Смекни!
smekni.com

Христианство, его рождение и распространение (стр. 1 из 3)

Содержание

1. Христианство: рождение и распространение

2. Проблемы историчности Иисуса Христа

3. Христианство до церковного раскола

4. Раскол христианства

Список использованной литературы

1. Христианство: рождение и распространение

Одной из распространенных в мире является христианская религия, которая объединила свыше миллиарда верующих. Благодаря христианству в последние две тысячи лет определялось культурное развитие человечества.

У иудеев христианство возникло в I в. н.э. Появление новой монотеистической религии можно рассматривать как один из «ответов» иудейской цивилизации на кризис, в котором она оказалась, будучи насильственно вовлеченной в орбиту античного мира. После греко-македонского завоевания Палестины на землях иудеев появляются античные города, часть иудеев перенимают язык, верования и образ жизни завоевателей. Отдельные греко-македонские правители предпринимали попытки искоренения иудейской религии. Реакция иудеев на эллинизацию оказалась двоякой. Большинство уповало на восстановление национальной государственности во главе с царями из династии Давида. На окраинных землях Палестины с этнически смешанным населением, более слабой традицией иудаизма, где было особенно много обездоленных и нищих, распространяются религиозные секты. Их объединяла надежда на мессию — божественного спасителя. Наиболее известной сектой подобного рода после открытия в 1947 году так называемых «кумранских рукописей» являются эссеи. Сектанты отказывались от общения не только с чужеземцами, но и с остальными иудеями. Вот почему такие религиозные общины обосновывались вдали от поселений: в пустынях, пещерах и т.д. Для эссеев были характерны общность имущества, трапез, обязательный труд и совместное изучение религиозных текстов. Ритуал, столь развитый в традиционном иудаизме, у эссеев был сведен к минимуму.

В результате успешного восстания в 130-х гг. до н.э. было восстановлено независимое иудейское царство. Появились надежды на исполнение божественной миссии народа Израилева. Тем более сокрушительной для иудеев-традиционалистов оказалась оккупация Иудеи римлянами в 66 году до н.э. Едва ли правы исследователи, связывающие с установлением римского господства в Иудее рост национального, религиозного, налогового гнета, усиление социального неравенства. Согласно данным современной науки, римское господство на завоеванных территориях, особенно после установления империи, было весьма толерантным. Проблема заключалась в том, что усилившийся с приходом римлян процесс эллинизации подрывал основы образа жизни, завещанного Торой. Именно невозможность осуществления божественной миссии народа Израиля в условиях чужеземного господства вызывала неприятие большинством иудеев римской власти. Осознание невозможности освободиться от владычества Рима — сильнейшей в то время мировой державы — своими силами приводило верующих иудеев в отчаяние. Одни становились на путь вооруженного сопротивления — так появились «зелоты» (кинжальщики). Другие обращались к сектам типа кумранской общины эссеев.

Можно предположить, что в начале новой эры религиозное инакомыслие в иудаизме переживало трансформацию. Некоторые приверженцы мессианизма покидали общины и обращались с проповедью к непосвященным. Одним из таких миссионеров был реально существовавший Иоанн Креститель. Согласно библейской легенде, именно он окрестил Иисуса в водах реки Иордан. Вероятно, проповедь Иоанна оказалась связующим звеном между мессианским иудаизмом и христианством.

2. Проблема историчности Иисуса Христа

Ортодоксально-теологическая точка зрения предполагает безоговорочное принятие на веру чудесной биографии «богочеловека» Иисуса Христа. В светской научной литературе к этому вопросу сложились два основных подхода: мифологический и исторический. Сторонники «мифологической» школы рассматривают Христа как вымышленный персонаж. Появление легенды о Христе они объясняют влиянием популярных на Востоке представлений об умирающем и воскресающем боге (А. Робертсон) либо выводят из мифа, интерпретирующего ритуальное убиение племенного вождя или его сына (Дж. Фрэзер) и т.д. Большинство отечественных ученых советского периода, в силу своей идеологической зашоренности, придерживались позиций «мифологической» школы.

«Историческая» школа признает, что в основе образа Иисуса лежит реально существовавшая личность. Анализ евангельских текстов был начат учеником Гегеля, лютеранским пастором Б. Бауэром — создателем Тюбингенской школы научной библеистики. Последователь Бауэра, известный французский писатель Ж.-Э. Ренан, изложил этот подход в самом известном художественном произведении о Христе — «Жизнь Иисуса».[5] В отечественной научной литературе советского периода реальность Христа признавали А.Ф. Лосев, С.С. Аверинцев, И.С. Свенцицкая и некоторые другие. Торжество исторического направления в современной российской научной литературе объясняется не только отказом государства от атеистической политики. Серьезным аргументом в пользу существования Христа являются недавно обнаруженные рукописи средневекового арабоязычного автора Агапия, где приводится обширная цитата об Иисусе как о реальном человеке из сочинения римско-иудейского автора I в. Иосифа Флавия. Тем самым подтверждаются сообщения других античных писателей — Тацита и Светония.

Едва ли целесообразно здесь излагать в деталях широко известное новозаветное предание об Иисусе Христе. В первой половине I в. странствующий проповедник из галилейского (на севере Палестины) городка Назарет выступил с призывами к духовному очищению и раскаянию перед скорым наступлением Божьего суда. Он обращался к самым широким в этническом и социальном отношении слоям населения. В отличие от эссеев, с которыми он имел много общего, Христос не стремился к созданию строгой организации. Ученики почитали его как мессию, что, по-видимому, и явилось главным основанием для осуждения Иисуса, поскольку в глазах иудеев мессия должен был стать царем Израиля. Выросшее главным образом на почве иудаизма, учение Христа испытало влияние и других древневосточных религий, а также античной философии (неоплатоническое учение о Логосе и стоическая этика).

3. Христианство до церковного раскола

Особую эпоху в истории христианства составляет период деятельности апостолов («посланников») — I—II в. н.э. Вера в скорое пришествие Иисуса и наступление Страшного Суда поставила учеников Христа на путь активной евангельской проповеди. В Палестине распространение Христова учения продолжил его земной брат Иаков. Неучастие христиан в антиримских восстаниях закрепило отчужденность между последователями традиционного иудаизма и приверженцами Иисуса, которых в Палестине было немного.

Апостол Петр — ближайший ученик Иисуса, переживший трагедию отступничества, проповедовал в разных регионах империи, но наиболее прославился распространением христианства в «Вечном городе» — Риме. Его брат — апостол Андрей, по преданию, проповедовал в Скифии (по представлениям ученых, в нижнем течении Дуная), правда, без особого успеха. На Руси была популярна легенда, согласно которой Андрей дошел до места будущего Киева и водрузил там крест.

Большой успех в распространении христианства выпал на долю апостола Павла. Он приобщал к новому учению евреев диаспоры, а также недавно обращенных иудеев из местного населения Малой Азии и Сирии. Именно иудейская диаспора, самая многочисленная на востоке империи, оказалась наиболее восприимчивой к христианству. Иудаизм диаспоры был менее ритуализирован, больше внимания уделял догматам.

Поначалу христианство почти не выходило за пределы иудейских общин. Евангельская проповедь велась в синагогах. Языком богослужения и литературы служил греческий — разговорный язык евреев диаспоры. Не случайно римские власти долго воспринимали христианство как разновидность иудаизма. С середины II в., после расселения иудеев из Палестины, общины диаспоры консолидируются в религиозном отношении и порывают с христианством.

К этому времени уже складывается христианская община. Она объединяет верующих независимо от их национальной и социальной принадлежности. В общине господствовал дух уравнительности — общность имущества, трапез и т.д. Основные вопросы решало общее собрание верующих. Текущими делами занималась коллегия пресвитеров («старцев»). Им помогали диаконы(«служители»), среди которых встречались и женщины. В общинах существовали постоянные учителя — дида-скалы, а между общинами странствовали апостолы и пророки.

Появляются «священные книги христианства» — Евангелия (благие вести) — предания о жизни, проповеди о воскрешении Иисуса. Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна позже признаны каноническими. Наряду с Апокалипсисом (Откровением) Иоанна, Деяниями и посланиями апостолов позже они составили Новый Завет. В целом же апостольский период отмечен малочисленностью, разобщенностью христиан.

Епископальный период христианства (конец II — начало IV в.) отмечен ростом популярности евангельского учения. Оно распространяется в Египте, Сирии, Малой Азии, Италии, северной Африке. Успех христианской проповеди вызван прежде всего кризисом античной цивилизации, разразившимся в III в.. Распад социальных и политических связей, поражения на внешних фронтах дискредитировали античных богов в глазах населения Римской империи. Тогда как язычниками все более овладевает отчаяние и безысходность, христиане постепенно изживают веру в скорый конец света и пытаются примириться с реальностью. Исчезают апостолы и пророки. Стабилизируются христианские общины, ставшие островками стабильности в бушующем мире. В общинах утверждается единоначалие пресвитеров. Во главе территориальных христианских объединений становятся епископы(блюстители). Община разделяется на клир (духовенство) и мирян.Наиболее далеко процесс централизации общин зашел на Западе, где огромным влиянием пользовались римские епископы.