Смекни!
smekni.com

Церковь Виссариона (стр. 2 из 4)

Период существования общины с 1992 по 1995 год был полон глобальных проектов. Газеты виссарионовцев "Путь любви" и "Земля обетованная" писали о намерениях создать швейный цех, об открытии столярного цеха и покупке пилорамы, о работе в Доме инвалидов и закупке шерсти для прядения. Однако большинство из этих начинаний остались безрезультатными.

Новый этап развития движения, начавшийся в 1995 году, был связан с переездом в Черемшанку, превратившуюся в организационный центр общины, Станислава Казакова, в прошлом сотрудника Министерства мелиорации и водного хозяйства, кандидата технических наук, ставшего новым светским лидером организации. Община Единой Веры была преобразована и перерегистрирована как Церковь Последнего Завета. В уставе организации определялось, что Церковь не несет ответственности в вопросах материальной помощи своим членам. Это соответствовало изменившейся ситуации, когда привезенные средства у многих стали подходить к концу, а проблемы трудоустройства в глухих деревнях оказались трудноразрешимыми.

По данным руководства "церкви", у нее около 50 тысяч последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае [2, с. 15].

1.1 РЕЛИГИОЗНАЯ ДОКТРИНА

Поначалу Виссарион находился в ранге апостола Христа, потом был обожествлен и назван самим богом, Христом. Согласно его учению, на земле наступило особое время, которое окончится либо "небывалым взлетом, либо небывалым падением". Человечество в силу своей греховности стоит на краю пропасти. Но у него есть шанс выжить, если оно свернет с пагубного пути и примет "истинное совершенство", то есть самого Виссариона и его учение. Все те, кто не примет учения Виссариона, кто рассуждает о его достоинствах и недостатках – "носители тьмы", они будут наказаны Богом за свое "бездействие" в этот критический для человечества период [5, с. 159].

В настоящее время на земле заканчивается период "царства силы", именуемый также эпохой Ветхого и Нового Заветов. На смену приходит "царство души", или "царство божье" – эпоха Последнего Завета, воплощением которой является бог Виссарион. Чтобы войти в "царство души", человечеству необходимо пережить "духовный взлет", осознать "истину". К этому знаменательному событию человечество под руководством бога готовится в течение нескольких тысячелетий. В древности бог не мог открыть людям всю истину, поскольку видел незрелость человеческой души. Он разделил истину на части и раздал наиболее духовно просвещенным народам в виде четырех основных религий – даосизма, буддизма, христианства и ислама. Виссарион явил собой Последний Завет, призванный объединить все существующие религии, создав на их основе новую, так называемую "единую религию". С этой целью бог открывает через Виссариона "истину", о которой раньше ничего не было известно на земле. Истина же заключается в признании существования во Вселенной "единого духа жизни, бога сына и духа святого" [4, с. 59].

Константин Альбанский пишет: "При чтении Последнего Завета сразу обращает на себя внимание стиль написания этого достаточно объемного произведения. Проведена стилизация текстов под Библию, народные былины, сполна использованы все ресурсы и возможности языка притч. Притча – иносказательный рассказ с нравоучением: она интеллектуальна и экспрессивна, ее художественные возможности лежат в непосредственности изображения и проникновенности интонаций. В текстах Последнего Завета искусно замаскировало немало управляющих (на уровне подсознания) фраз. Объективно эта книга получилась довольно толковой: она не могла быть написана случайным человеком. Учитывая "никакой" стильпервых выступлений Виссариона и проанализировав эту книгу, можно с уверенностью сказать, что писалась она не Виссарионом (по крайней мере, в окончательном варианте)" [1, с. 12-13].

Согласно учению Виссариона, главным Богом и Творцом Вселенной является Абсолют, сотворивший множество разумных миров. Абсолют материален, в нем нет ни добра, ни зла. Заведующий Землей – Отец Небесный – сын Абсолюта. Он – творец человеческой души, создатель добра, источник Духа Жизни, который слившись с энергией сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия [1, с. 13].

Виссарион провозглашает веру в существование ада и рая, переселение душ. Учение о переселении душ было заимствовано из религиозных систем Востока. Души, выполнившие свое предназначение на земле, развившиеся духовно, попадают в рай. Не способные к духовному росту оказываются в аду. Душа человека имеет возможность перевоплощаться до 10 раз и в каждом случае она должна использовать представленный шанс для своего дальнейшего духовного роста.

Зло, как считает Виссарион, имеет материальное начало существует только на земле и исключительно среди людей. Зло порождено греховными помыслами человека. Объективизировавшись в окружающей действительности, оно создало злых духов. В интерпретации Виссариона, зло тождественно Дьяволу.

В учении Виссариона человек рассматривается в качестве опасного существа с примитивным разумом, представляющего реальную угрозу для всей космической цивилизации. В связи с этим Высший разум принял решение уничтожить человечество. В живых смогут остаться лишь те его представители, которые вовремя подключились к программе спасения, действующей на земле с 1990 года [6, с. 220].

Согласно Виссариону, чтобы не допустить проникновения "вируса зла" в Космос, другие разумные миры не прочь вообще уничтожить нашу цивилизацию, решив таким образом все проблемы. Исходя из этого, Виссарион говорит, что в ближайшем будущем нас не ждет ничего хорошего. Земля покроется песком, Минусинск уйдет под воду, а Москва вообще провалится в тартарары. И за этот короткий срок он призван объединить многие духовные ручейки в единую реку общей веры, сформировать человека новой эпохи, заложить основу духовного и культурного единения всего человечества [1, с. 13].

Особое место в доктринах "Церкви Единой Веры" занимает учение о матери-природе. Виссарион наделяет ее духовными качествами. К ней следует обращаться за помощью даже в молитвах.

По Торопу, сознание, размышления, интеллектуальный поиск – страшное зло, уводящее от истины: "Сердце не ошибается, ошибается сознание"; "Не стремись познавать все больше и больше... Стремление вскрыть любую встречающуюся тайну на основе научных данных есть признак больного разума" (заповедь 38). Тороп-Виссарион ненавидит познание вообще, причем в одну кучу он сваливает и философию, и точные науки, и все прочие области знаний [1, с. 13].

Для перехода Человечества в новое состояние и дан Учитель – Виссарион – Эпоха Любви, Истины и Света.Второе пришествие Христа уже свершилось. Виссарион – это тот, кто был Иисусом Христом 2000 лет назад, вторая реинкарнация Христа. "Я есть Путь и Истина", – сказал Учитель, "ибо говорю не от себя, Я и Отец едины" [7].

Виссарион вещал о близком конце света, критиковал существующее положение вещей, призывал к спасению от общемирового катаклизма в "земле обетованной" – на юге Красноярского края. Сергей предложил построить в тайге "Новый Иерусалим" – "Город Солнца". Он мыслился как некий оазис людей, находящихся в гармонии с собой, обществом, природой, как поселение мастеров, базирующееся на натуральном хозяйстве и самообеспечении, как идеальное поселение избранных с перспективой роста из этой ячейки нового человечества. На призыв откликнулось значительное количество граждан с территорий всего бывшего Советского Союза.

Заповеди Виссариона, которых насчитывается 61, достаточно либеральны и зачастую не носят категоричной формы. Так, например, прелюбодеяние всячески осуждается, однако поясняется, что это касается только людей, состоящих в браке. Убийства быть не должно, но если речь идет об убийстве животного, то оно позволительно в случае необходимости. Лгать нельзя, но в том случае, когда ложь может принести больше добра, чем зла, она допускается, и так далее [2, с. 14].

Религиозная доктрина Виссариона соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, космизмом Циолковского, аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева. Из индуизма взято учение о переселении душ, причем Виссарион в отличие от индусов признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному. Виссарион считает, что автор Ветхого Завета – злой дух, и только Новый Завет был составлен "правильным духом" [1, с. 13].

1.2 КУЛЬТОВАЯ ПРАКТИКА

В общине Последнего Завета верующие должны строго придерживаться вегетарианства. По мнению идеологов культа, человеческая плоть не нуждается в искусственном поступлении пищи животного происхождения.

В соответствии с этическими установками общины Последнего Завета, виссариоиовцам запрещено употреблять в пищу мясо, рыбу, молоко и молочные продукты, растительное масло, яйца, сахар, кофе, чай, продукты из пшеницы, дрожжевой хлеб. Ограничено употребление овса, соли, острых приправ, меда.

Таким образом, верующие питаются главным образом овощами, фруктами, ягодами, соей, крупами, дикорастущими травами и грибами. И как следствие ослабление организма членов культа, их физическое истощение.

Хозяйкам, выпекающим лепешки из отрубей, учение Виссариона рекомендовало мысленно добавлять в тесто яйца, сметану, лепестки роз и космический свет.

Вскоре постоянное недоедание и тяжелые условия жизни стали сказываться на членах общины. Подступала нищета. Особенно в безвыходном положении оказались те, кто продали свои квартиры и сдал в общину все свои средства. Так или иначе, но с 1994 года в общине возникли первые очаги неповиновения. В местные органы власти посыпались жалобы от родителей. Тогда Виссарион смягчил режим питания, разрешив детям кисломолочное, а беременным женщинам – рыбу, был снят ранее существовавший запрет на чтение книг, не относящихся к учению общины [7].