Светские и церковные власти относились настороженно к братству Неплюева, но это не остановило Николая Николаевича. Он даже составляет особый устав, который был необходим для официального оформления трудового братства и, минуя многочисленные препятствия, 23 декабря 1893 года Устав Трудового Крестовоздвиженского Трудового Братства был утвержден указом императора Александра III, затем, через Святейший Синод выслан для исполнения архиепископу Черниговскому Антонию (Соколову). Таким образом, в сентябре 1894 года Братству было высочайше даровано право юридического лица, а 22 июля 1895 состоялось торжественное церковное открытие Братства.
Неплюев часто бывал за границей, публиковал там свои работы, встречался со многими религиозными и политическими деятелями. Благодаря этому неплюевское дело стало на западе известным и уважаемым, а сам Неплюев приобрел исключительный авторитет и множество друзей и соратников, не только среди православных, но и среди инославных.
На рубеже XIX и XX веков Неплюев Н.Н. становится активным деятелем международного миротворческого движения. Он принимает деятельное участие в работе Мирных конгрессов. В центре его внимания была пропаганда идей духовного объединения народов Европы в «европейскую конфедерацию христианских государств», объединения всех искренне верующих христиан в «международное общество исповедников Христа».
Трудовое братство входило в состав международных гуманитарных ассоциаций: Лигу Мира, Союз Единения, Детскую лигу. В 1915 году его принял под свой флаг Международный Красный Крест.
Николай Николаевич Неплюев также был одним из ведущих организаторов Конгресса единого человечества, проходившего в Париже в сентябре 1900 года[20]. И хотя Конгресс не удался, сама инициатива Неплюева по проведению такого форума характеризует его как борца за свободу совести и религиозную терпимость.
Той же осенью в Париже в благодарность за дело трудового братства Неплюев был избран почетным президентом Всемирного конгресса спиритуалистов.
В декабре 1901 года Н.Н.Неплюев передал в дар Братству свое недвижимое имущество, состоящее более чем 18 000 гектаров земли с лесом, постройками и заводами.
В 1904 году, ясно осознавая опасность надвигающихся на Россию социальных потрясений, Неплюев поднял вопрос о национальном покаянии. И немедленно начал создание двух организаций: светской – «Партии мирного прогресса» – и религиозной – «Всероссийского братства», призванных объединить людей доброй воли на дело мирного созидания родины. Этот замысел не нашел понимания властей и интеллигенции.
В 1907 году его приглашают в МДА и с 25 по 31 января Н.Н.Неплюев прочитывает семь лекций для учащих и учащихся духовных школ.
К осени 1907 года Неплюев Н.Н. подготовил Устав Всероссийского братства, для согласования и утверждения которого он прибыл в ноябре в Петербург. Пробыв в столице около месяца, Николай Николаевич тяжело заболел и по возвращении в Воздвиженск 21 января (3 февраля) 1908 скончался.
Похоронили Н.Н.Неплюева с огромными почестями на сельском кладбище православного Крестовоздвиженского трудового братства.
После кончины Н.Н.Неплюева обязанности Блюстителя приняла его сестра М.Н.Уманец, а почетным членом Трудового братства стала давняя сторонница дела Неплюева принцесса Е.М.Ольденбургская. Численность Братства к тому времени возросла до 500 человек. Продолжая исповедовать завещанные основателем христианские нравственные начала, Братство активно существовало и развивалось. Оно неуклонно крепло и экономически, применяя в своей хозяйственной деятельности эффективные аграрные технологии и передовое техническое оборудование.
Сам Неплюев Н.Н. говорит о цели написания своих сочинениях и их общем содержании: «Все мои сочинения – исповедание Бога живого и Христа Его перед собственною совестью и людьми; исповедание вечной истины правды Божией, покаянный вопль за все то, что в умах, сердцах и жизни христиан затемнило понимание этой разумной и благой правды, исказило, оклеветало, оглупило и принизило до антихристианской рутины жизни ту веру, в которой я, человек с высшим образованием, изучавший историю философии, нашел удовлетворение высших потребностей ума и сердца, которую сознательно предпочел всем философским системам как наиболее разумное, наиболее благое, наиболее практически мудрое, как программа мирного прогресса на пути к мирному благоденствию народов»[21].
Неплюев Н.Н. много писал и публиковал свои идеологические статьи. Еще до революции были изданы 5 томов его сочинений. Относительно недавно, возрождая память об этом замечательном человеке, доктор философских наук, профессор Малышевский А.Ф. переиздал в Санкт-Петербурге сочинения Неплюева Н.Н., но теперь в трех томах. Это собрание сочинений посвящено 100-летию памяти Николая Николаевича Неплюева.
1-ый том собрания сочинений составляют: «Христианское мировоззрение», «Христианская гармония духа» и «Историческое призвание русского помещика», в которых Неплюев Н.Н. в основном выражает свое отношение к социально-политической и социально-экономической ситуации в развитии России второй половины XIX века, политической, экономической и социальной ответственности дворянства перед Отечеством и своим народом. Эти труды особо отражают мировоззрение автора и его религиозную философию. Здесь же Неплюев Н.Н. предлагает свою систему воспитания в духе христианско-православного патриотизма. Содержанием второго тома стали религиозно-философские работы Неплюева: «Что есть истина?» и «К лучшему будущему». В них освящены его взгляды на проблемы жизни, истины, науки, литературы, искусства, а также различные социальные институты, такие как государство, школа, церковь. В третий том вошли работы Неплюева Н.Н., собранные под общими названиями «Трудовое братство» и «Путь веры». Они касаются практического воплощения Неплюевым евангельского образа мышления в способе христианско-православной жизни Крестовоздвиженского трудового братства.
В этом «Собрании сочинений» Малышевский А.Ф. также дал и собственную оценку этому некогда забытому общественному деятелю и религиозному мыслителю – Неплюеву Н.Н.[22].
Своими мыслями Николай Николаевич привлекал огромное внимание не только русской, но и зарубежной общественности. Его имя неоднократно пестрило на страницах русских, парижских, лондонских, марсельских и других журналов и газет. Однако следует заметить, что его гораздо лучше знали и ценили заграницей, чем в России[23].
Неплюев Н.Н. переписывался со множеством людей доброй воли в России, Германии, Франции, Швейцарии, Англии, Бельгии. Число корреспондентов достигло таких размеров, что пришлось заменить письма печатными циркулярными бюллетенями, которые рассылались ежемесячно приблизительно по двести экземпляров на русском и французском языках. Во время своих частных поездок в Петербург он почти ежедневно, а иногда и по нескольку раз в день вел беседы в частных домах А.С.Суворина, М.О.Меньшикова, К.К.Арсеньева, Н.Н.Кармилина и прочих собраниях интеллигенции. То же происходило и в других городах России и зарубежья[24].
Интеллигентное сообщество интересовалось Неплюевым Н.Н., не только, как публицистом и писателем, но и как устроителем особого христианского сообщества – Трудового Братства. Для современников Неплюева Н.Н. такая христианская организация была необычным явлением[25]. К примеру, современник Неплюева Лютецкий А.А. говорит, что после типичных образцов русской официальной школы, неплюевская школа представлялась совершенно необычайным явлением[26].
Наш современник Малышевский А.Ф. характеризует общую структуру этого необычного тогда явления он говорит, что «…само трудовое братство было, с одной стороны, явлением самобытно-независимым, а с другой, находилось в лоне устоявшейся русской православной традиции, объединившей исторически русский народ и православную веру»[27]. Профессор Малышевский А.Ф. справедливо замечает, что, «…образовывая братства, русский народ всегда выступал защитником святого дела православной веры и Христовой Церкви»[28]. С такой же целью Неплюев Н.Н. организовал особый строй Крестовоздвиженского Трудового Братства.
О своих идеях и их практическом осуществлении в трудовом братстве Неплюев Н.Н. активно рассказывал в своих многочисленных сочинениях: «Благовест библейский» (Лейпциг, 1893), «Братские союзы в учебных заведениях высших, средних и низших. Могут ли дальше обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить?» (Лейпциг, 1893), «Вера и жизнь. Публичная лекция для верующих» (СПб., 1905), «Воздвиженская школа – колыбель трудового братства. 1885-1895» (СПб., 1895), «Воззвание к друзьям свободы и порядка» (СПб., 1907), «Война или мир? Боевой или мирный прогресс? Что полезнее для человечества? Публичная лекция для неверующих» (СПб., 1904), «Всероссийское братство» (СПб., 1907), «Вставай, страна моя родная. Доклад на киевском Всероссийском съезде Союза русских людей» (Киев, 1906), «Воздвиженское трудовое братство» (СПб., 1906), «Голос верующего мирянина по поводу предстоящего Собора» (Киев, 1906), «19 февраля и крестьянская община» (СПб., 1905), «Доклад глуховскому комитету высочайше учрежденного Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности по вопросу о крестьянской общине» (СПб., 1903), «Доклад на киевском совещании по вопросу объединения добрых сил на дело мирного созидания 11 октября 1906 года» (Киев, 1906), «Жизненное значение трудовых братств: церковное, государственное и общественное. Беседа для друзей и врагов» (СПб., 1905), «Звуки души» (Берлин, 1896), «Историческое призвание русского помещика» (М., 1880), «Ко всем верующим» (СПб., 1907), «Конгресс единого человечества» (СПб., 1900), «Материалы для проекта устава всероссийского братства» (Киев, 1907), «Мысли и советы искреннего друга. 4 августа 1881 года – 4 августа 1882 года» (СПб., 1882), «Открытое письмо к учащейся молодежи» (СПб., 1906), «Партия мирного прогресса, ее идеальные основы и жизненная программа» (Киев, 1905), «Партия мирного прогресса, ее идеальные основы и жизненная программа» (Глухов, 1906), «Письмо к духовенству» (Киев, 1905), «Письмо к сельскому населению» (Киев, 1905), «По поводу докладов "Война или мир" и "Вера и жизнь"» (СПб., 1905), «По поводу ложных слухов» (СПб., 1906), «Проект устава Воздвиженского сельскохозяйственного трудового братства» (СПб., 1885), «Псалтырь» (Лейпциг, 1893), «Путь к лучшему будущему» (СПб., 1901), «Слова, исшедшие из уст Божиих. Мысли рядового христианина о жизненном значении их. Десятая глава Евангелия от Матфея» (Берлин, 1896), «Слова, исшедшие из уст Божиих. Мысли рядового христианина о жизненном значении их. Пятая глава Евангелия от Матфея» (Лейпциг, 1893), «Слова, исшедшие из Божиих. Мысли рядового христианина о жизненном значении их. Десятая глава Евангелия от Матфея» (Лейпциг, 1893), «Слова, исшедшие из уст Божиих. Мысли рядового христианина о жизненном значении их. Молитва Господня» (Лейпциг, 1893), «Совесть. Стимул, забытый проф.Иванюковым при перечислении стимулов, обуславливающих человеческие деяния» (М., 1881), «Таинственные явления земной жизни духа моего. Посвящение моим друзьям и братьям во Христе, членам Крестовоздвиженского трудового братства» (Берлин, 1896), «Трудовое братство и школы» (СПб., 1900), «Трудовые братства. Могут ли далее обходиться без них церковь и христианское государство и как их осуществить» (Лейпциг, 1893), «Хлеб насущный» (М.,1883), «Христианская гармония духа. Психологический этюд» (Берлин, 1896), «Христианское мировоззрение» (Берлин, 1894), «Частное ответное письмо Неплюева на письмо священника Иванова» (СПб., 1903), «Что есть истина?» (Лейпциг, 1893), «Отчет по Воздвиженской сельскохозяйственной школе Н.Н.Неплюева» (Киев, 1901), «Воздвиженская сельскохозяйственная школа Н.Н.Неплюева» (Чернигов, 1893), «Воздвиженская сельскохозяйственная школа Н.Н.Неплюева» (СПб., 1895), «Воздвиженская сельскохозяйственная школа» (Киев, 1901)[29].