводит­ся текст); е) на каком материале изготовлен документ (признаки бумаги, ее размер, цвет и т. п.); ж) данные об оттисках штампов, печатей (если документы изготовлены на блан­ках учреждений, необходимо это отметить); з) фамилию лица, подписавшего документ (если ее можно прочитать); и) выявленные подчистки или другие следы изменений от­дельных положений, Содержащихся в документе; к) каким образом это обнаружено; л) внешний вид и состояние документа и т. п.

В протоколе освидетельствования, составленном по тем же правилам и в той же последовательности, что и протокол осмотра, важно указать: имело ли место обнажение тела освидетельствуемого; возражал ли против этого освидетельствуемый; что, в каком виде и где обнаружено.