Кроме того, в Уставе был оговорен ряд финансово-правовых вопросов, во многом определявших социальный климат Братства. Отметим следующие пункты:
«28. Чистый доход Братства распределятся так:
а) 20% отчисляются ежегодно в Основной и Запасной Капитал по
10% в каждый.
б) Остаток чистого дохода разделяется поровну между всеми полноправными и приемными братьями, но не выдаются им на руки, а записываются на их личные счета…
31. Все суммы, записанные на личные счета, до выхода члена братства добровольного или принудительного, не поступают в его бесконтрольное распоряжение, а могут быть ими расходуемы только с согласия простого большинства наличных членов Думы.
Примеч.1. При выходе из Братства выходящий получает в полную собственность всю причитающуюся на его долю сумму, за вычетом денег, взятых им с согласия Думы во время пребывания в Братстве»[457].
По мысли Неплюева, достижению основной цели – возрастанию духовной жизни – способствует то, что доходы всех членов братства, независимо от их положения и профессии, распределяются строго поровну. При вступлении в братство вся личная собственность отдавалась в общее распоряжение. Все имущество братства считалось коллективным, и только в случае упразднения братства все имущество распределяется между полноправными членами поровну. Братство полностью обеспечивало каждого своего члена бесплатными питанием, медицинским обслуживанием, жильем, образованием и вниманием по старости. Однако за каждым братчиком оставлялась свобода покинуть братство, а потому для того, чтобы начать жизнь «в миру», оставляющий братство получал с личного счета все заработанное им.
Для осуществления хозяйственного руководства Дума избирает Хозяйственный совет. В него могли входить как полноправные, так и приемные братья, и даже посторонние лица. В своей работе Хозяйственный совет строго сообразуется со сметой, утвержденной Думой.
Хозяйственная жизнь в Братстве – коллективная. Принципы организации труда и быта в братстве органично сочетались. Все братчики были разбиты на Семьи, или другими словами, на локальные коммуны, объединенные по профессиональному принципу. В одной Семье жили как холостые, так и женатые братчики (со своими семьями). Каждой Семье выделялся отдельный корпус, где неженатые жили в больших комнатах-общежитиях, а семьям предоставлялись отдельные комнаты. Каждая Семья имеет общую трапезу, свой локальный детский сад, выбирает своего «старшину». Отметим, что старшина ведает организацией общежития; в качестве распорядителя работ мог быть выбран другой братчик. Чтобы подчеркнуть религиозную направленность Братства, Семьи назывались именами православных святых. К 1907 году в братстве было 10 семей. Вот некоторые из них:
Николая Чудотворца – учителя;
Андрея Первозванного – подготовительный класс к жизни в братстве (Рождественский хутор);
Иоанна Богослова – семьи братчиков, занимающих административные должности при Братстве;
св. Александры – прачечная артель;
Девы Марии – женская швейная артель.
Описанные организационно-правовые принципы в жизни братства неуклонно соблюдались, хотя не раз были поползновения их изменить. Попыткам ревизии особенно подвергался пункт о распределении доходов поровну. Предлагалось перевести Семьи «на самоокупаемость» с дифференциацией доходов (тогда в России учителя получали в десятки раз больше, чем прачки). Однако Неплюев жестко против этого восставал. Он считал, что в результате такой «перестройки» изменятся целевая направленность братства, и оно станет работать ради обеспеченной жизни, а не ради Царства Небесного.
Отметим, что, помимо членов братства, в братском хозяйстве работали и наемные рабочие. Для наемных рабочих было выстроено общежитие и им выплачивалась заработная плата. Некоторые недруги братства критиковали Неплюева за то, что тот не создавал для наемных рабочих каких-то особых условий. На это Неплюев отвечал, что братство любого с распростертыми объятьями примет в свои члены. Но местные крестьяне (а они в основном и составляли контингент наемных рабочих) хотели не братской жизни, а совершенно другого – накопить достояние, «выйти в люди», стать, скажем, кулаком или приказчиком. А потому, как правило, братство обогащалось выпускниками неплюевских школ, в которых ученикам давался огромный нравственный заряд.
Отметим, что Дума установила выдавать в личное распоряжение каждому братчику 150 рублей в год. Эта сумма шла на одежду, другие личные вещи и частично питание. В дальнейшем Дума еще уменьшила эту сумму до 125 и позже до 105 рублей. Это давало возможность братству значительные средства вкладывать в развитие производства, школы и постройку жилья. Вследствие этого братство довольно быстро разрастается. Большинство новых братчиков являлись выпускниками школ, но приходили люди (хотя и в незначительном количестве) и из окрестных деревень. Сначала у Неплюева создается довольно радужное впечатление о перспективах. Он говорит о духовном росте членов братства. Однако, вскоре он начинает замечать множество недостатков и уклонений, которые, постепенно разрастаясь, приводят к кризису 1900 году о котором речь впереди.
Все работы в Братстве считались одинаково почетными и соответственно одинаково оплачивались. Иначе говоря, на личный счет братчика, независимо, являлся ли он полным братом или приемным, поступала одинаковая сумма, зависящая от хозяйственных успехов всего Братства. Эту норму не раз пытались изменить сами братчики и установить дифференцированный доход по семьям (в то время в России учителя получали в десятки раз больше, чем прачки). Однако, Неплюев всегда против этого резко возражал, утверждая, что если начнется дележка денег, то Братству как христианской общине настанет конец.
Следует отметить внешние проявления православности Братства. Одно из таких проявлений: на средства Неплюева в Воздвиженске был построен новый Крестовоздвиженский храм, торжественно освященный в 1883 году. Все обязанности церковнослужителей выполняются членами Братства. Поет соединенный хор Братства и обеих школ. Прием в члены Братства и кружки – торжественный, с говением и причащением. В Великий Пост причащение 3 раза. Перед исповедью все говеющие собираются на покаянное собрание, на котором испрашивают друг у друга и у Братства прощение. Для ревнующих есть утром и вечером молитвенные собрания: на них молятся о всех нуждах. Читаются в том числе и особые молитвы, составленные членами Братства.
По благословению епископа включались специальные прошения в ектеньях и создавались новые обряды. Особенно торжественным был задуман обряд посвящения окончивших школу в Братство: при участии священника, ночью при возженных свечах, с пением хоров, причем вновь принимаемые – в белых праздничных блузах. Душой братства, его религиозным центром был сам Николай Николаевич. По благословению епископа Неплюев иногда проповедывал в храме.
Молитвенные собрания с чтением Священного Писания естественным образом сочетались с интенсивной культурной жизнью Братства. Устраивались музыкальные и вокальные вечера, на которых сам Неплюев играл сочинения классиков, а также свои собственные. Не редкостью были театральные постановки. Братство открыло обществу массу талантов: прекрасные голоса, интересные художники, замечательные поэты. О культурном уровне членов братства говорит и значительная – в 6 тысяч томов – братская библиотека.
4.2.1 Хозяйственная история братства
Хозяйственную историю Крестовоздвиженского братства можно условно разделить на три периода: 1) с 1890 года до 1901 когда Н.Н. Неплюев передал Братству большую часть своего имения; 2) с 1901 по 1918 год – дореволюционный период; и наконец 3) с 1918 по 1929 год – советский период.
Первый период жизни Братства – период становления хозяйства и братских взаимоотношений. Численно Братство растет, хотя и не слишком быстро: 1890 год – 9 человек; 1897 год – 65 человек. В 1891 - ому Неплюев передал в аренду Братству 255 десятин земли – Рождественский хутор, что положило начало братскому хозяйству. Земледелие в братстве развивалось на основе наиболее передовых технологий того времени – применялся десятипольный севооборот, что позволяло получать урожай в два с половиной раза выше, чем в среднем по Черниговской губернии. Была организована животноводческая ферма. По мере роста братства, арендуемые им земли увеличивались.
Об эффективности братского хозяйства в 1903 году Неплюев писал: «Сказать, что Трудовое Братство безусловно выгодно в материальном отношении невозможно. Оно безусловно не выгодно с точки зрения корысти. Оно безусловно выгодно для громадного большинства человечества, сравнительно с опасностями, необеспеченностью и бедствиями этого побежденного в жизненной борьбе большинства. Оно безусловно не выгодно для меньшинства победителей в борьбе за существование и богатых по наследству, баловней судьбы»[458]. Здесь Неплюев говорит не об экономической прибыли (видимо, ее в первый период существования братства не было), а о социальной эффективности братства. Безусловно, такая постановка проблемы обнаруживает в Неплюеве глубокого мыслителя, прекрасно понимающего подлинный социальный смысл хозяйственной деятельности.
Если хозяйство развивалась, то в духовном состоянии братства назревал кризис. Некоторые из братчиков старались жить за счет других, а другие тяготились братскими порядками. В частности указывалось на отсутствие свободы, засилие семьи Неплюевых и «мрачную религиозность» братской жизни. Весной 1900 году глухое недовольство части братчиков перешло в открытое столкновение. Снова встал вопрос о хозяйственной самостоятельности Семей. Один из недовольных даже провозгласил, что «труд не для стяжания мне представляется слишком большим подвигом»[459]. Однако в конце концов братство не поддалось этому соблазну. Диссиденты ушли из братства, а оставшиеся сумели сплотиться и последовать неплюевскому курсу.