Неплюев Н.Н. рассуждает над теми ощущениями, которые грехолюбивым человечеством признаются особенно нечистыми и постыдными, на которых основаны страстные желания и те жизненные явления, которые по преимуществу принято обозначать словами грубая чувственность и разврат.
Он говорит, что лишь грубый развратник может, в оправдание собственной блудной слабости принимать греховным и нечистым саму по себе способность духа ощущать волнения страсти, способность удовлетворять присущие ему страстные желания и испытывать радость полного обладания существом, нами любимым и уважаемым: «Так думать может грубый развратник, сознавая, что чувственностью он опьянен до полной потери самообладания, притуплен до полной неспособности любить и уважать участников своего разврата, что ради чувственности он готов отдать себя, тесно соединить свою жизнь с жизнью существ, им не любимых и презираемых, готов на каждом шагу изменить Богу и делу Его, сделать ближним всякое зло. Инстинктивно чувствуя грязь и позор чудовищной дисгармонии духа своего, он может быть ослеплен пламенем геенны огненной, клокочущей внутри его, и перенести на Богом данную способность духа своего то строгое порицание, которое в действительности заслуживает не сама способность духа его, а его отношение к этой способности, его нежелание восстановить святую гармонию единомыслия и единодушия с Творцом, подчинив эту низшую способность духа разуму и вместе с ним любви»[366].
Неплюев Н.Н. считает кощунственно считать присущее нам зло и грязь, которое было создано Богом в нас под видом способностей нашего духа: «Христианам пора понять, что нельзя без кощунства признавать за зло и грязь Богом данную способность духа нашего, порожденные ею желания и удовлетворение этих желаний путями, достойными христианина, не делаясь рабом этой страсти, не делая из нее себе кумира, не принося этому кумиру человеческие жертвы»[367].
Для Неплюева Н.Н. признание человеческого бессилия перед грехом есть кощунство и лукавая мысль грехолюбивых. Именно такое недомыслие по его мнению толкает на разврат и грех. Но апостол Павел (Римл.7:14-20) признавая свое бессилие и склонность к греху, приходил лишь к большему смирению, утверждался в божественной любви и добре, а не во зле, как утверждает Неплюев Н.Н.: «Христианам пора понять, что именно это кощунственное недомыслие толкает на разврат одних, отравляет жизнь другим; признавая за зло и грязь всякое страстное желание, человек, не способный победить в себе эти желания, неизбежно признает себя и жизнь свою настолько оскверненными, что не будет иметь никакого основания удерживать себя от самого грубого разврата или потратит всю энергию духа своего на глухую борьбу с одним из свойств духа своего, постоянно сосредоточивая внимание именно на этом свойстве и тем самым увеличивая трудности борьбы, нарушая мир и гармонию души своей»[368].
Неплюев Н.Н. продолжает развивать свою мысль о святости человеческой природы. Он говорит, что именно потому Церковь и скрепляет в таинстве брака мужчину и женщину, что признает способность духа ощущать волнения страсти, который удовлетворяет присущие ему страстные желания и испытывает радость полного обладания любимым и уважаемым существом: «Все христианские церкви настолько признают эту истину, что возвели в достоинство священного таинства брак, эту единственную форму сожительства мужчины и женщины, при которой наиболее гарантируется благо мужчины и женщины и их детей»[369].
Однако таинство брака не просто символическое утверждение святости человеческого духа, а как раз наоборот. В таинстве брака брачующимся подается благодать Святого Духа, она невидимо руководит ими на пути к святости и содействует доброй воле супругов в их искреннем желании сохранить брак в чистоте и верности. Именно потому что человек всю свою жизнь подвергается дьявольским искушениям, именно потому что человек сам в себе обнаруживает слабоволие, разврат и похоть, склонность ко всякой блудной нечистоте, Православная Церковь и сохраняет во все времена установленное Самим Господом таинство брака.
Неплюев Н.Н. в своих размышлениях стремится утвердить мысль о том, что «…даже те ощущения, которые человечество признает наиболее греховными, совсем не признаются таковыми сами по себе ни Откровением, ни церквями поместными. Греховными Откровение признает не эти ощущения, а человека, который из раба Божьего, превращается в раба чувственности, ради нее нарушая святую гармонию духа, нарушая спокойствие духа ближних своих, разрушая их семейное счастье, вступая в самые тесные связи с существами низкими и порочными, не внушающими ни любви, ни уважения. Вот что гнусно, нечисто, позорно, греховно в очах Божьих, вот что клеймит Откровение словами блуд, блудодеяние, блудник, блудница»[370].
Неплюев Н.Н. порицает и сластолюбцев, которые ради чревоугодия изменяют Богу; они готовы позабыть не только братские права ближних, но и обобрать их и причинить им всякое зло. Постоянно напоминая важное значение воздержания в честной жизни по вере, Неплюев Н.Н. ссылаясь на Откровение в то же время в совершенно ясных и очень сильных выражениях порицает фарисейское разделение пищи на чистое и нечистое: «…все творение Божье чисто, и нечистым может быть только настроение свободного духа, не желающего единомыслия и единодушие с мудрым и любвеобильным Творцом»[371].
Неплюев Н.Н. порицает верующих, которые видят христианство в соблюдении буквы закона, которые не осуществляют истинной христианской жизни, основанную на любви: «Все, что не по вере, грех. Когда слепцы в вере, забыв в Кого веруют, букву соблюдения постов и праздников ставят выше животворящего духа вдохновения любви и боговедения, когда миллионы простых людей успокаиваются на строгом соблюдении буквы постов и праздников, воображая, что воздали Божье Богу, оставаясь грубыми, злыми невеждами в вере, порочными и грехолюбивыми, не умея ни думать, ни чувствовать, ни жить по вере, тогда становится вопросом для искреннего, сознательно верующего христианина, не составляет ли соблюдение постов опасного соблазна для ближнего? Не должно ли слова апостола по духу читать в настоящее время так: не буду поститься во веки, если пост соблазняет брата моего»[372].
Так Неплюев Н.Н. говорит о сладострастии и сластолюбии. Эти рассуждения он сводит к одной мысли о том, что нет ничего самого по себе нечистого, нет и свойств природы и духа человеческого самих по себе нечистых. Не чисто может быть только настроение свободного духа, его отношение к Богу, самому себе, внешнему миру и ближним. Для Неплюева Н.Н. разделение в человеке на чистое и нечистое – все это плоды фарисейской закваски: «Разделение творения Божьего, тела человеческого, свойств его духа, пищи, животных, мест и времени на чистое и нечистое и было основною чертою закваски фарисейской, переносящей центр тяжести от духа животворящего на букву мертвящую, от веры сознательной и живой любви на благочестивые упражнения, на продолжительность поста, на многочисленность устами произносимых молитв, на строгое соблюдение не духа, а буквы праздников, на изучение не духа, а буквы Писания»[373].
Однако нельзя отрицать уродство, которое укоренилось в человеке через грехопадение прародителей; человек не хочет грешить, но самостоятельно ничего не может с собой поделать и грешит. Именно эта нечистота приводит человека к смирению и к осознанию необходимости в жизни его благодати Божьей. В боговоплощении и воскресении Христа человек приобрел возможность вернуть свою природу в первозданное состояние и стать ангелом земным. Любовь, о которой говорит, Откровение и которую проповедует Неплюев Н.Н., необходимо сопрягать с источником благодати – с таинствами и жизнью Церкви.
Итак, Неплюев Н.Н. утверждает свою мысль о том, что человек есть чистый дух, которому присущи соответствующие свойства: любовь и разум, как высшие его свойства, а тело-плоть – это низшие свойства духа, которые объединяются под общим именем – ощущения. Эти ощущения должны занимать в человеке третье место и не обладать человеком, господствуя над любовью и разумом. Такова структура гармонии духа по Неплюеву Н.Н., где ощущения подчинены любви и разуму: «Сопоставим ясное, вполне определенное и даже неизбежное по логике веры во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца, исповедание Откровением общего закона о том, что все чисто со всем тем, что говорит Откровение о любви, о разуме, о духе и теле-плоти, мы легко поймем, что под словом дух Откровение понимает высшие свойства духа: любовь и разум, а под словами плоть-тело – низшие свойства духа, объединенные нами под словом ощущения; поймем и то, что для святой гармонии духа Откровение требует не самоистязания мрачного аскетизма, отрицающего само право на существование за ощущениями, а лишь того, чтобы ощущения занимали в жизни духа место третье, после любви и разума, не обладая человеком, не господствуя над любовью и разумом, а подчиняясь им»[374].