Смекни!
smekni.com

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. (стр. 27 из 66)

Таким образом, в этой главе мы стремились указать на твердую православную веру самого Неплюева Н.Н. и его основной жизненный призыв, которым он обличал и обличает нынешних христиан в антихристианской бездеятельности внутренней и внешней.

3.6 Эсхатология Неплюева Н.Н.

В данной главе мы рассмотрим эсхатологические взгляды Неплюева Н.Н. Вообще эсхатология – это учение о последних вещах, о конечной судьбе мира и человека[252]. Подобные размышления не могли не занимать религиозную мысль Николая Николаевича. Неплюев Н.Н. отмечает, что сведения о конечных судьбах мира можно почерпнуть отчасти из Евангелия, отчасти из ветхозаветных пророчеств. Сведения о будущей жизни Христовой Церкви и ее конечной судьбе, большей частью Неплюев Н.Н. обнаруживает в Откровении Иоанна Богослова: «Грядущие судьбы церкви воинствующей и всего человечества описаны в Евангелии, отчасти в пророчествах и всего полнее в Откровении Иоанна Богослова – Апокалипсисе, описаны так подробно, что могут прослужить источником для отдельного обширного труда…»[253].

Неплюев Н.Н. говорит о том, что апокалиптические знания составляют для христианина область веры, ведь будущее лишь отчасти можно подвергнуть научно-рациональному анализу: «Тут начинается область чистой веры; тут надо верить и ничего проверить нельзя, но все, что открыто нам о будущем, так логично вытекает из прошлого…»[254].

Знания о последних временах мира не поддаются проверке разума, но вера, в отличие от разума согласует эту христианскую эсхатологию с настоящими сведениями о благом, мудром, справедливом и святом Отце Небесном, тогда и приемлет эти знания. Таким образом, вера вполне удовлетворяет рациональные запросы нашего ума и сердца: «(то, что открыто нам о будущем) так согласовано с благостью, мудростью, справедливостью и святостью Отца нашего Небесного, что вера наша вполне утоляет самые заветные потребности ума и сердца нашего»[255].

Неплюев Н.Н. говорит, что в мире уже происходит становление Царства Божьего, где представители христианской культуры все более утверждаются в любви к Богу и людям, а представители культуры без Бога все более утверждаются в своем нечестии. Таким образом, каждый избирает свой окончательный удел: «Перед нами развертывается величественная картина постепенного возрастания Царства Божьего на земле, постепенного вскисания закваски христианской в жизни и рядом возрастающих вражды и беззакония, живущих по обычаю мира сего представителей культуры без Бога, для которых по мере возрастания святого дерева и вскисания святой закваски правда христианства становится с каждым днем все более и более очевидной, упорство которых вместе с тем становится с каждым днем все менее и менее извинительным, которые таким образом все более и более сознательно закрывают глаза, чтобы не увидеть, уши, чтобы не услышать, и злые сердца свои, чтобы не уразуметь и не быть тем самым вынужденными произвести суд над собою, покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния»[256].

Чтобы показать пример приближения конца мира Неплюев Н.Н. приводит в пример первохристианскую общину времен апостольских, где братство было основой христианской жизни, а не пустым звуком, тогда церковь имела совершенное устроение, тогда она сияла перед Господом. Таким образом, Неплюев ставит братство первохристианских общин в образец нынешним церквям: «В первые времена христианства, в то время, когда малое стадо горело восторгом любви новой к жениху своему Христу, когда под благодатным влиянием апостолов христианские общины понимали, что слово братство – не пустой звук и не риторическое украшение речи, а святая правда, лежащая в основе честной христианской жизни и проникающая весь строй ее во всей его совокупности животворным духом своим, когда все верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2, 44-45), когда у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее … и великая благодать была на всех их (Деян. 4, 32-33). Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34-35), тогда церкви земные сияли перед престолом Божьим, как светильники»[257].

Неплюев Н.Н. говорит об участи поместных православных церквей[258]. Так церкви, сохранившие традиции времен апостольских, устои первохристианских братств, в жизни, которых сохраняется горячая любовь к Христу, таким образом, наследуют высшие божественные блага, уготованные искренно любящим Бога: «Только те церкви поместные устоят, как светильники перед престолом Божьим, о которых сказано: Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню Тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр. 3:8-10)»[259].

Соответственно те поместные церкви, которые не устояли в любви к Богу будут отвергнуты Им, так как богатства и прелести земные они поставили выше благ небесных: «Не все церкви поместные устоят в первой любви своей, многие будут отвергнуты Господом Богом – все те, которые оставят первую любовь свою, все те, чьи последние дела не будут больше первых, все те, которые полагаются на богатство и силу»[260].

Неплюев Н.Н. указывает на причины гибели многих членов церкви: кто-то погибнет из-за того, что предпочитал жертву, а не милость; предпочитал строгость, а не любовь; кто-то погибнет из-за того, что, как иудеи, гордились и любили лишь собственное правоверие; кто-то погибнет из-за того, что смирялся с окружающим его беззаконием, злом и не боролся с ним; кто-то из-за того, что предпочитал строй жизни, противоположный строю первохристианских братских общин; кто-то погибнет из-за того, что был чрезмерно снисходителен к пороку и греху; кто-то, считавший себя христианином, но, не прикладывал усилий на пути к святости, погибнет из-за самообольщения; кто-то, имевший земные богатство и власть, тоже погибнет от того, что так и не признал истинную христианскую драгоценность – небесное богатство, уготованное человеку Богом: «Одни погибнут, поставив жертву выше милости и строгость мертвящую выше любви животворящей; другие – по примеру иудеев, гордясь своим правоверием, а в действительности представляя из себя сборище сатанинское; третьи – вследствие благодушной уживчивости со злом; четвертые – вследствие строя жизни, несогласного с верой, и снисхождения женской распущенности; иные потому, что только носят имя, будто живы, но мертвы; другие потому, что говорят: Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, и не понимают, что в действительности жалок, и нищ, и наг»[261].

Неплюев Н.Н. считает, что уже ныне печать за печатью срываются с таинственной книги домостроительства Божьего, что ангелы Божьи уже сейчас с трубными звуками посылаются на землю, для того чтобы изменить заблудшие в грехах души, и наставить их на путь достойный звания истинного христианина. Таким образом, происходит отсеивание уверенных антихристов, от тех, кто может еще освободиться из уз собственного заблуждения и внять призванию Божьему: «В то время, как на небе печать за печатью срывается с таинственной книги домостроительства Божьего и ангел за ангелом посылаются на землю трубными звуками призывать блудных сынов Отца Небесного познать себя, покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, антихристы все более ожесточаются и хулят имя Бога нашего; все для них – соблазн и повод к измене и отступничеству»[262].

Неплюев Н.Н. осмеливается толковать самую таинственную книгу Священного Писания – Откровение[263]. Так, например, он мыслит победоносного белого коня, который упоминается в 6-ой главе 2-ом стихе, как начало христианства, которого впоследствии сменяет рыжий конь (Откр. 6, 4.) – конь войны, затем вороной конь (Откр. 6, 5.) – конь торговли[264].

Неплюев Н.Н. считает, что последние два образа Откровения настолько прижились на земле, что теперь люди в своем бесчестии доходят уже до крайних сатанинских пределов. Дух войны заглушил дух взаимопонимания и любви, этот воинственный дух теперь витает среди людей, как обыденное средство решения мировых проблем: «Воинственная среда преданных борьбе за существование детей мира сего скоро становится для них соблазном, и сами они становятся на сторону грубой силы, забывая, какого они духа быть должны»[265].

В торговле же человечество изощрилось на столько, что готово рекламировать любой порок обществу, стремясь соблазнять им всех без исключения, и, как говорит Неплюев, готовы предать торговле и тело, и душу свою – абсолютно все, не исключая Самого Господа и Его благодать: «Продажная среда детей мира сего, оценивающих и продающих не только вещи, но и тела, и души свои, и ум, и таланты, и силу, и любовь становится тоже соблазном для них, и сами они становятся торгашами, продающими все, не исключая и Бога, и благодать Его»[266].

Далее Неплюев Н.Н. отмечает сказанное в 19-ой главе 10-ом стихе Откровения, где белый конь победоносный, но несущий болезни и смерть, явится на смену предыдущим и укажет тем самым, что настал день страшного суда. Души праведников тогда переполнятся святым гневом ревности о Боге и будут ожидать справедливого наказания человечества, а антихристы в это время все будут издеваться над непрактичностью и их наивными утопиями: «И является на смену белый конь – болезни и смерти души; души праведных переполняются святым гневом ревности о Боге, приближается великий день суда, а антихристы вполне довольны собой, издеваются над непрактичностью праведников и наивными утопиями их»[267].