Смекни!
smekni.com

Христианство в Удмуртии (стр. 3 из 4)

В старообрядческой поповщине наиболее прочные позиции занимали сторонники Белокриницкой иеархии. Центрами на территории дореволюционной Удмуртии у них являлись приходы сел Курья и Валамаз Глазовского уезда, сел Сюмси, Муки-Какси и Зон Малмыжского уезда, приход села Светлянского Сарапульского уезда. В них насчитывалось 53 старообрядческих селения, в которых проживало 6549 человек. Кроме того, много старообрядцев Австрийского согласия проживало в Сарапуле, в Ижевском заводе всех и других местах. Например, в Ижевском заводе всех сторонников «старой веры» насчитывалось в 1884 году 588 человек и почти все они считались приверженцами Белокриницкой иеархии.

Местом сосредоточения беглопоповщины являлся Сарапульский уезд. Здесь в приходах сел Тоикино, Июльское, Кельчино и Колхозово насчитывалось 29 селений, в которых проживало 2130 староверов этого толка. Беглопоповцы проживали в самом Сарапуле, в приходах сел Нечкино, Кигбаево, но в каждом из этих приходов имелось не более сотни человек. В других уездах, из которых сложилась территория современной Удмуртии, беглопоповцев числилось немного.

7. Православная церковь и революция

В начале 1917 года рухнул царский трон. В России победила буржуазно-демократическая революция. В связи с этим православная церковь оказалась в состоянии растерянности: она потеряла под собой привычную почву и не могла определить свое место в новых условиях. Но это продолжалось недолго. Уже в марте 1917 года в специальном послании синод объявил о своем подчинении Временному правительству и ниспослал ему свое благословение. Затем он обязал церковнослужителей возносить при богослужении поминовения новой власти. Так церковь «примирилась» с гибелью царизма и стала служить русской буржуазии.

Временное правительство не осталось в долгу. Оно дало специальное указание местным органам власти ограждать православное духовенство от всевозможных насилий. Одновременно правительство позаботилось о том, что на готовившийся собор Русской православной церкви попали угодные ему делегаты. Буржуазия верила, что авторитет собора и мощный церковный аппарат сумеют погасить революционный энтузиазм народных масс и заставят их вверить свою судьбу «богахранимому» Временному правительству.

Начавший свою работу собор Русской православно церкви принял решение вернуться к патриаршей форме правления. В конце октября 1917 года были избраны три кандидата в патриархи, а затем состоялась жеребьевка избрания патриарха. Выбор пал на митрополита Московского Тихона Белавина. Став патриархом, Тихон превратился скорее всего в политического, а не церковного деятеля. 19 января 1918 года он выступил с посланием к верующим, в котором предал анафеме Советскую власть и снабдил служителей культа четкой инструкцией: «А вы, братья архипастыри и пастыри, не медля ни одного часа в вашему духовном делании, с пламенной ревностью зовите чад ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной …и мы твердо уповаем, что враги «церкви посрамлены…» Огромное большинство духовенства Русской православной церкви восприняло это послание как призыв к борьбе с Советской властью и перешло к соответствующим действиям. Из служителей культа формировались полки «Иисуса Христа», «богородицы», «архангела Гавриила», которые сражались на стороне белогвардейцев и иностранных интервентов. Кроме того, православные попы служили священниками в белых армиях.

8. Вятское старообрядчество и революция

К Октябрьской революции среди вятских старообрядцев отношение было различным. Их верхушка независимо от наименования толка или согласия проявила к Великому Октябрю откровенную враждебность. Возьмем для примера позицию, которую заняла верхушка Австрийского согласия. В начале 1919 года состоялся съезд старообрядческого духовенства Пермской губернии, который принял воззвание к Колчаку. В нем было сказано: «Да поможет Вам всевышний на избранном Вами тернистом пути донести взятое бремя до сердца России – Москвы и очистить святыню русскую от коммунистической мерзости». В этих словах контрреволюционная позиция буржуазных элементов в Австрийском согласии выражена четко и в каких-либо комментариях не нуждается.

Подобным же образом на Октябрь реагировала верхушка в беспоповских толках вятского старообрядчества. К примеру, руководители бегунского толка, который в началеXX века окончательно стал после некоторой внутренней борьбы выразителем интересов кулачества, активно поддержали контрреволюцию в Удмуртии. Так, в Фокинском районе Сарапульского округа, где главой бегунов являлся владелец водяной мельницы и местный богач Красильников, вокруг странноприимцев стали сплачиваться контрреволюционные элементы, руководившие восстанием против Советской власти в годы гражданской войны.

Иначе отнеслись к революции рядовые старообрядцы. Хотя некоторая часть из них стремилась уклониться от участия в гражданской войне, укрываясь в глухих лесах, большинство их, руководствуясь своим классовым инстинктом, активно поддержало Советскую власть. Например, старообрядцы Австрийского согласия, проживавшие в селе Балаки близ Камбарки, содействовали укреплению власти Советов в родном краю. Вот что сообщалось о них в политической сводке от 10 декабря 1919 года из штаба одной из действующих в этом районе красноармейских частей: «Деревни Балаки…(на) карте нет. Население – старообрядцы. (Для) революционного движения балакинцы дали добровольно молодежь (в) красные ряды. Народ богомольный просит преподавать (в) школах закон божий и о социализме».

Приведенные факты свидетельствуют о том, что Великий Октябрь и последующие события в стране оказали огромное влияние на старообрядческое население Удмуртии. Революция и гражданская война всколыхнули староверов почти на всей территории нашей республики Большинство взялось за оружие. Часть их под влиянием старообрядческой верхушки поддержала армию Колчака, остальные – Красную Армию и Советскую власть.

9. Христианские секты вдореволюционной Удмуртии

По сведениям губернского статистического комитета и православных миссионеров, накануне крестьянской реформы 1861 года все многонациональное население Вятской губернии по вероисповедному признаку можно было разделить на православное единоверческое, старообрядческое, католическое, лютеранское, мусульманское, иудейское и языческое. Причем среди христиан губернии сектантов насчитывалось лишь 8 человек: молокан – 7, скопцов – всего один. Но после осуществления реформы и последующих буржуазных преобразований положение начало меняться. В частности на территории Сарапульского уезда появились совершенно новые секты- колмогоровцев и немоляев, очень сходных по своему вероучению и причинам возникновения. Наиболее многочисленной из них оказалась секта немоляев.

10. Христианские секты в современной Удмуртии

Великий Октябрь и последующие события в стране оказали существенное влияние не только на православную церковь и различные толки «старой веры», но и на целый ряд сектантских организаций, которые существовали на территории Удмуртии. Подобное влияние испытали на себе и евангельские христиане, и баптисты, и адвентисты, и появившиеся здесь в 1919 году христиане веры евангельской, и начавшие активно функционировать с начала 20-ых годов хлысты, и некоторые другие. Характер развития событий в стране высвечивал социальную сущность деятельности сектантских организаций более четко и ясно, чем в предреволюционные годы.

В отличие от православной церкви сектанты от победы Октябрьской революции значительно выиграли. Этому обстоятельству способствовал ряд причин. Во-первых, они получили равные права со всеми другими религиозными организациями, ибо всякие праволишения, связанные с исповедованием той или иной религии или неисповедованием никакой, были отменены. Во-вторых, в послереволюционные годы, особенно в период нэпа, сложилась такая социально-экономическая обстановка, которая способствовала успеху пропаганды христианских сект: хозяйственная разруха, голод, известное оживление капиталистических элементов. В третьих, после окончательной победы Советской власти появился особый контингент, за счет которого пополнялся состав различных сект из числа разного рода «бывших» кулаков, купцов, владельцев мелких и средних предприятий, белогвардейцев и т.п. Это оказало влияние на характер их деятельности и в пределах Удмуртии, ибо секты для «бывших» стали формой протеста против новой власти, которую они объявляли «сатанинской».

11. Образование церкви ЕХБ и ее деятельность

Теперь посмотрим на социальное поведение баптистов и евангелистов после Октябрьской революции, которая была встречена ими крайне враждебно. Это нашло своё выражение в том, что они длительное время не желали идти на открытое провозглашение лояльности к новому общественному и государственному строю. Их враждебность выражалась в том, что они объявили о неприемлемости для своих последователей службы в рядах Красной Армии. Они не постеснялись объявить об этом, несмотря на то, что евангелисты и баптисты в свое время исправно служили в царской армии, а в период февральской революции их лидеры призывали своих единоверцев к участию в империалистической войне «до победного конца».

Враждебность к Советской власти проявилась также и в том, что обе секты отказались признать законодательство пролетарского государства о культуре и повели борьбу за претворение в жизнь буржуазного понимания свободы совести. Их требования в этом плане были наиболее четко сформулированы евангельскими христианами. Так, Всероссийский совет евангелистов в июле 1920 года направил в Совнарком специальное письмо, к которому был приложен проект «О народных религиозных свободоверческих общинах и союзах» (т.е. о сектантских организациях, но не о православной церкви). В нем говорилось: «Народные свободоверческие общины пользуются правом юридического лица…имеют право устраивать свои религиозные собрания и съезды как в особо приспособленных для сего зданиях, так и в публичных помещениях, и жилых домах, и квартирах, также точно на улицах, в парках и т.п. …имеют право беспрепятственно устраивать торжественные шествия на улицах населённого пункта… собирать средства и приобретать или строить свои собственные молитвенные дома… устраивать и содержать школы и приюты, обслуживать их воспитательским персоналом из своих единоверцев при самостоятельном заведении с преподованием своего вероучения… общины могут иметь самостоятельные издательства… общинам не возбраняется вести свои книги актов гражданского состояния». С аналогичными требованиями выступали и баптисты.