Нарушение отношения человека к Богу. Обычно это происходит по причине пренебрежения к Его Слову.
"Первое, что использует Бог, когда Он говорит современным верующим, – это Его Слово... В процессе размышления над Священным Писанием Бог приводит нас к тому событию, отрывку или даже единственному стиху, который так или иначе связан с нашими сомнениями, вопросами, заботами. В тексте Библии вы обязательно найдете ответ, который поможет вам понять ситуацию, в которой вы находитесь, и принять правильное решение... Через Свое Слово Бог направляет нас, утешает, предупреждает, заверяет и ободряет".
Когда Бог говорит к нам, Он использует также другие способы обращения: через Дух Святой, через окружающих нас людей и через обстоятельства нашей жизни. Пренебрегая этими принципами, многие христиане становятся духовно слепыми, не зная Бога и Его воли.
Нарушение отношения человека к самому себе. Когда человек не имеет нормальных взаимоотношений с Богом, его жизнь начинает терять смысл и обесценивается. В результате многие люди становятся внутренне зависимыми от вредных привычек и патологических пристрастий:
Злоупотребление алкоголем и наркотиками. В современном обществе эти пороки приобрели массовый характер.
Половая распущенность. Подобно пьянству или наркомании человек может быть патологически зависимым на почве сексуальных отношений. Христианские и светские психологи признают наличие такой проблемы. Кроме внутренней испорченности, на человека сильно влияет пропитанная сексом современная культура. При этом следует учитывать сегодняшнюю ситуацию в Украине, где после столь многих лет запрета порнография стала свободно доступна для всех. Это порождает совершенно извращенные представления и навязчивые идеи о половых отношениях, что, в свою очередь, приводит к тому, что многие незамужние и неженатые мужчины и женщины или юноши и девушки, подростки нарушают свою сексуальною чистоту (1Фес.4.3-5). В помощи таким людям важно научиться определить наличие фантазий и то, чем человек питает свое сознание.
Зависимость от чрезмерного питания. Это одна из наименее признанных проблем. Многие люди страдают и не могут избавиться от этой привычки, которая в конечном итоге приводит к преждевременному разрушению тела (Лк.21.34). Апостол Павел напоминает о том, что наши тела должны быть “жертвой живой, святой, благоугодной Богу” (Рим.12.1,2).
Кроме вышеупомянутых проблем, в результате нарушения внутреннего мира состояние человека может сопровождаться эмоциональными проблемами: депрессией, навязчивым беспокойством, иррациональными страхами, неконтролируемым гневом и др.
Нарушение отношения человека к другим людям. Конфликт является главным в определении любой из проблем взаимоотношений между людьми.
В социальной психологии принято считать, что конфликты являются неизбежным результатом взаимоотношений между людьми, что, однако, противоречит христианским взаимоотношениям. Поэтому следует больше уделять внимания обстоятельствам, приводящим людей к конфликту. Нарушение правильных взаимоотношений с Богом неизбежно приводит к нарушениям во взаимоотношениях с людьми.
2.4.2 Возрастные особенности опекаемого
Ранее уже упоминалось о положении реверсивности в душепопечительстве, когда душепопечитель может оказаться в состоянии нужды и, наоборот, когда опекаемый находится в положении оказывающего помощь. Опекаемым может оказаться любой человек в определенное время и в определенной ситуации.
Иногда возрастная характеристика способствует тому, что человек находится в положении опекаемого. Достаточно привести два возрастных периода человека, чтобы понять возрастную предрасположенность к проблемам.
В юношеском возрасте у молодого человека появляется потребность в идентичности. Это тот период, когда молодой человек ищет того, кто мог бы соответствовать его взглядам и идеалам. Если эта идентичность не разделяется в силу каких-либо обстоятельств, то вместо этой потребности появляется чувство изоляции, где вся энергия направляется на самого себя. В итоге это приводит юношу или девушку к самовлюбленности, что порождает новые проблемы, характерные для этого периода.
Взрослому человеку присуще такое основное свойство личности, как творчество. Творчество как внутреннее состояние человека – внутренняя способность подходить творчески к своей личности, работе, своей семье. Отсутствие этого качества приводит человека к внутреннему застою, который выражается в чувстве скуки. В итоге человек начинает жить для удовольствия и наслаждения, прибегая к пьянству, наркомании, половой распущенности. По сути, эти проблемы обусловлены экзистенциональными вопросами смысла и ценности жизни. Поэтому важным моментом в душепопечительстве является то обстоятельство, чтобы учитывать все возрастные особенности, которые могут иногда быть корнем проблем, порождая ряд других существенных проблем.
2.4.3 Семья и молодёжь
Семья является самым важным фактором в формировании человека. Она или раскрывает все способности, заложенные в нем, или же препятствует их развитию. То общество, которое пренебрегает семьей, терпит непоправимый ущерб. Влияние, которое оказывает на жизнь человека семья, является важнее всех остальных влияний, будь то друзья, школа или церковь.
Оказывая помощь в решении семейных проблем, душепопечителю следует обратить внимание на некоторые распространенные проблемы в семье, которые приводят супругов к конфликтам:
· различие в принадлежности к церкви; эта проблема характерна для семей, где верующим является один из супругов;
· непонимание друг друга, разные цели и взгляды;
· вмешательство родителей;
· проблема финансов, часто люди живут выше реальных возможностей;
· проблема добрачных отношений (сексуальных), наличие такой проблемы является немаловажной причиной несчастий в браке;
· нарушение сексуальных взаимоотношений; это может быть по причине пренебрежения сексуальными потребностями или по причине болезни;
· наличие «любимчиков» среди детей;
· различия в интеллектуальных способностях, опыте;
· отсутствие откровенности и доверия друг другу;
· большая разница в возрасте.
Душепопечитель должен стараться сосредоточить внимание опекаемых на духовных принципах, которые делают семью идеальной. Семья была учреждена самим Богом, и, несомненно, Он располагает наилучшими указаниями, касающимися устройства семейной жизни.
1. Важность воли Божией на брак. Этот принцип является основополагающим для тех, кто хочет вступить в брак. Вступить в брак легко – создать счастливый и идеальный брак трудно. Поэтому следует обратить внимание, как для духовных наставников, так и для тех, кто хочет вступить в брак, на последовательность действий при решении этого серьезного вопроса:
· установить личные отношения с Богом;
· понимать библейское значение брака;
· получить ответ и Божье благословение на брак;
Часто молодые девушки или парни подходят к этому вопросу на основании слепой влюбленности, сексуальных инстинктов или личной выгоды. Затем это становится трагедией в семейной жизни для обоих супругов.
2. Бог должен занимать центральное место в семье. Когда Бог является центром в семье – можно рассчитывать на согласие и гармонию в семейной жизни.
3. Семья – это маленькая церковь. Осознание того, что семья – это церковь, помогает главе семейства принять на себя ответственность за духовное состояние членов семьи. Часто многие верующие мужья не берут на себя ответственность духовного лидера. Это делает христианскую семью духовно неполноценной и подверженной различным проблемам, напряженным отношениям друг с другом
Молодёжь. Молодость – это тот период, когда происходят грандиозные перемены в жизни человека, когда у человека формируется личное отношение к миру, к Богу, моральным нормам. В этот период происходит выбор жизненного пути, появляются планы, иногда утопические, обострена экзистенциальная чувствительность, многие молодые люди ищут ответ на жизненно важные вопросы смысла, цели жизни. Это особый период богоискательства, на который духовному наставнику следует обратить большое внимание. В душепопечительской практике с молодежью следует также обратить внимание на такой момент, как сильные сексуальные побуждения и искушения, которые характерны для этой возрастной группы. В сексуальном поведении есть доля творчества, поэтому духовному наставнику следует помочь молодому человеку направить или сублимировать его сильные сексуальные желания по другому руслу к творческим целям.
Заключение
Библейское душепопечительство следует рассматривать как целостную систему взаимодействий, с одной стороны, между лицами Святой Троицы, где решаются принципиальные вопросы спасения человека, и с другой – между Богом и Церковью, где решаются практические вопросы спасения человека и задействованы последователи Христа. В этой системе всё должно работать слаженно, в соответствии с образцом, заложенным в Писании.
Душепопечительство учреждено Богом, Он есть Пастырь и добрый Отец, Который непрестанно трудится над тем, чтобы человек познал Бога, был спасен, стал свободным, правильно строил свои взаимоотношения с другими людьми и сполна мог пользоваться Его благословениями.
Душепопечительство в контексте Церкви – это не застывшая, но постоянно функционирующая и развивающаяся система или структура, ибо Церковь – живой организм, Тело Христово, члены которого способны и предназначены Богом к взаимодействию друг с другом в оказании помощи и поддержки «при действии в свою меру каждого члена... для созидания самого себя в любви» (Еф.4.16).
Фактическое положение церквей в Украине свидетельствует, что слаженность и взаимодействие механизма душепопечительства отсутствует. Существуют только отдельные его части, но нет той целостности в разнообразии действий, которая способствовала бы гармоничному функционированию церкви. Очевидно, что такое положение обусловлено обстоятельствами гонений, атеистического окружения и вмешательства государства в дела церкви. Благодаря свободе сегодня существует самая прекрасная возможность, чтобы восстановить библейские принципы душепопечительства в церкви.