Смекни!
smekni.com

Христианство, его рождение и распространение (стр. 2 из 3)

Трагическим испытанием для христианства в это время становятся императорские гонения (235—325). Античный мир, развивавшийся неравномерно, обрел силы для спасения в лице дунайских провинций империй и размещенных в них войск. Здесь античная цивилизация только достигла своего расцвета. Выдвигаемые солдатами дунайских легионов императоры стремились любой ценой реанимировать языческую религию Римского государства. Наиболее нетерпимо армия и ее ставленники относились к христианам, не признающим культ императора и неохотно берущим в руки оружие. Повсеместные гонения на христианское духовенство начались в годы правления Максимина Фракийца и наивысшего размаха достигли в правление Деция (251). Тысячи христиан принимали мученическую смерть, разрушались церкви, разгонялись общины. Невозможность восстановить авторитет языческих богов, лояльность и патриотизм христиан привели к постепенному уменьшению репрессий. В борьбе за императорский престол Константин (правил в 306—337 гг.) уже сознательно опирался на поддержку христиан. В 312 году он издает эдикт о веротерпимости, прекращающий гонения на христиан, а в 325 году признает христианство одной из официальных религий Римской империи.

Следующий этап — IV—VIII в. — можно определить как попытку догматической и обрядовой унификации христианства. На Церковных Соборах утверждаются основные догматы христианского учения: о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), о боговоплощении (Иисус Христос — одновременно Бог и человек), об искуплении (своей жертвой Иисус искупил грехи человечества). Утверждаются семь главных таинств христианства: крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак. Признание поклонения святым вызвало почитание икон. Процесс унификации христианства, проходивший под контролем константинопольских императоров, был затруднен появлением ересей (религиозного инакомыслия) и распадом в 395 году единой империи на два государства. Глубокие цивилизационные различия между Западом и Востоком Римской империи не только вызвали распад государства, но и обусловили складывание различных ветвей христианства.

На Западе уже с начала V в. Церковь лишилась государственной поддержки. Она была вынуждена сосуществовать с популярным среди интеллектуальной элиты и сельского населения язычеством и арианским вариантом христианства среди германцев (Арий, основатель этой «ереси», учил, что Христос является не Богом, а лишь Сыном Бога).

Римские иерархи стремились утвердить примат Церкви над государством. В условиях распада общества и государства Церковь на Западе становится социообразующим фактором. Распространение монастырей, согласно уставу Бенедикта Нурсийского, способствует сохранению традиций разумного земледелия, многих ремесел, спасению памятников письменности. Со временем в Западной Церкви появились особенности догмата и ритуала. Так, при евангелизации вестготов испанская Церковь пошла на компромисс и приняла популярную у них идею об истечении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Был допущен также компромисс по ритуалу таинства причащения. К XI в. эти, а также некоторые другие новации были признаны римскими папами.

Восточная Церковь, в отличие от Западной, развивалась под опекой государства. Защита и распространение христианства рассматривались как важнейшая задача императорской власти. К началу VI в. христианству была обеспечена идейная монополия на территории Византийской (Восточной) империи. Миссионеры из Малой Азии в IV—V вв. провели евангелизацию Закавказья и Ирландии.[2, с. 78] В то же время региональные патриархаты обладали значительной самостоятельностью, лишь номинально подчиняясь главенству столичного патриарха. Христианство в странах Востока наследовало от античности представление о божественной природе императорской власти. Здесь получило широкое распространение отшельничество и монашество в аскетических формах.

Синтез христианства с античной культурной традицией превратил Византию VI-X вв. в центр мировой культуры. В годы правления Юстиниана (483—565) складывается византийский стиль в зодчестве (храм св. Софии в Константинополе) и в изобразительном искусстве (мозаика в храмах Константинополя, Салоников, Равенны). Византийский стиль заключается в сплаве античных и восточных традиций, как бы пропущенных через призму христианского мировоззрения. Поначалу оптимистичное и эмоциональное, с мощной светской струей, византийское искусство со временем начинает все более тяготеть к аскетизму, примату духа над телесной оболочкой.

В IX—X вв. пути Западного и Восточного христианства все более расходятся. Кипучая политическая активность римских пап проявилась в создании теократического государства в Италии, а также в поддержке франкских королей по реанимации Западноримской империи. Короновав в 800 году Карла Великого на императорский престол, римский папа надеялся политически обезопасить себя от возможной византийской агрессии. В области культуры так называемое «каролингское возрождение», осуществляемое при активном участии Церкви, было первой на Западе попыткой синтеза варварской и античной культурных традиций посредством христианского мировоззрения. В X в. возникает романский стиль зодчества, призванный подчеркнуть особенность западного христианства (собор в Клюни, крепость в Каркассоне). Когда империя Каролингов распалась, Европа уже составляла единое культурное пространство, скрепляемое общей церковной организацией.

Византия в VIII—IX вв. переживала драматический период иконоборчества. В религии Востока издавна существовала традиция, отрицающая поклонение иконам. Между тем культ икон обогащал монастыри и привлекал паломников. Церковь в это время разбогатела и стала тяготиться государственной опекой. Государство же, изнуренное войнами против арабов, ослабело и нуждалось в деньгах. Особенно остро финансовая проблема встала перед императором Львом III Исавром, решившимся на военную реформу. Лев III, а за ним и Константин V объявили почитание икон ересью и под предлогом борьбы с ней приступили к конфискации церковного имущества. Борьба изза икон, развернувшаяся между императорами и константинопольскими патриархами, вылилась в конечном счете в борьбу за приоритет между светской и духовной властью. Вековая схватка завершилась, казалось бы, поражением иконоборцев в середине IX в. Сохранив иконы, восточная Церковь, однако, рассталась с большинством своих богатств и, самое главное, признала безоговорочную власть над ней светского владыки. В Византии с того времени утвердилась доктрина цезаропапизма, согласно которой император являлся и главой Церкви. Восточная Церковь стала отныне служанкой государства. С установлением тотального государственного контроля над духовной жизнью подданных в Византии замирает богословская мысль, угасают религиозные инакомыслия.

Ослабление позиций восточного христианства в Африке и на Ближнем Востоке заставляло миссионеров все чаще обращать свой взор к славянскому миру, до той поры пребывавшему в язычестве. В IX в. на славянских землях идет процесс формирования государственности, и господствующий класс остро нуждался в духовном обосновании своей власти. В этот период здесь как бы сталкиваются два направления евангельской проповеди. Римская Церковь в IX в. обратила в христианство хорватов, в X в. — поляков и чехов. Восточное христианство, благодаря миссионерскому подвигу братьев Кирилла и Мефодия, обращает Болгарию, Моравию, Паннонию. Затем христианство византийского образца утверждается в Сербии, Боснии и на Руси. Успехи Восточного христианства в немалой степени объясняются переводом «священных книг» на славянские языки.

Столкновения восточных и западных миссионеров в Болгарии, Моравии, Италии и на Руси накаляли и без того напряженные отношения между духовными владыками Рима и Константинополя. Объективно назревавший раскол разразился в 1054 году.[4, с. 123] Во главе восточной Церкви тогда стоял постриженный в монахи честолюбивый придворный Михаил Керулларий — человек решительный, но не вникающий глубоко в вопросы веры. Он начал открытый конфликт, закрыв западные монастыри и храмы в Константинополе и объявив некоторые римские обряды еретическими. Посланцы папы Льва IX были настроены не менее агрессивно. После обоюдных обвинений по проблемам догматов и ритуалов стороны предали друг друга анафеме. Скрываемая доселе неприязнь «греков» и «латинян» стала открытой.

Не следует игнорировать и объединительную тенденцию, проявившуюся в христианстве перед лицом исламской угрозы. Императоры династии Палеологов, стремясь сохранить империю и христианскую цивилизацию Византии, неоднократно заключали церковные унии с Римом (1274 — Лион, 1439 — Флоренция). К сожалению, объединенных усилий христианского воинства не хватило для отражения турецкой агрессии. Крестовые походы 1396 и 1444 гг. с целью спасения Византии и восточно-христианской цивилизации завершились поражением. Кроме того, ортодоксальный фундаментализм, утвердившийся в широких массах верующих и духовенства на Востоке, не допускал ни малейших перемен в догматике и обряде. Восточная Церковь, подчиненная государству, не могла помочь Византии сохранить независимость.

4. Раскол христианства

Христианство никогда не представляло собой единого течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.

Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь.

Крупным расколом христианства было появление двух основных направлений – православия и католицизма. В 1054 году между восточной и западной христианской церковью произошел окончательный разрыв. Западная церковь стала называться римско-католической церковью, что означало римская всемирная церковь; восточная – греко-католической, православной, т.е. всемирной, верной принципам ортодоксального христианства.