Неплюев Н.Н. утверждает, что именно эта гармония духа необходима для восстановления в падшем человеке образа и подобия Божьего, для восстановления единомыслия и единодушия творения и Творца.
3.7.6 Христианская формула гармонии духа
Итак, по Неплюеву Н.Н. высшие свойства духа – это любовь и разум, низшие свойства духа – это ощущения. Теперь Николай Николаевич выражает формулу христианской гармонии. Вот она: «разум, подчиняясь любви, должен властвовать над ощущением»[375].
Рядом с формулой христианской гармонии духа Неплюев Н.Н. поставляет и краткую формулу христианской гармонии любви, а именно: «Любовь к ближним, подчиняясь любви к Богу, должна властвовать над любовью к самому себе. Или, другими словами: альтруизм, подчиняясь любви к Богу, должен властвовать над эгоизмом»[376].
Неплюев Н.Н. постоянно напоминает, что под словом любовь он понимает не влечение, к тому, что нам доставляет приятное ощущение, что называется Откровением похотью. В любовь он вкладывает значение торжествующей, деятельной любви, охватывающей Творца и все Его творения.
Водворив христианскую гармонию духа, человек обретает Царство Божье внутри себя. Оно раскрывается и торжествует всем своим величием внутри личности, если только человек устойчив в святой гармонии, и боится ее нарушить, поставив например, ощущения выше любви и превратить себя тем самым в скотоподобное существо: «Чем более устойчива в нас эта святая гармония духа, тем более Царство Божье внутри нас водворилось, тем более, еще при жизни, здесь, на земле изгнания, вдали от Родины Небесной, мы уже не от мира сего, а уже принадлежим к Царству Божьему, стали по духу братьями ангелов и святых.
Чем более нарушается в нас эта святая гармония духа, тем более нарушается вместе с тем и единомыслие, и единодушие между нами и причастниками Царства Божьего, тем более мы удаляемся от богоподобия, тем более приближаемся к скотоподобию, тем более водворяются внутри нас ад, геенна огненная»[377].
Неплюев Н.Н. говорит о том, что наше внутреннее настроение и состояние дисгармонии отражается на нашем отношении к ближним и Богу. Чем больше мы осуществляем гармоничное сочетание духовных свойств внутри себя: любви, разума и ощущения, тем более наше настроение Царства Божьего мы желаем перенести на окружающих, тем более мы становимся неравнодушными к миру: «Каждой степени дисгармонии соответствует известное настроение духа, и настроение это ярко проявляется в отношении к Богу, самому себе, ближним, во всем строе жизни семейной, общественной, государственной и международной, не в тех лживых отношениях, которые лицемерно признают на словах и, как комедию, разыгрывают на показ, а в тех правдивых отношениях, которые фактически существуют за кулисами жизни и хорошо известны большинству, хотя и не принято говорить о том слишком громко.
Как настроение вызывает известные отношения к окружающему, так и факты установившейся рутины жизни свидетельствуют об известном породившем их настроении, указывают на совершенно определенную степень дисгармонии духа»[378].
Таким образом, Неплюев Н.Н. отмечает важнейшее жизненное значение этой краткой формулы христианской гармонии духа, которая приносит спасительные плоды не только в деле самопознания одного человека, но и для целых общественных групп, для целых наций, для целых поместных церквей, для целой эпохи.
Неплюев Н.Н. признает, что понимающий правду и истину святой гармонии духа, не может осуществить ее в себе собственными силами. Для того, чтобы достигнуть ее и тем более сделать устойчивой человеку необходима божественная благодать, которая лежит в основе всех таинств церковных; осуществление святой христианской гармонии невозможно без постоянного участия в таинстве причастия Святого Духа: «Без силы благодати Божьей мы, и понимая правду и истину святой гармонии духа, не найдем в себе сил ни достигнуть ее, ни тем более сделать ее устойчивой в нас. Силу эту может дать нам только великое, лежащее в основе всех таинств – таинство причастия Духа Святого, а таинство это не совершится над нами ни при каких обстоятельствах без нашего на то согласия, без горячего, искреннего, нелицемерного желания с нашей стороны, и непременно совершится, несмотря ни на какие неблагоприятные обстоятельства, при наличности искренней, нелицемерной доброй воли»[379].
Неплюев Н.Н., говорит, что именно устойчивая добрая воля наша и желание раскрыть в себе Царство Божье, награждается Господом и в человеке-духе водворяется святая христианская гармония. То, что невозможным кажется человеку, то возможно через совершение в человеке силы Божьей: «Невозможное человеку возможно Богу. Силен Бог разом вознести душу живую от позора высшей дисгармонии скотоподобного человека до свободы славы святой гармонии человека богоподобного, если хватит на это устойчивости доброй воли в нас. И такие чудеса благодати Божьей бывали. Но грешно и грехолюбиво падшее человечество, и редко встречаются в нем те, над которыми, не насилуя их, может совершить Господь такое чудо. У большинства хватает доброй воли только на то, чтобы перейти от большей степени дисгармонии на соседнюю меньшую. Так и общества людей, и целые народы, и церкви поместные»[380].
Неплюев Н.Н., говорит, что формула христианской гармонии, как некое психологическое зеркало, в котором он может наблюдать в той или иной степени отражение дисгармонии собственного духа, и всего окружающего нас духовного мира: «При таких обстоятельствах формула христианской гармонии духа может стать полезным зеркалом, в котором, при доброй воле, мы легко увидим, как степень дисгармонии указывают факты жизни нашей, нашей семьи, нашей общественной группы, наших соплеменников, наших единоверцев, всего современного нам человечества»[381].
Так, Неплюев Н.Н. призывает всех осуществить в жизни устойчивую святую гармонию духа, посредством благодати Божьей. Он указывает на то, что правда Божья в жизни человека становится естественным плодом христианской гармонии духа, и что, таким образом, торжество этой правды Божьей возможно без какого-либо аскетического труда и самоистязания: «Не побоимся понять правду. Покаемся. Обратимся к Господу, будем просить Его силою причастия Духа Святого соделать устойчивую святую гармонию духа нашего, и водворится Царство Божье внутри нас, и осуществится правда Божья в жизни нашей без труда, без самоистязания, без жертвы, осуществится как естественный плод святой гармонии духа нашего, как радостная потребность сердца, полного любви, кротости, смирения и милосердия»[382].
3.7.7 Царство ощущений. Первая ступень высшей дисгармонии духа
Неплюев Н.Н. принимается рассудить о том, что позволяет увидеть человеку зеркало христианской гармонии духа.
Он говорит, что христианской гармонии духа соответствует вполне определенная этика, вполне определенный уклад жизни. Нельзя быть представителем христианской этики, нельзя осуществить христианский уклад жизни, пока человек не стал христианином по духу, но можно называть себя христианином, быть ученым богословом, быть строгим исполнителем внешнего обряда, не только не будучи христианином, не имея добрых христианских навыков, но и совсем не понимая христианской правды.
Христианская чистота и святость, для Неплюева – «…это святой огонь любви. Люди с нечестивым сердцем, у которых грязь себялюбия, гордости, злобы и тина лени духовной не сгорели на святом огне любви, не узрят Бога и правды Его, как бы они ни жили, что бы они ни делали, сколько бы они ни изучали букву догмата.
В жизни вы так часто встретите совопросников века сего. Они будут давать букве христианского Откровения такие соблазнительные толкования, между ними будут люди такие симпатичные или внушительные по обширности своих богословских познаний, что я нахожу необходимым как можно более уяснить вам причины скандального разномыслия между христианами, одинаково уверенными в непоколебимости своего правоверия»[383].
Ступеням христианской гармонии духа предшествуют определенные ступени дисгармонии. Эти ступени соответственно регулируют понятиями христианской правды, правами и обязанностями. Христианская правда, проходя через призму души нашей, преломляется, окрашивая разными цветами как понимание природы Бога живого, так и отношение к Нему, смысл жизни мировой, и смысл земной жизни человека, и личную и социальную нравственность[384].
Так, к примеру, тяжелейшую дисгармонию человек переживает в себе и во всем его окружении, когда ощущения для него, по сути, представляют единственную ценность. Такой человек, по мнению Неплюева Н.Н. напоминает скотоподобное существо. Он воспринимает любовь, лишь как некий сентиментальный придаток ощущений, а разум, как некую преграду, которая становиться на пути осуществления его низменных чувствований; разум в скотоподобном существе также играет роль орудия борьбы и самосохранения: «При такой высшей дисгармонии царства ощущений человек скотоподобен, но это не помешает ему не только называть, но и считать себя христианином и даже быть убежденным в неукоснительности своего правоверия, давая букве христианского Откровения и церковного предания такое толкование, которое не помешает ему оставаться скотоподобным»[385].
Любовь и разум в скотоподобном существе лишь украшение ощущений. Вот как описывает данную дисгармонию духа Николай Николаевич: «Любовь не имеет никаких прав, признается за глупую сентиментальность и утопию. Терпимы только как несущественный придаток и украшение ощущений, придавая чувственности оттенок изящества.
Разум не имеет никаких прав, признается за несносную, докучливую помеху для беспечального житья. Терпим только как необходимое орудие борьбы за существование и украшение ощущений, наполняя досуги грубым умничаньем и дешевым остроумием.