3.2. Сила прощения
Отношения между людьми в современном обществе буквально пропитаны непрощением. Непрощение является одной из главных причин многих разрушенных браков.
В любом браке, основанном ли на христианских ценностях или на мирском мировоззрении, близкие отношения строятся на доверии и открытости. Эти два качества родственны и питают друг друга. Где есть доверие, там муж и жена могут быть открытыми и посвящать друг друга в свои самые глубокие чувства, надежды и страхи, радости и горе, мысли и мечты. Это и есть открытый доступ в самый глубокий внутренний мир, где человек предстает таким, какой он есть. Такая открытость вызывает рост доверия, которое в свою очередь ведет к еще большей открытости.
Как бы прочно на первый взгляд не было доверие между мужем и женой, в сущности, оно может оказаться очень хрупким. Его можно разбить всего-навсего одной супружеской изменой, оскорблением или насилием.
Когда супруги причиняют друг другу боль, независимо от того, намеренно или нечаянно, они разрушают доверие. Будучи раненными, они инстинктивно закрываются, иногда совершенно бессознательно, держа партнера на расстоянии и защищая себя от дальнейших ран. Чем сильнее боль, тем сильнее разрушение отношений.
Такие ситуации должны быть разрешены. Сам процесс выяснения причин обиды способствует установлению взаимопонимания и близости. Но если не пытаться наладить контакт, стены вокруг сердец будут становиться все выше, а цемент – прочнее, пока ощущение близости не исчезнет совсем [1].
В нехристианских браках, как правило, боль и гнев накапливаются, а каждая последующая на них– ответить обидчику тем же: болью за боль, оскорблением за оскорбление, отвержением за отвержение.
В христианском браке чувство близости восстанавливается через прощение. Для христиан прощение – это не разовое действие, это постоянная жизненная позиция. Преодолевая боль, страх, чувство собственной вины супруги прибегают к помощи Господа, осознавая свою неспособность человеческими усилиями справиться с болью, обидой или гневом и раздражением. В таких ситуациях можно наблюдать сверхъестественное Божественное вмешательство, результатом которого становится способность мужа и жены без грубости и осуждения, сказать своему партнеру о своей боли, признать свою вину и просить о прощении друг у друга.
Прощение выходит за пределы человеческих представлений о справедливости. Его предназначение прощать то, что вообще прощать не следовало бы. Именно поэтому прощение является одной из центральных истин христианства: нам нужно пожертвовать своей гордостью, жалостью к себе и желанием справедливости [1].
Писание говорит, что когда мы приходим к Богу, искренне исповедуем свои неудачи, Он безвозмездно дарит нам Свое прощение. Иисус умер, искупив наши грехи. Бог прощает нам просто, безвозмездно, даже если знает, что мы снова совершим ошибку. Он – пример прощения. Апостол Павел пишет: «Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефес. 4:32).
Чтобы сохранять брачные отношения в гармонии, супругам придется каждый день принимать решение о прощении.
3.3. Верность и преданность
По мнению женщины, любовь мужчины – как зубная щетка: нельзя давать другим пользоваться ею.
Улыбка Гименея
В христианском брак прослеживается стойкость супругов в исполнении своих обещаний и обязательств друг перед другом, а не частично. Верность супружескому долгу может проявляться в поступках, но, в сущности, она – дело сердца. Христиане часто задают себе вопрос: «Не утаиваем ли мы от супруга (супруги) частицу своего сердца, не заняли ли в нем главное место другие интересы, другие привязанности?».
В христианском браке каждый из супругов считает для себя обязательным исполнение супружеского долга. Верность означает полное доверие между супругами во всех сферах, а не только в сексуальной. Верность душ не менее важна, чем верность тел. Хранить верность супругу означает всегда и во всем ставить себя в зависимость от своих обязательств перед ним, оправдывая его доверие. Это значит, что супруг должен быть уверен в неукоснительном соблюдении своих обязанностей другим супругом, причем под этим подразумевается выполнение не только супружеских обязанностей, но и массы повседневных житейских дел. Имеется в виду и способность приходить домой в обещанное время, и готовность принять критику и выражение недовольства в свой адрес.
В нехристианских семьях измены как таковой может и не быть, но, увы, нет и запечатленной Богом эмоциональной близости. В лучшем случае между супругами сохраняется верность телесная, но отсутствует душевная. Они не могут полностью рассчитывать друг на друга. В их отношениях недостает веры, не хватает уверенности, нет покоя.
В древнееврейском оригинале Библии слово «верить» имело следующее значение: «быть настолько уверенным в ком-то, что можно позволить себе полную беспечность».
Верность, конечно же, означает и то, что ни один из супругов никогда не оставит любимого ему человека. Прелюбодеяние означает сексуальную близость с кем-то другим. Но существует и эмоциональное прелюбодеяние – душевная измена супругу, т.е. наличие собственных душевных переживаний, которые преднамеренно скрываются от супруга. Увлекшись кем-то
В христианском браке оба супруга умеют управлять своими сексуальными побуждениями и находят им здоровое выражение внутри брачного союза. А при контакте с другими людьми каждый из супругов старается избегать каких-либо близких отношений с представителями противоположного пола, ибо для каждого из них выражение сексуальности приемлемо только в браке.
II. Современные вызовы
Мы живем в быстро изменяющемся мире: сложившиеся веками христианские традиции и ценности, общество пытается разрушить и забыть. Исследуя научные словари и справочники, медиа-ресурсы Интернета, мне не удалось найти определения понятию «вызов» в гуманитарном аспекте. Общество активно использует понятие «вызов», но, как оказалось, не пытается детерминировать его. Не найдя определения понятию «вызова», мною была сделана попытка сформулировать собственные определения.
Во-первых, под современным вызовом понимается поведение определенного социума с целью разрушения или серьезного изменения существующих и господствующих в общественном сознании норм морали и нравственности, разделяемые обществом продолжительный период времени и внесением, с некоторой или заметной долей агрессии, в народные массы новых радикальных идей, которые общество никогда не разделяло или они не получали широкой огласки.
Во-вторых, вызов – это постановка перед обществом различных проблем: то, что общество имеет и тем, что можно достичь, то что не известно, и тем что можно узнать и т.п. с целью качественно повысить уровень развития общества.
В первом случае понятие вызова имеет для общества, как правило, отрицательную роль, разрушаю духовные ценности, и не предлагающую ничего нравственного взамен (гомосексуализм, однополые браки), второе определение, как привило, ведет общество к научно-технологическому прогрессу (реализация идеи вечного двигателя, попытка остановить старение человека, нахождение вакцины против СПИДа, беспроводная передача дешевой электроэнергии и т.п.).
В данной работе рассматриваются проблемы нравственных вызовов христианскому браку, а значит и всем вековым духовным ценностям, которые, по своей сути, соответствуют моему первому определению вызовов и этом ключе будут рассмотрены далее в контексте их недавнего появления в современном обществе (современные вызовы).
Опасность современных вызовов направленных против нравственности сводится к отрицанию понятия греха. Грех - ведь это не только религиозная идея, грех есть отклонение от нравственной нормы. Современные вызовы провозглашают в качестве центральной своей идеи, что сам человек, автономный индивидуум и призван определять, что для него есть добро, а что – зло. И утверждение этого принципа, конечно, порождает невероятный индивидуализм, разрывает общую ткань человеческих отношений.
Этот принцип приводит к разрушению межличностных и общественных связей, ибо упраздняется общее начало совместного существования людей, отменяются общие для них критерии, и каждый человек определяет для себя границы добра и зла независимо, исходя из субъективных представлений.
Мировое сообщество стремится сделать нравственность уделом исключительно частной жизни человека, до предела сужая ее общественное измерение. Такие явления, как супружеская неверность, внебрачные связи, половые отклонения, порнография, пропаганда насилия, наркомания и алкоголизм, объявляются нормой общественной жизни на том основании, что они лежат исключительно в сфере ответственности человека перед самим собой и на затрагивают напрямую интересов физического благополучия других индивидуумов [9].
Но тогда на чем мы основываем свою человеческую общность? Мне кажется, что отсутствие некоего общего критерия в определении добра и зла является великой опасностью для общества. И если мы говорим о том, что Бог вложил в природу человека нравственное начало, которое опознается голосом нашей совести, то это означает, прежде всего, что не может быть двух различных нравственных начал, но существует единая и общая система нравственных ценностей. И эта система ценностей должна быть нашим критерием.
Эту систему ценностей нельзя разрушать. Если будет иметь место общее представление о нравственном начале, общее понимание того, что есть добро и что есть зло, то тогда у нас появляется возможность обрести общий язык для диалога. Если мы отвергнем идею и принцип нравственной ответственности, то что потом? Куда пойдет человечество?
Далее в работе будут описаны современные вызовы, направленные против института христианского брака и нравственных основ общества, дана их оценка с позиции науки и исторического христианства.