Смекни!
smekni.com

Церковный брак (стр. 2 из 3)

В отношении мусульманского населения страны в целом действовало общегражданское право, но в сфере брачных и семейно-наследственных вопросов признавалось также действие мусульманского права (шариата). На Кавказе и в Средней Азии также сохраняли свои позиции обычное право (адат) и действовавшие на его основе народные суды. Однако в 60-х гг. XIX в. в результате судебно-юридической реформы обычное право было кодифицировано и несколько модернизировано.

Православная церковь довольно поздно начала официальную христианизацию мусульман. С 1887 г. стали проводиться миссионерские съезды. Одним из наиболее важных съездов, посвященных проблеме действия православной миссии среди мусульманского населения, был миссионерский съезд в Казани, проходивший с 18 по 26 июня 1910 г.

Съезд принял решение о необходимости привлечения в миссию женщин для работ среди мусульманок. Было признано целесообразным распространять православие через женские монастыри, где мусульманок можно было бы обучать помимо прочего и сельскому хозяйству. Кроме того, съезд требовал от правительства большего внимания мусульманскому вопросу и поощрения миссионерской деятельности среди мусульман.

Издание Манифеста 17 Апреля 1905 г. «свело миссионерскую деятельность почти до нуля…». Возможность перехода из одного вероисповедания в другое, предоставленная российским гражданам, была использована многими бывшими мусульманами.

Монархия Романовых контролировала основные стороны жизни мусульманской общины России, исходя прежде всего из интересов \"имперской стабильности\" (так как она ею понималась). Царские власти стремились законодательно обеспечить в данном вопросе приоритет политических, сословных и финансовых интересов государства. Во всем остальном российские мусульмане в целом могли жить в соответствии с установлениями «магометанского закона», в том числе и в сфере брачно-семейных отношений. Следует учитывать, что в России от Владимира Святого до Николая II гражданский брак не имел правовой силы и считался сугубо неформальным сожительством. Юридически законным признавалось лишь образование семьи по конфессиональному обряду (у мусульман - в соответствии с нормами шариата).

По имперскому законодательству российские мужчины-мусульмане могли вступать в брачные отношения с язычницами, буддистками и иудейками. Брак последователей «магометанского закона» с православными и католичками русского подданства был запрещен. Разрешался лишь брачный союз между «магометанином» и христианкой русского подданства - лютеранкой. Последний вариант брака был возможен лишь при соблюдении следующих условий: а) требовалось согласие Лютеранской консистории; б) брачный обряд совершал лютеранский пастор, а не мусульманское духовное лицо; в) дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве или в православии; г) супруг христианки-лютеранки должен был отказаться от многоженства. Таким образом, подобный теоретически возможный брачный союз был практически крайне затруднен для мусульманина, который тем самым шел на серьезное нарушение канонических правил ислама: а) по традиции брак мусульманина может заключаться только по нормам шариата; б) дети мусульманина должны быть только мусульманами и др.

Особое внимание царских властей, управляющих «официально-православной» монархией, привлекало положение «новокрещен», в частности их брачные связи с нехристианами, в том числе и мусульманами. Отношение к брачному союзу «новокрещена» (бывшего мусульманина) с язычницей было достаточно терпимым, брак их сохранял свою юридическую силу и «без утверждения оного по правилам Православной Церкви». Брачные отношения бывшей мусульманки, а ныне православной женщины, с мужем-мусульманином могли оставаться в силе при соблюдении следующих условий: а) вновь рождаемые их дети должны были воспитываться теперь в православии; б) муж был обязан дать развод всем другим женам-мусульманкам; в) муж был обязан регулярно исполнять супружеские обязанности по отношению к «новокрещенной» жене. Таким образом, «новокрещенная» супруга получала достаточно обширные возможности при несоблюдении данных условий требовать развода с прежним мужем-мусульманином, причем оформлением последнего занимались теперь уже православные церковные инстанции. «Новокрещен» (бывший мусульманин) обязан был жить теперь только с одной женой, последняя тоже должна была теперь принять православие.

Любопытно, что ради увеличения числа православной паствы имперская власть была готова пойти на заметные отступления от жестких христианских правил запрета брачных отношений между женихом и невестой по мотивам наличия кровного родства. Так по шариату разрешаем (и был довольно широко распространен в Российской империи) брак между двоюродными братьями и сестрами, который в православии жестко запрещался. По российскому законодательству бывшие мусульмане-супруги после принятия православия сохраняли в силе свои брачные отношения, даже когда они находились в «степянях родства Церковью возбраненных».

2.2 Брак в современной Русской Православной Церкви

Государственно-правовой статус. Ввиду того, что действующее в РФ и других странах канонической территории Русской Православной Церкви (РПЦ) законодательство признаёт только гражданский (а не церковный) брак, в Русской Церкви браковенчание, как правило, совершается только для пар, уже состоящих в гражданском браке.

Условия совершения. В соответствии с 24-м правилом Василия Великого[6], максимальный возраст для брака — 60 лет.

Православные могут быть обвенчаны не только с православными, но и с инославными христианами, исповедующими Триединого Бога[7].

В современной душепопечительской практике в соответствии с основами социальной концепции Русской Православной Церкви, браки, заключённые без венчания по уважительной причине (в советское время, с иноверцами и неверующими) не считаются греховным блудным сожительством и не служат препятствием к браковенчанию.

Совершитель браковенчания. В Русской Церкви существовала норма (84-я статья Номоканона[8]), возбранявшая иереям в монашеском чине (также и епископам) совершать браковенчание, но в современной практике она не действует, хотя венчание в монастыре не приветствуется.

В синодальную эпоху Высшая Церковная власть настойчиво требовала, чтобы браковенчание совершалось только священником того прихода[9], членами которого числятся жених и невеста.

Тайносовершительное значение в чинопоследовании венчания имеют слова священника: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я» (ц.-сл. ѧ — винительный падеж местоимения они).

Время браковенчания. Канонически (Гл. 50 Номоканона) не позволяется венчать браки в следующие дни и периоды:

- от Недели Мясопустной (то есть воскресенья пред масленицею) до Недели Фоминой (1-го воскресенья по Пасхе);

- во весь Петров пост;

- во весь Рождественский пост вкупе со днями Святок, то есть по 6 января по Юлианскому календарю.

По обычаю в Русской Церкви брак не принято венчать также:

- в канун постов однодневных, то есть накануне среды и пятницы;

- в канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников; по практике в синодальную эпоху также в канун Николина дня (9 мая), московской Казанской иконы (22 октября) и преставления Иоанна Богослова (26 сентября даты везде указаны по старому стилю).

Браковенчание должно совершаться утром либо днём, по совершении литургии.

Свидетели венчания. По традиции Русской Православной Церкви, свидетелями при венчании могут быть два совершеннолетних мужчины православного вероисповедания, которые достаточно хорошо знают вступающих в брак жениха и невесту, чтобы поручиться перед Богом в том, что брак заключается по любви и обоюдному согласию и для венчания не существует канонических препятствий. В исключительных случаях одним из свидетелей может стать женщина.

Чинопоследования. В Русской церкви существует 2 чина совершения таинства брака: Последование великого венчания (Гл. 16 — 19 Большого Требника[10]) — когда оба или одно из брачущихся лиц вступают в брак в первый раз; Последование о двобрачном (Гл. 21) — когда оба венчающиеся вступают в повторный брак, то есть венчаются вдовец с вдовою. С 1775 года в Российской Церкви обручение совершается в одно время с венчанием; исключение делалось для лиц Императорской фамилии.


2.2.1 Расторжение брака

Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость. Категоричность смягчается у Матфея[11]: Экзегеты[12] различно толкуют «уступку Матфея».

В русской Церкви брак расторгается с разрешения епископа только при достаточных основаниях; канонически таковым может быть только прелюбодеяние одного из супругов. На практике таковыми также могут быть:

- психическое заболевание одного из супругов;

- заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;

- отпадение одного из супругов от православия;

- злонамеренное оставление семьи.

2.2.2 Повторный брак

Правило 87-е Василия Великого: «Вторы́й брак есть врачество́ проти́ву блуда́, а не напутствие сластолюбию». Поэтому второй и третий брак совершаются по менее торжественному чину. Четвёртый и последующие не благословляются.

В отношении третьего брака в 50-м правиле Василия Великого сказано: «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». Таким образом, третий брак является крайней уступкой церкви в целях недопущения греха прелюбодеяния. Лицо, предыдущий церковный брак которого был расторгнут по его вине (виновная сторона), вступать в повторный церковный брак не может.