3. Брак в евангелических Церквях
Заключение брака. В евангелических церквях[13] венчание рассматривается не как таинство, а как церковный обряд (поскольку не было непосредственно введено Иисусом Христом). В большинстве своём, евангельские христиане[14] придерживаются следующих принципов при освящении брака:
В странах, где заключение церковного брака не является основанием для его государственной регистрации, венчание совершается только для пар, уже состоящих в гражданском (то есть, официально зарегистрированном в ЗАГСе или иным другим уполномоченным органом государства) браке. Браки, как правило, заключаются между двумя людьми противоположного пола — христианином и христианкой, исповедующих Триединого Бога.
Условия для брака в евангельских Церквях:
- зрелый возраст обоих брачующихся (согласно порогу брачного возраста, принятому в государстве),
- искренняя вера в Бога,
- водное крещение,
- отсутствие Церковных дисциплинарных взысканий (замечание, отлучение) у обоих,
- обязательное согласие обеих сторон.
В большинстве случаев браки заключаются между представителями одной конфессии[15]. Брак между верующим и неверующим людьми, согласно трактовке евангельских христиан, запрещены Писанием (см. Новый Завет), нарушители, во многих случаях, отлучаются от Церкви. Интимные отношения до совершения бракосочетания также запрещены Священным Писанием, как грех блуда, нарушители также отлучаются от Церкви. В некоторых случаях, известны примеры проведения обряда венчания уже сочетавшихся ранее гражданским браком пар.
Расторжение брака. Церковный брак расторгается в крайне редких случаях, по рассмотрению служителей Церкви. Единственным безоговорочным основанием для расторжения брака может быть нежелание одного из супругов (неверующей половины) продолжать совместную жизнь в браке с верующим. Второй брак совершается в крайне редких случаях (по рассмотрению этого случая служителями Церкви). Христианам, инициировавшим расторжение брака уже после уверования, в большинстве случаев бракосочетание не преподаётся (согласно Новому Завету, им следует примириться с первым(-ой) супругом(-ой)).
Вопросы разводов и последующих браков понимаются различно консервативными и либеральными евангельскими христианами.
В современной России брак – добровольный союз мужчины и женщины, в котором супруги полностью равноправны. В России признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСАХ), а также брак, совершенный по религиозным обрядам до образования или восстановления советских органов ЗАГСА. До 1944 года к зарегистрированному приравнивался так называемый фактический (незарегистрированный) брак. Фактический брак – фактическое супружество, не оформленное в установленном законом порядке.
В большинстве современных государств закон требует соответственного оформления (регистрации) брака; в некоторых государствах официально признается только церковный брак, в других – только гражданский или тот и другой. В некоторых странах при оформлении брака заключается обычно брачный контракт.
1. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1985
2. Церковный брак Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Иноверцы в России http://ptales.holdgold.ru - "Провинциальные истории".
[1]Православный Катехизис (от греч. поучение) – религиозная книга. Изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.
[2]Приход– низшая церковно-административная единица, церковь с причтом и содержащая их церковная община (прихожане). В русской православной церкви приходы объединяются в благочиния. Прихожане – верующие, образующие религиозную общину пори христианской церкви, вблизи которой обычно живут и которую систематически посещают. Причт – штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
[3]Иноверцы. Российское правительство всегда стремилось контролировать деятельность многочисленных религий и конфессий на территории Российской империи. Католики, лютеране, евреи и мусульмане находились под тщательным государственным надзором.
Инородцы — 1) в России до 1917 г. название всех неславянских народов; 2) в России XIX — начала XX в. название в официальных документах ряда народов (киргизы, калмыки, буряты, якуты и др.), обычно кочевых, проживавших на территории Казахстана и Сибири. В Восточной Сибири управлялись на основе Устава об управлении инородцев 1822 г. инородными управами (административные и финансово-хозяйственные учреждения в Российской империи в 1822—1901 гг.).
[4]Инославие (калька с греч. ἑτεροδοξία) — термин, принятый в современном русском православном богословии, а также в официальных внутренних документах Русской православной церкви, для обозначения христианских течений (церквей), отличных от Православия византийской традиции (не состоящих в евхаристическом общении с церквями, принадлежащими этой традиции), как то: римский католицизм, протестантизм, древневосточное православие и др. Современная позиция РПЦ в отношении инославия сформулирована в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» принятом на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 году.
[5]Консистория (от позднелатинского consistorium) 1) В православной церкви учреждение при архиерее по управлению епархией (в правосл. церквах церк.-адм. терр. единиуа во главе с архиереем (епископом). К 1980 г. в Рус. правосл. церкви имелось 76 епархий (неск. за рубежом) , 2) В католической церкви особое совещание при папе римском, 3) В протестантизме церковно-административный орган. Консистория выполняла ту роль, которую теперь выполняют орган ЗАГС и туда обращались за справками о рождении, бракосочетании и смерти. Метрические книги – в дореволюционной России реестры, в которых регистрировались акты гражданского состояния. Метрические книги велись в двух экземплярах: один направлялся на хранение в архив консистории (учреждение с церковно-административными и судебными функциями, которая подчинялась епархиальному архиерею), второй - оставался в церкви. Консисторский экземпляр, включавший метрические тетради рождения, брака, смерти за один год по всем приходам одного уезда или города, достигал 1000-1200 листов.
[6]Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379) – церковный деятель, теолог, философ-платоник, представитель патристики, епископ г. Кесарии (М. Азия). Патристика - совокупность доктрин христианских мыслителей 2-8 вв.
[7]Троица – один из основных догматов христианства, согласно которому бог един по своей сущности, но существует в качестве трех личностей («лиц», «ипостасей»): бог-отец, бог-сын (логос - «слово») и святой дух. Термин появился в конце 2 в., учение о Троице развито в 3 в. (Ориген), вызвало острую дискуссию в христианской церкви (так называемые тринитарные споры), догмат о Троице закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) вселенских соборах. С рационалистических позиций их отрицали многочисленные секты (антитринитарии – приверженцы течений, сект в христианстве, не принимающих догмат Троицы)).Католики, протестанты верят в Троицу…
[8]Номоканоны – византийские сборники церковных правил и императорских постановлений, касающихся церкви.(Номоканон рубежа 6-7 вв. - в 50 титулах (разделах), 7 в. – в 14 титулах и др.)
[9]В первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах, то с конца XIX в. стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах.
[10]Требник – православная богослужебная книга, содержащая тексты церковных служб и изложение порядка совершения треб – частных молитв и церковных обрядов, совершающихся по закону (требованию – отсюда название) отдельных верующих (молебны, панихиды, крестины и т.п.).
[11]Матфе́йЛевий (?- ок. 60 г.) (один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке. Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями. О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен ок. 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.
[12]Экзегетика (от греч. разъясняющий), то же, что герменевтика (разъясняющий, истолковывающий) – искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации. В идущих от В. Дильтея течениях идеалистической философии конца 19-20 вв. – учение о «понимании» как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в естественных науках).
[13]Евангелические церкви – общее название ряда протестантских (главным образом, лютеранских) церквей. В России Евангелическо-лютеранская церковь существует с 1576 г., когда в Москве была открыта первая лютеранская часовня. К 1917 году церковь объединяла уже более семи миллионов лютеран и реформатов.
[14]Евангельские христиане (евангелисты) – протестантская секта, близкая к баптистам. Первоначально, во 2-й половине 19 в., назывались в России редстокистами, затем пашковцами. В 1944 г. объединились с баптистами. Евангельские христиане-баптисты – церковь, возникшая в 1944 г. путем объединения баптистов с евангельскими христианами, к которым в 1945 г. присоединилась часть пятидесятников, в 1963 г. - «братские» меннониты.
[15]Конфессия – это определенная религия, конкретное вероисповедание, отдельное вероучение. Современная религия – это многоконфессиональный комплекс, набор множества различных религий и культов (до 5000). Слово имеет латинские корни. Вероисповедание — конфессия (лат. cofessio - исповедание) особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Источникrelig.info/konfessiya