Любить Бога всем сердцем своим, говорит Неплюев Н.Н., значит с радостью и огромным желанием исполнять святую волю Его: «Любя Бога всем разумением своим, они полагают все наличные силы разума своего на познание воли Божьей, и Господь, приближающийся ко всем желающим приблизиться к Нему, озаряет умы их светом разумения превыше сил человеческого ума их.
Любя Бога всею крепостью своею, они полагают все наличные силы духа своего на честное согласование всего строя жизни с познанною волею божьей, и Бог налагает на них печать дара Духа Своего, сообщая им мощь духовную, далеко превосходящую возможное для людей.
Любя Бога всем сердцем своим, они не только разумеют волю Отца Небесного и находят для себя посильным творить ее, но и любят святую волю Его, радуются ей, радуются жизни по вере, а не впадают в уныние, с ожесточением совершая свое спасение. И радость эта растет по мере того, как крепнет благодатная связь духовного общения с Богом, по мере того, как водворяется в душе тот мир Божий, которого нарушить не могут никакие скорби, никакие истязания, и которого никто не отнимет у них»[156].
Такая любовь приводит сынов Божьих к самопознанию. Теперь они, действующей в их существе силой Божьей, способны различать грех в себе, а именно это способствует самоусовершенствованию личности и восстановлению в себе образа и подобия Божьего: «Любя Бога такою любовью, они и в себе любят только то, что могут любить без измены Богу. Любовь открывает очи души их и дает им мудрость разуметь то, что уразуметь наиболее трудно: познание самого себя при Свете от Света Небесного. В этом залог возможности для них самоусовершенствования, постепенного восстановления в себе помраченного грехом образа и подобия Божьего»[157].
По мнению Неплюева Н.Н. такая любовь сынов Божьих не заключается лишь в самодовольстве и внутреннем самолюбовании, но стремится раскрыть себя в других, не ведающих Бога; желает всю свою благодатную радость сообщить окружающим. Таким образом, любовь сынов Божьих наполняется жизнью, когда осуществляет себя в других.
По мнению, Неплюева Н.Н. сыны Божьи, желая восстановления образа и подобия Божьего в других, не могут примириться с порочными их наклонностями, и, тем не менее, не перестают любить людей, как самих себя. Желание сынов Божьих одно – братское общение и умножение любви среди всего человечества: «Любя себя такою просвещенною верою и любовью, они и ближних своих любят как самих себя, не угождая им, не лаская их порочные наклонности, а ставя выше всего остального восстановление в них образа и подобия Божьего, дело примирения их с Богом святым и праведным, дело возвышения их до того нравственного уровня, при котором возможно любить их, уважать их, и иметь братское общение с ними без измены Отцу Небесному»[158].
Однако, как замечает Неплюев Н.Н., такая любовь сынов Божьих к ближним встречается естественной реакцией оппонента, а именно: человеку порочному тяжело внезапно принять такую любовь, впустить в свое сердце благодать Господа; силы бесовские, воздействующие в греховной жизни такой личности, стремятся к самосохранению. От того заблудшие души, обманываясь собственной порочностью, в начале противятся проповеди сынов Божьих, от чего страдают сами, а также приносят зло проповедникам Божественного Откровения. Противление злых сил доходят до клеветы на любовь сынов Божьих и объявляет ее ненавистью, смирение их – гордостью, веру – безумием и утопией.
Но это истинная любовь и поэтому она претерпевает все противления, что и способствует богопросвещению детей мира сего. Таким образом, по мнению Неплюева Н.Н., плод братской любви сынов Божьих – это благодатное перерождение грешника. Достаточно того, чтобы сыны мира сего признали и приняли любовь сынов Божьих, тогда и произойдет благодатное изменение в их душах и невозможное человеку, станет возможно Богу: «Вот почему дети мира сего неизменно признают любовь их (сынов Божьих) за ненависть, смирение их – за гордость и веру их – за безумие и утопию.
Вот почему сыны Божьи всегда были гонимы, злословимы и побиваемы камнями теми, кто простил бы им любовь только при условии измены Богу ради благодушной уживчивости со злом, кто простил бы им смирение перед Богом только при условии смиренного преклонения перед грубою силою зла, кто желает украсть плоды веры, продолжая признавать веру мистическую утопией благоглупости.
Их мир ненавидит, потому что они не от мира сего, и однако, именно он та соль земли, ради которой долго терпит Господь, не желая, чтобы грешник погиб, но чтобы все в разум истины пришли.
И всякий Каин и Хам может стать добрым Авелем, потому что нет человека, не созданного по образу и подобию Божьему для блаженства вечного причастия любви и мудрости Бога живого.
Достаточно полюбить Авеля, чтобы понять в нем Бога: поняв Бога, нельзя не полюбить Его, полюбив, нельзя не уверовать живою верою, уверовав, нельзя не уразуметь силу и славу Божью, уразумев, нельзя не смириться, смирившись, нельзя не возжаждать причастия Духа Божьего, пережив причастие Духа Божьего, нельзя не стать самому добрым Авелем.
Невозможное для человека возможно для Бога, когда Он может, не насилуя нас, творить чудеса»[159].
В этой главе Неплюев Н.Н. предстает перед нами не только толкователем Писания, но и учителем нравственности, проповедником истинных жизненных ценностей – христианских ценностей, среди которых, любовь к Богу и ближним должна занимать первенствующее, руководящее место в жизни истинных сынов Божьих – членов Православной Церкви.
3.3.11 Избранники Божьи
Неплюев Н.Н. в начале своих рассуждений об избранниках Божьих задается вопросом об их природе: человеческая она или ангельская. Неплюев говорит, что Божественное Откровение косвенно указывает на воплощение ангельской природы в избранниках Божьих, но далее замечает, что данные воззрения не совпадают с церковно-богослужебным наследием о Едином святом Боге, Который явил людям Свой Свет в лице Христа. На таком основании Неплюев Н.Н. приходит к выводу о том, что природа избранников Божьих – человеческая, а, следовательно, и не лишена склонности к греху, но жизнь их – это, ничто иное, как ангельское служение Богу на земле. Николай Николаевич рассуждает таким образом: «Обыкновенные ли то люди? Не воплощаются ли по временам безгрешные ангелы?
Есть места в Откровении, которые как будто указывают на высшую природу, по крайней мере, некоторых из избранников Божьих. Многие из них с раннего детства выказывают признаки такой святой гармонии духа, которая не составляет удел среднего человеческого существа их возраста; о некоторых из них Откровение говорит, что Господь избрал их прежде, чем тело их образовалось в утробе матери.
Если мы сопоставим с этим слова литургии, которыми церковь напоминает нам, что един свят, един Господь Иисус Христос и свидетельство Откровения, которое со свойственною ему божественною искренностью повествует о великих немощах избранников Божьих, поясняя, что Господь в немощах творит силу, чтобы никакая плоть не возгордилась, то нам станет ясно, что если Господь и посылает на землю духов, предназначенных быть избранниками Его, все же они не безгрешны и могут, по примеру сына притчи, сказать иду к Отцу Небесному и, воплотившись, не пойти, что мы и видим на примере Самсона, который погубил и себя, и народ свой»[160].
Неплюев Н.Н. говорит, что любой христианин способен попасть в число избранников Божьих, ведь все созданы по образу и подобию Божью, а следовательно, каждый кто стремится к святости достоин стать избранным сосудом благодати Святого Духа. Господь, не насилуя воли человеческой, призывает каждого стать Его особым служителем – избранником Божьим: «…если кроме Христа Спасителя не было между сынами человеческими ни одного безгрешного существа, может ли стать избранником Божьим каждый из нас, грешных детей грешного Адама, или мы имеем основание, говоря об избранниках Божьих, повторять излюбленную формулу извинения греховности: уж где нам, грешным?
Все мы одинаково созданы по образу и подобию Божьему, все мы одинаково созданы для блаженства вечного, всем нам Господь одинаково желает спастись и в разум истины прийти; ко всем нам готов приблизиться Господь, если сами мы искренно желаем приблизиться к Нему, всем нам Он готов дать Духа Святого, если мы возжелаем Его, каждый из нас может стать храмом Его, во всякой немощи нашей силен Господь соделать силу, и, следовательно, нет ни одного из нас, которого Господь не желал бы принять в число избранников Своих, если Он может делать это, не насилуя нас»[161].
Неплюев Н.Н. говорит, что дары Духа Святого подаются каждому, но степень восприимчивости благодати каждого зависит от их устойчивости в святости. Пока душа мечется между добром и злом, благодать Божья не может поселиться в сердце человека, так как Господь не желает насильно приручить нашу волю, а призывает личность добровольно, с любовью совершить подвиг праведности: «Господь готов дать Духа Святого всякому с верою просящему у Него и дать Духа Своего без меры, но мы воспринимаем дары Духа Божьего в меру устойчивости любви и веры нашей. Пока мы остаемся людьми с двоящимся умом и сердцем двоедушным, пока, как волны морские, мы то воздымаемся, то вновь падаем, притом не делами нашими, а стремлениями духа нашего, до тех пор Дух Святой не может, не насилуя нас, придти и вселиться в нас, и сделать из нас храм Свой.
Только устойчивая жажда правды Божьей, устойчивая верность и любовь к Нему может дать право Ему, святому, без насилия сделать нас избранниками Своими. Если мало между нами людей с печатью избранника Божьего на челе, мы можем видеть из этого, как мало в мире сем, который весь во зле лежит, устойчивой веры и постоянства любви к Тому, Который до ревности любит нас»[162].