Смекни!
smekni.com

Христианские обряды (стр. 2 из 4)

Реликвии. В православии и католицизме широко распространен культ реликвий. Но особенно велика его роль в католицизме. Реликвии – это различные предметы, принадлежавшие Иисусу Христу, Богородице, апостолам и святым. Среди средневековых реликвий можно было увидеть части одежды Иисуса, волосы Богородицы, ребро Николая Чудотворца, капли крови Иисуса, зуб святого Петра, молоко Божьей Матери.

Мощи. Культ мощей соседствует с культом реликвий. Здесь православная церковь не отстает от католической. Мощи – это останки умерших, сохранившиеся нетленными и обладающие даром чудотворения. Нетленность останков человеческого тела сильно действует на воображение – это знали еще древние египтяне, совершенствуя свое искусство мумифицирования. Условия, при которых тело не разлагается, существуют в природе в местах с низким содержанием влаги в воздухе и почве. Киево-Печерская лавра является таким особым климатическим заповедником, в пещерах которого тела умерших высыхают, но не разрушаются, и даже сохраняют индивидуальные черты. Естественно, этот монастырь пользовался и пользуется до сих пор самой широкой славой. Когда в конце XIXвека “запас” вновь обретенных мощей был исчерпан ( а без него невозможно поддерживать живое увлечение верой), церковь обосновала новое представление о мощах. Ими объявлялись не только целиковые останки человеческого тела, но и его фрагменты. Это значительно оптимизировало процесс обретения новых святых мощей.

Святые места – это места, связанные с событиями церковной истории, с чудесами божьими, служащие объектом паломничества верующих. В православии и католичестве почитается множество гор, водоемов, могил “божьих угодников”. Обычно в святом месте появляется образ Богородицы или другого ответственного лица христианского пантеона и обращается к верующим. С этими появлениями связывают наступление поворотных событий в жизни человечества или особую целительную силу данных мест. Иногда вместо самой Богородицы или другого святого появляется изображение – икона, выполненная на различных материалах, или предмет из разряда священных (легендарная Чаша Грааля, предметы старинной церковной утвари). Святые места привлекают к себе людей, отчаявшихся найти исцеление.

Культ святых основан на вере в то, что некоторые люди, достойно проявившие себя в жизни получают божий дар чудотворения и способность влиять на судьбы людей после своей смерти. Культ святых берет начало в культе героев присущем древним религиозно-мифологическим представлениям. Мало того, многие святые христианства были просто заимствованы из древнегреческого культа (древнеримский бог Сильван превратился в святого Сильвана, бог Аполлон – в святого Аполлона), даже их храмы просто приспосабливались под христианский культ. Каждому святому присвоена особая “специальность” – святой Петр покровительствует рыболовству, святая Елена – льноводству, святой Модест оберегает скот от падежа, святой Фалалей заведует уродаем огурцов. При головной боли следует обращаться к Иоанну Предтече, при болезнях глаз – к святому Никите и Симеону Праведному, при зубной боли – к священномученику Антипе, при желудочных заболеваниях – к Артемию Великомученику. Канонизация конкретной исторической личности в ранге святого или мученика обусловлена всегда политическими соображениями (как в случае с последним российским царем).

Посты играют важную роль в христианском культе. В православном церковном календаре около 200 дней занято постами. Для верующего обязателен пост по средам и пятницам в течении всего года, в крещенский Сочельник, в день усекновения головы Иоанна Предтечи и в праздник Воздвижения Креста Господня. Великий пост начинается с понедельника, после сыропустной недели (Масленицы), и продолжается семь недель до Пасхи. Он разделяется на части: святую четыредесятницу и Страстную Седмицу. Успенский пост продолжается с 1 по 15 Августа. Рождественский пост длится сорок дней (с 28 Ноября по 7 Января).

КРЕЩЕНИЕ.

Общепринятые обычаи, которые соблюдались при крестинах, касались выбора и приглашения крестных отца и матери, подарков, делаемых ими новорожденному и т. п. По традиции Церкви младенца следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времен появились “крестные” – люди за веру которых крестят младенцев (попутно следует заметить, что при крещении взрослых старше 18 лет крестные не нужны).

Крестным может быть только по-православному верующий человек, способный дать отчет в своей вере. Собственно, мальчику нужен только крестный отец, а девочке – только крестная мать. Но по древней русской традиции приглашают и того и другого. Родители не могут быть крестными своего ребенка; муж и жена – крестными одного младенца. Бабушки, дедушки, братья, и сестры годятся в крестные родители. Если крестят мальчика, то во время совершения обряда крещаемого держит на руках крестный отец, а если девочку, то крестная мать.

Крестный отец и крестная мать не только должны во все продолжение детства их крестника помнить о нем и хоть изредка навещать его и дарить игрушки, но и в случае смерти его родителей заменить ему их и заботится о нем. Это не только обычай, но и священная обязанность.

После погружения младенца в купель Крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Крестные родители всегда, до конца дней своих, молятся за крестников, научают их вере и благочестию, приобщают к Таинствам. Связь между восприемниками и их чадами вечная и более глубокая , чем у родителей по плоти. От тщательного исполнения обязанностей крестного зависит участь и его самого, и воспринятого от купели младенца.

Прежде совершения таинства крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из Святых православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником вечного блаженства.

Когда же наступает время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и наследником вечного блаженства. Крещаемый же отрекается от дьявола, дает обещание служить не ему, а Христу, и чтением Символа веры подтверждает свою веру во Христа, как в Царя и Бога.

Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его, а равно и Символ веры произносят от его лица крестный отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о нем чтобы он жил по- христиански.

Затем священник молит воду в купели и ,отогнав от нее дьявола, делает ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своею рукою, а потом священным елеем. Елеем он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося: “Крещается раб Божий (упоминает его имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, И Святого Духа, аминь”.

На крещенного возлагается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа.

Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещенного святым миром, делая им, знак креста на разных частях тела с произнесением слов: «печать (то есть знак) дара Духа Святого”. Лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, рот, уши – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и всего поведения. Троекратное хождение священника с новокрещенным и его крестными родителями вокруг купели – есть знак торжества и радости духовной. Зажженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения.

ВЕНЧАНИЕ.

Таинство брака совершается среди церкви перед аналоем, на котором находится Крест и Евангелие.

Таинство брака состоит из двух частей – обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.

Обручение совершается так. Жених становится по правую сторону, а невеста – по левую. Священник трижды благословляет их зажженными свечами и дает им в руки эти свечи, как знаки супружеской любви, благословленной Господом. Затем священник благословляет и обручает их кольцами, заранее положенными на престол для освящения.

Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды – в образ Святой Троицы – переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты – серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее – золотое, как залог верности. Жених и невеста принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить.

После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, ни обещались ли они кому- нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых спрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы – богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец – это образ венца Царства Небесного, но и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит:”Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!” – после чего читает отрывки из апостольского послания и Евангелие, рассказывает о том, как Господь благословил брак Канне Галилейской.