Смекни!
smekni.com

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н. (стр. 60 из 66)

Мы постарались проследить формирование, в дальнейшем богатейшего, мировоззрения Неплюева Н.Н. Это мировоззрение выразилось в социальной деятельности Неплюева Н.Н., в связи с его православно-христианской основательностью.

Мы стремились указать на Неплюева Н.Н., как на религиозного мыслителя, который не избежал благотворных идей русской религиозной философии. Мы увидели в Неплюеве Н.Н. продолжателя мыслей Алексея Степановича Хомякова, Ивана Васильевича Киреевского и Владимира Сергеевича Соловьева. Важным отличием философии Неплюева Н.Н. от философии славянофилов и других, оказалось то, что идеи всеединства, соборности и братства выразились не столько в его словах, сколько в делах.

Мы также уделили особое внимание богословским мыслям Неплюева Н.Н., которые были неотъемлемой частью его христианского миропонимания. В главе «Богословие Неплюева Н.Н.» мы указали на то, что в некоторых исследованиях значение и ценность Николая Николаевича, как религиозного философа и богослова несправедливо принижены. Мы стремились в ответ на это указать на уникальность мировоззрения Неплюева Н.Н., которое поистине способно было созидать не только духовно-нравственный облик самого носителя, но и всего общества. Несмотря на то, что из своего «Христианского мировоззрения» Неплюев Н.Н. не стремится создать курс догматического богословия, тем не менее, он охватывает основные вопросы православной веры. Исследуя Священное Писание Неплюев Н.Н. практически не обращается при толковании к святоотеческому наследию, его богословие от этого свободно и индивидуально. Однако мы обнаружили, что, не смотря на свой протестантский подход к толкованию священных истин Писания, Неплюев Н.Н. сумел остаться в рамках православно-богословской традиции. Расставляя собственные акценты в библейской истории, Неплюев Н.Н. обнаруживает для нас величайшую педагогическую и нравственно-назидательную силу Священного Писания. Так в своем богословском изложении Неплюев Н.Н. стремился передать христианский смысл человеческого бытия и истину божественной любви. Особым образом эти мысли отражены в экклезиологических и эсхатологических главах богословия Неплюева Н.Н..

Антропология Неплюева Н.Н. тесно переплетена с сотериологией мыслью о христианской гармонии духа и формуле спасения. В вопросе о необходимости правильного соотношения ощущений, разума и любви – основных свойств духа человеческого, Неплюев Н.Н. выступает оригинальным мыслителем. На этот вопрос он особо ярко отвечает в своей статье «Христианская гармония духа. Психологический этюд».

Во второй части темы нашей работы «Христианское мировоззрение в деятельности Неплюева Н.Н.» мы стремились отразить след христианского социализма Николая Николаевича в истории России. Исследуя общественную деятельность Неплюева Н.Н. мы увидели в его личности выдающегося православного просветителя, педагога, философа и экономиста. Достаточно вспомнить сельскохозяйственные мужские и женские школы Неплюева Н.Н., и особо знаменитое его Крестовоздвиженское Трудовое Братство, которое было известно не только по всей дореволюционной России, но и в некоторых странах Европы.

Мы увидели, что большей частью критика и возражения, которым подвергалась деятельность Неплюева Н.Н. стали плодом завистливых умов и фрагментарного, неосновательного исследования трудового наследия выдающегося русского помещика.

В советское время имя Неплюева замалчивали из-за его православности; и ныне тоже замалчивают, но уже как сторонника общинной жизни с общей собственностью. А ведь этот человек предлагал путь развития, который удивительным образом совмещал лучшее, что было в обеих ипостасях Российской Империи – царской и советской.

Некогда забытый призыв Неплюева Н.Н. к самоотверженному служению Богу и людям не может не вдохновлять истинно православных теперь, когда многие стремятся осуществить свое христианство через подобные нравственно-творческие идеи оздоровления общества.

Без сомнения, дело Неплюева Н.Н. было делом живой христианской любви! Об этом свидетельствует не только его православное мировоззрение, но и время, которое выделяет дело Неплюева Н.Н., освобождая его из уз забвения.

Быть может, что тогда проявил бы себя Неплюев Н.Н. более корректным богословом, если бы ему меньше пришлось его строить на оправдательном контексте. Однако в таком состоянии его христианское мировоззрение и в понимании, и в деятельности православно. Оно доказано самоотверженным духом служения! Поэтому мы осмеливаемся заявить о необходимости включить Неплюева Н.Н. в курс изучения русской религиозной философии не только, как продолжателя мыслей Ивана Васильевича Киреевского, но и как человека реализовавшего идею Царства Божьего на земле.

Неплюев Н.Н. опытом всей своей жизни доказал, что Православие, не только совершает пробуждение всех замечательных качеств человека, но и направляет их к гармоничному созиданию себя и даже всего человечества.


БИБЛИОГРАФИЯ

Источники

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989.

2.Толковая Библия или комментарии на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета. В 3 томах. Стокгольм, 1987. 1925с.

3.Неплюев Н.Н. Полное собрание сочинений. В 5 томах. СПб., 1901 – 1908.

4.Неплюев Н.Н. Собрание сочинений. В 3 томах. Издание подготовлено доктором философских наук, профессором Малышевским А.Ф. СПб.: «Профи-Центр», 2007.

5.Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. // Энциклопедический словарь СПб., 1897.

6.Христианство // Энциклопедический словарь. В 3т. М., Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995.

7.Коммунитарное движение. Политология. // Энциклопедический словарь. М., 1993. 983с.

8.Русская философия. // Энциклопедия. Под общ. ред. Маслина М.А. Сост. Апрышко П.П., Поляков А.П. М., Алгоритм, 2007. 736с.

Исследования

9. Абрамов И. Второе письмо из Глуховского уезда. Русское богатство. 1900. № 3. 27с. // Из русских журналов. Мир Божий, 1900. № 5-6. // Журнальное обозрение. Неплюевщина // Образование. 1900. № 2.

10.Абрамов И. В культурном скиту. Об одной процветающей коммунистической общине. 2-е изд., переработанное. СПб., 1914. 100с.

11.Авдасев В.Н. Трудовое Братство Н.Н. Неплюева, его история и наследие. Сумы: РИО АС-Медиа, 2003. 61с.

12.Аверинцев С.С., Тареев М.М. // Философская энциклопедия. В 5 т. М., 1970. Т.5. 354с.

13.Антология гуманной философии. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвилли (Иисус Христос, 1996г, Ломоносов, 1996г, Толстой, 1997г, Живая этика, 1999. 356с.

14.Богун Н.А., Ткаченко В.В. Истина Николая Неплюева (Из истории Воздвиженского трудового братства). // Философская и социологическая мысль. Киев, 1991. № 10.

15.Бродский А.И. Михаил Тареев. Мыслители России. СПб.: Изд. СПбГУ, 1994. 78с.

16.Базилева З.П. К истории первых артелей разночинцев // Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России: Сборник статей к 75-летию академика Н.М. Дружинина. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 612с..

17.Беляев А.Д. Любовь Божественная. Сергиев Посад, 1880. 342с.

18. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 томах. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Хоружего С.С. М.: Изд-во «Наука», 1933. 1352с.

19.Ванчугов В. Очерк истории философии «самобытно-русской». М., 1994. 378с.

20.Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии. Сост., вступ. ст., примеч. Емельянова Б.В., Любутина К.Н. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 592с.

21.Вебер М. Избранные произведения. Перевод с немецкого. Предисловие доктора философских наук Гайденко П.П. М.: «Прогресс», 1990. 805с.

22.Вебер М. Избранное. Образ общества. Перевод с немецкого. М.: Юрист, 1994. 704с.

23.Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М.Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998. 288с.

24.Виноградов В.П. Основные пункты Христианского Миросозерцания. Сергиев Посад, 1912.

25.Виноградов В.П. Основные пункты христианского миросозерцания в системе М.М. Тареева. Сергиев Посад, издание книжного магазина М.С. Елова, 1912. 102с.

26.Грандов М. Расчищайте путь (путевые размышления). Беднота (ежедневная газета), Москва, № 1341. Среда, 11 октября 1922.

27.Гордеева И.А. Н.Н. Неплюев в общественном движении России последней четверти XIX – начала XX вв. // Материалы международной науко-просветительской конференции. Сумы: РИО «АС-Медиа», 2001. 145с.

28.Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928. 589с.

29.Довыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. В 3 частях. Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. М., 1997. 451с.

30.Доненко Н., прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. 464с.

31.Дризен Н.В. Воспоминания // Иллюстрированная Россия. Париж, 1926. № 38, 43, 47, 48, 59, 69, 71, 73, 76.

32.Дьяконова Е.А. Школы и братства Н.Н. Неплюева // Русский труд. 1898. № 47, 48.

33.Достоевский Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине. Дневники. 1880 год, август. Собрание сочинений. В 15 т. СПб., 1995. Т.14. 417с.

34.Емельянов Б.В. Три века русской философии (XIX – XX вв.). Екатеринбург, 1995. 689с.

35.Жевахов Н.Д. Николай Николаевич Неплюев. Биографический очерк. СПб., 1909. 109с.

36.Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Париж, 1989.

37.Замалев А.Ф. Идеи и направления отечественного любомудрия. // Лекции, статьи, критика. СПб.: СПбГУ «Летний сад», 2003. 208с.

38.Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Перевод с греческого магистром богословия А. Бронзовым. – М.: Братство святителя Алексия. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Приазовский край», 1992. 465с.

39.Иларион (Троицкий) свщм., архиеп. Без Церкви нет спасения. М. – СПб.: Изд-во «Знамение», Сретенский монастырь, 1999. 638с.

40.Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. В 2 т. СПб., 1911.

41.Иванов И.И. История русской критики. В 2 ч. СПб., 1898.

42.Исаев А.А. Земледельцы из образованного класса // Русская мысль, 1892. Кн. 10. 362с; 1894. Кн. 4. 211с.

43.Кирнер Ф. История философии с древнейших времен до настоящего времени. Перевод с немецкого Вольфсона В.Д. СПб., Изд-во Книгопродовца Губинского В.И., 1895. 384с.