Смекни!
smekni.com

Хронология и структура Корана (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Особенности структуры Корана

2. Хронология Корана и её специфика

Заключение

Список использованных источников

Введение

По представлениям мусульман, текст Корана, как послание, адресованное арабам, был вложен в уста Мухаммеда самим богом.

Коран выделяется среди других произведений арабской письменности. Первоначально Мухаммед проповедовал изустно в течение двадцати с лишним лет (ок. 610–632). На довольно ранней стадии проповеднической деятельности у Мухаммеда созрело представление о том, что то, что он пересказывает людям, хранится в «небесной скрижали», «предвечной и сокровенной», и ниспосылается ему частями по мере необходимости. Он неоднократно говорил об этом своим слушателям, но при жизни не заботился о том, чтобы его откровения были записаны в той последовательности и теми словами, как они были им изложены. Более того, он возвращался к уже обнародованным посланиям, менял их словесное выражение и смысл, разъяснял и дополнял, объединял некоторые из них, другие объявлял «отмененными» и произносил взамен изъятых новые, ссылаясь на неисповедимость воли бога.

Некоторые мусульмане записывали тексты, другие запоминали их наизусть, иногда напоминая Мухаммеду о том, что он ранее говорил по какому-либо поводу. Подобная устная практика посланий соответствовала традиции родового общества Аравии. Существовавшие тогда системы письменности (арамейская, сирийская, набатейская, сабейско-химйаритская и собственная, еще примитивная, арабская) использовались только для торговых и политических документов. Поэтому записи откровений Мухаммеда носили случайный характер.

Цель данной работы состоит в изучении особенностей структуры и хронологии Корана.

1. Особенности структуры Корана

Текст Корана в основном представляет собой рифмованную прозу. Эта форма изложения, называемая арабами садж, заключается в том, что строки стихов заканчиваются созвучными словами, заменяющими рифму, или фразами, повторяющимися как рефрен. Слушатели Мухаммада сначала воспринимали его как сказителя, поэта (многие сказители пользовались рифмованной прозой, ибо она позволяла лучше запомнить текст), и только позднее увидели в его речах особый смысл. Сам Мухаммад по этому поводу говорил «Аллах не учил его стихам» (36:39) и что проповедь посланника Аллаха – «не слова поэта» (69:41).

Бóльшая часть текста Корана – это диалог между богом, говорящим то от первого, то – от третьего лица, и теми, кто выступает против новой религии или колеблется в ее принятии. И.Ю.Крачковский, известный русский востоковед, автор одного из переводов Корана, обращал внимание на то, что в ряде случаев представленная в Коране речь – это слова Мухаммада, произнесенные им в ответ на незафиксированные реплики его слушателей, их возражения или даже обвинения в его адрес. Только в нескольких случаях Мухаммад прежде цитирует обращенные к нему слова, а затем уже дает ответ, цитируя откровения, данные ему Аллахом. Естественно, что уже ближайшие поколения мусульман не могли точно сказать, по какому поводу был произнесен тот или иной текст. В дальнейшем наличие таких фрагментов в Коране вызвало к жизни целую отрасль средневекового мусульманского богословия, специально занимавшуюся объяснением смысла неясных мест в тексте. И, тем не менее, ряд мест до сих пор вызывает разное толкование. В частности, в заглавиях некоторых сур фигурируют буквы: сура 20 – «та-ха», суры 40–46 – «ха-мим» и т.д. Некоторые полагали, что это сокращения неких слов, имеющих мистическое значение. Из гипотез, предложенных исследователями, правдоподобным кажется мнение немецкого востоковеда Теодора Нёльдеке (1836–1930), считавшего, что эти буквы обозначали коренные согласные в имени передатчиков (например, Тальха, Хамза). По его мнению, буквы были вставлены при составлении сводного текста Корана и затем по недосмотру остались в каноническом тексте.

Для удобства чтения Корана его разделили на тридцать примерно равных частей - джузов. Более мелкой частью деления Корана является хизб, которых в Коране 60. Еще более мелким разделом является руб ал - хизб. Существует также деление на семь маназилей, по числу дней недели, чтобы облегчить чтение Корана в течение недели.

Кроме того, каждая сура Корана разбита на короткие разделы, которые называются рукуа. Чтобы выразить свое глубокое почитание Священного Корана, после завершения чтения каждого такого раздела мусульмане считают необходимым совершать поклоны. Разделы эти обозначены на полях Корана арабской буквой "айн", рядом с которой ставят номер раздела и номера стихов.

По некоторым подсчетам, около четверти текста Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков. Почти все они - библейские: Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Исаак (Исхак), Исмаил, Иаков (Якуб), Иосиф (Юсуф), Аарон (Гарун), Иов (Айюб), Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), Илья (Ильяс), Иисус (Иса; Иса Бен-марьям, т.е. сын Марии, одной из немногих женщин, о которых с уважением говорится в Коране), Иона (Юнус), Моисей (Муса). Кроме них в ранге пророка в Коране почему-то оказались и первочеловек Адам и даже знаменитый Александр Македонский (Искандер). Замыкающим в этом списке стоит Мухаммед - последний и величайший из пророков. После него пророков более не было и не будет вплоть до конца света и Страшного суда, до второго пришествия Иисуса. Описания деяний пророка почти целиком взяты из Библии, лишь с небольшими изменениями. Так, Иисус не считается ни божеством, ни сыном божьим - в этом ислам гораздо более последовательно монотеистичен, нежели христианство. Однако, несмотря на это, в текстах Корана излагается версия о том, что Аллах вдохнул в чрево Марии свой "дух", после чего и родился Иисус. Аврааму и его "главному" сыну Исмаилу (а не Исааку, хотя этот последний тоже в чести) приписано основание священной Каабы.

Значительную часть содержания Корана составляют религиозно-правовые предписания, формирующие образ жизни мусульманина, его поведение в быту, ритуальную практику. Главный, высший персонаж Корана – Аллах, единственный бог, вечный и всемогущий. Коран отвергает концепцию троицы (4:116, 169), принятую в христианстве. Именно Аллах представлен как творец вселенной, состоящей из нижнего (земного) и верхнего (небесного) миров. Он создал первых людей Адама и его жену Хавву (Еву).

Уже в период правления Омейадов и Аббасидов возникла проблема толкования некоторых сур Корана, так как более поздние суры противоречили более ранним. Для того, чтобы оправдать эту замену, факихи разработали систему насха («отмена» – араб.). По вопросу о том, какие места Корана следует считать «отменяющими» (насих), а какие «отмененными» (мансух), возникло много исследований. Этот же принцип был использован при изучении хадисов.

Очевидно, что текст Корана подвергся изменениям при делении входящих в него материалов на главы (суры) и стихи (аяты), и особенно тогда, когда в текст были введены диакритические знаки, благодаря которым можно было различать некоторые буквы, имеющие одинаковую графику. Это изменение текста произошло не ранее 702 в городе Васите (702 – год основания города). В первоначальном списке уже имелись некоторые диакритические значки, но не было над- и подстрочных знаков (хамза, мадда, ташдид, сукун). До этого времени существенные разночтения могли возникать также из-за того, что в древнем арабском письме не указывалось удвоение букв, не ставились краткие гласные, отчего не было ясно, в каком времени – прошедшем или настоящем, употреблен тот или иной глагол. Более поздними являются и названия сур в Коране: об этом свидетельствует использование в них не содержания, а ключевых слов, входящих в ту или иную суру.

Ранние суры, текст которых представляет собой рифмованную прозу, свидетельствуют о том, что Мухаммад следовал традиции доисламских аравийских прорицателей и сказителей. Большая их часть чрезвычайно эмоциональны и отражают страх и благоговение пророка перед Аллахом, избравшим Мухаммада для выполнения особой миссии – обратить арабские племена в истинную веру. Текст изобилует образами, вероятно возникшими в сознании самого Мухаммада, метафорами, характерными для традиционных аравийских сказаний. Более поздние суры, относящиеся к мединскому периоду, более обстоятельны и аргументированы. Некоторые из них приобретают характер наставления. Они менее эмоциональны и даже суховаты.

По нашему мнению, каждая история в Коране состоит не из разрозненных, неупорядоченных версий рассказа, а образуют тематически и композиционно структурированное целое, которое, вместе с упорядоченностью рядов пророческих историй, выступает в качестве важного элемента поэтики коранического текста. Эту упорядоченность материала о пророках в Коране, как в содержательном (вероучительном), так и в структурном (композиционном) плане, мы называем словом «учение». Подобный подход позволяет увидеть многие аспекты пророческих историй, которые остаются незаметными при анализе каждой истории отдельно от других, как чаще всего бывает в известных нам работах.

В структурном отношении пророческие ряды, которые обретают «классический» вид лишь в позднемекканский период, различаются как по форме, так и по составу.

Эпизод «Изгнание Иблиса из рая, его просьба об отсрочке и обещание вредить людям» композиционно занимает разное место в структуре повествования. В четырех сурах он предшествует поселению Адама и Евы в раю и всем последующим событиям – 15:34-40; 7:13-17; 38:77-83; 17:62. В трех изгнание Иблиса совмещено с изгнанием человека из рая и занимает место после всех событий, происшедших в раю – 7:24, 2:26, 20:123. Композиция эпизода в сурах 15, 7, 38 четко следует схеме: изгнание – просьба об отсрочке – обещание погубить людей. Версию суры 17 можно считать сокращенным вариантом этой схемы: до просьбы об отсрочке отсутствует указание на изгнание Иблиса, а обещание погубить людей совмещено с просьбой об отсрочке.