Смекни!
smekni.com

Христианство (стр. 2 из 7)

Высшими христианскими священниками были епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их помощниками были диаконы.

Очень много для распространения христианства сделал апостол Павел. При жизни Христа он не был его учеником. Иудей Савл, так звали будущего апостола до крещения, преследовал христиан. Однажды на пути в Дамаск, куда он следовал, чтобы арестовать христиан, Павлу явился Христос. То был поворотный момент в жизни Павла. Он стал неутомимым проповедником христианства, организовывал христианские общины. Павел провозгласил всеобщее равенство во Христе: перед Богом нет "ни эллина, ни иудея, раба или свободного, мужчины или женщины". Павла арестовали, привезли в Рим, где и казнили. Как римского гражданина его не могли распять и отрубили голову.

Если не считать Палестины и Сирии, наиболее внушительных успехов новая религия добилась в городах Малой Азии, Балтийского полуострова и Италии - там возникли самостоятельные об­щины последователей Иисуса Христа, уже отделившиеся от местных синагог. Почти все населе­ние некоторых малоазиатских провинций обратилось в христианство.

Предание, подтверждаемое новейшими исследованиями, сообщает об успешной проповеди апостола Петра в Малой Азии, а позже- в Египте и Риме. Его ближайшими сподвижником и про­должателем миссии в Египте был святой апостол и евангелист Марк. Апостол Петр сначала проповедовал в Иерусалиме, а затем отправился в Рим. Здесь он собрал христианскую общину. Апостол Петр считается основателем христианской церкви. Согласно легенде, апостол Петр, будучи человеком не очень смелым, испугался преследований и покинул Рим. На Аппиевой дороге он присел отдохнуть. В это время перед ним явился Христос. Апостол спросил его: "Куда идешь, Господи?" Христос ответил: "Иду в Рим, чтобы быть снова распятым". Петр устыдился своей слабости и вернулся в Рим, где принял мученическую смерть на кресте. На месте его казни позже был воздвигнут собор Святого Петра.

Дело своих собратьев-апостолов в Малой Азии продолжил св. Иоанн Богослов. Центром его проповеди стал город Эфес, откуда он также руководил жизнью христианских общин в малоази­атских городах Смирне, Пергаме, Фиатире, Сардисе, Филадельфии и Лаодикии.

Предание сообщает и о проповеднических трудах других апостолов. Так, Матфей после пропо­веди в Иудее, Сирии и Персии мученически окончил свою жизнь в Эфиопии. Мученическую кон­чину приняли после проповеди в Армении апостолы Варфоломей и Иуда Фаддей. В землях к се­веру от Малой Азии проповедовал апостол Андрей, который, по преданию, дошел до Днепра до места, где позже вырос Киев.

Согласно преданию, апостол Филипп проповедовал во Фригии, Фома – в Индии, Иаков Ал­феев – в Сирии и Египте, св. апостол Симон Зилот – на Кавказе , на территории нынешней Абха­зии.

Распространение христианства продолжили ближайшие ученики и преемники апостолов, кото­рые еще при жизни своих учителей сопровождали их в миссионерских путешествиях.

Несмотря на преследования, христианство быстро распространялось. Ведь Римская империя, жестокая гонительница христиан, объединяла множество народов в одно сообщество, что значи­тельно облегчало проповедь Евангелие в пределах греко-римского мира. Средиземноморье также благоприятствовало распространению христианства. Уже во 2 в. оно было принесено в Галлию учениками Поликарпа Смирнского.

Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах грече­ской речи. Евангелия были написаны на греческом языке. В первые полтораста лет в Риме и за­падной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее. Христианское учение не делало раз­личия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе.

К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, ко­торые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами. По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленно­сти. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам импе­рии.

Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов. Они говорили, что надо избегать театра и игр, по­тому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульпто­ром, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать пе­ред народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д.

Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь. Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ го­тов был видеть причину несчастья в “безбожии” христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли гнев на всех.

В Риме христианство преследовалось. Первые гонения на христиан были при императоре Нероне. Во время Нероновых гонений были казнены апостолы Петр и Павел. Первые христианские общины скрывались в катакомбах - подземных пещерах. Здесь христиане собирались, здесь они устраивали скромные молельни и хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих пор, они превращены в музеи.

Во время гонений христиан бросали на растерзание львам и другим диким животным. Жгли в кострах, варили в котлах, клали на раскаленное железо подвергали множественным изощренным пыткам и умерщвлениям. Но они не отрекались от своей веры. В 1-3 веках до н. э. христианство дало много святых мучеников.

Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной под­держкой этой новой религии. Император Константин (ок. 285-337) своим эдиктом от 324 г. по­ложил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи. Через год, в 325г., под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христиан­ских церквей, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Уже во 2 в. великий христианский писатель св. мученик Иустин Философ мог отметить, что “нет уже более народа в мире, среди которого не возносили бы хвалы Отцу и Создателю всяче­ских благ во имя Иисуса Христа.”

Через двести лет после начала христианской проповеди христиан было много и на западе: они при дворе и в войске, среди богатых людей. Из разных вкладов в общинах христиан составились большие средства. В городах христиане выстроили крупные церкви. Общины пересылались ме­жду собою письмами, помогали друг другу. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов. Епископ скоро стал самым уважаемым и сильным лицом в общине. Он распоряжался большим церковным имуществом. К нему обращались для разрешения споров и тяжб вместо того, чтобы идти к судье. Христианин, отправлявшийся в другую страну со свиде­тельством от епископа, встречал у собратьев по вере горячий прием: ему давали приют, омывали ноги, сажали на первое место за столом.

Некоторые епископы в больших или старых городах, Антиохии, Александрии, Иерусалиме, пользовались особым почетом. К мнению этих патриархов или пап особенно прислушивались. Всего боле значения имел римский епископ, потому что Рим считали вечным городом, главой мира.

Христианские общины распространились к 300 году по всем областями Римской империи. Епископы стремились утвердит во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда под­нимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе с пре­свитерами на собрания; на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-ни­будь от утвержденного порядка или учения, считался еретиком, т.е. “раскольником”, “отрезаю­щим” себя от общей церкви. Еретиков отлучали от церкви, т.е. объявляли лишенными спасения.

Христианская религия проникла в Европу вскоре после своего возникновения. Однако на пер­вых порах влияние этой религии было невелико, причем распространение ее ограничивалось рай­онами Средиземноморья. В центрально – европейские страны христианство внедрилось несколько позже, а на север и восток Европы – лишь в VII-XII вв.

Развитие ересей привело к созыву Вселенских Соборов для разрешения догматических вопросов и издания правил церковного благочиния. В тесной связи с деятельностью Вселенских Соборов стояли творения отцов и учителей церкви: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др.

С разделением христианства в XI в. на западную и восточную ветви страны Юго-Западной, За­падной, Центральной и Северной Европы последовали за Римом, Восток и Юго – Восток – за Кон­стантинополем. Реформационное движение, развернувшееся в Европе в первой половине XVI в., еще более осложнило религиозную картину в этой части света: наряду с католиками и православ­ными появились еще и протестанты. Протестантизм утвердился в ряде районов Центральной и Западной Европы, а также на всем севере.