Смекни!
smekni.com

Церковь Виссариона (стр. 4 из 4)

Контроль эмоций.

У последователей Виссариона формируются две эмоции – эмоция вины и эмоция страха. Членам организации предлагается жить по заповедям, собранным в книге "Малая крупица". На фоне проповеди любви к ближнему в заповедях предлагается познать "истину гармонии с Природой, дабы не оказаться на задворках Ее больным и никчемным". Появляется страх покинуть группу, не стать "членами новой расы или нового человечества". "Человечество должно стать абсолютно невредоносным. Только тогда его можно будет допустить на следующую ступень развития – творения Любви, Добра и Красоты уже во Вселенной. Сохранившие в себе хоть малейшее проявление агрессии по отношению к окружающему миру, должны будут закончить свое существование".

В Постановлении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года говорится: "К несчастью в нашей стране появились свои лжепророки, руководящие в частности, … Церковью Последнего Завета. Маскируя свое истинное лицо, сектанты часто говорят, что именно они являются представителями истинного христианства, "не испорченного историческими традициями", обладают новыми откровениями и призваны продолжить дело Христа на земле" [7].


2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ЦЕРКВИ ВИССАРИОНА" В БЕЛАРУСИ

В Беларуси деятельность "Церкви Виссариона" запрещена, ее общины не регистрируются. Но существует много центров по вербовке верующих в Могилеве, Гродно, Бресте, Витебске, Гомеле, Мозыре, Минске и др. Нет ни одного райцентра, где бы не побывали миссионеры Виссариона. И сам он неоднократно посещал Беларусь, где его, "Нового Иисуса", облаченного в красный балахон с Вифлеемской Звездой, встречали с почетом, предоставляя лучшие дворцы и залы. Так, в марте 1996 года его принимали во Дворце шахмат в Минске.

В середине 90-х экспертным Советом при Комитете по делам религий и национальностей "Церкви Виссариона" была отнесена к деструктивным сектам.

О работе вербовочных пунктов "Церкви Виссариона" можно судить по одному из них, который расположен в детском клубе в районе Масю-ковщина г. Минска. Здесь имеется цветной телевизор, видеомагнитофон, цветной ксерокс, на котором тут же множат и раздают цветные изображения Виссариона, продают портреты и фотографии "Нового Иисуса". Предлагаются кассеты с его речами, демонстрируются рекламные ролики, видеокассеты с жизнеописанием Виссариона, начиная с юношеских лет "Нового Иисуса" в мифически умилительном стиле и кончая его "хождениями" по просторам бывшего Союза. С одной из кассет звучат его слова: "Те, кто искренне пойдет по новому пути, осознают "истину". Кто нет, погубит сам себя. Это будет Страшный суд. И он уже начался... Всегда надо помнить об Учителе. И тогда вы преодолеете сомнения других. Пришел час экзамена в вашей жизни. Вы сможете преодолеть преграды. Если от вашего шага даже рухнет мост, не смущайтесь. Никому ничего не надо доказывать. Не анализируйте действий. Это разум живет только на основе анализа. Надо жить не разумом, а чувствами. Надо смело идти вперед, принимая любую реальность, любые испытания как должное. Вы должны понять, иначе вы не перешагнете порог верности. Я проверяю вас на прочность" [5, с. 160-161].

В Беларуси есть несколько десятков последователей "Церкви Последнего Завета", главным образом, в крупных городах. Возраст основной части последователей Виссариона составляет 30-40 лет; около 60 % составляют мужчины; около 70 % верующих состоит в браке. Большинство верующих (около 2/3) имеют высшее образование [3, с. 98-99].

Власти пытались воспрепятствовать Виссариону свободно вести религиозную пропаганду, однако благодаря несовершенству законодательной балл все запланированные инициативной группой мероприятия состоялись. Например, в городе Могилеве Виссариону было запрещено проводить, религиозное собрание в одном из городских Домов Культуры. Тогда верующие собрались послушать своего "бога" в большом подтрибунном помещении стадиона "Спартак". В следующий раз они попытались договориться о проведении встречи с ксендзом Римско-католического костела. Но там они потерпели неудачу. Чтобы выйти из положения, виссарионовцы договорились о проведении мероприятий в фойе музея Декабристов. В выходной день, когда музей был закрыт для посетителей, Виссарион выступил там с проповедью, в которой, обращаясь к собравшимся сказал: "Помощь великая человеку оказывается всегда. Если он ее не видит, значит не туда смотрит. Блаженны падшие, ибо они: поднимутся. Несчастны поднесшие себя, ибо им предстоит падение. Я не удовлетворяю человеческое любопытство. Я даю человеку Вечность. Нельзя понять Истину, рассуждая о ней. Истину можно понять, соприкоснувшись с ней. Все, что запечатлено от Меня, запечатлено для тех, кто жаждет" [4, с. 68-69].

В Гродно власти также отказали Виссарионовнам в аренде зала, мотивируя свое решение ссылкой на "новый закон, запрещающий предоставлять залы заведений культуры для проповедей представителей многообразных религиозных течений". Но встречи с Виссарионом все равно состоялись.

Деятельность Церкви Последнего Завета в Беларуси носит нелегальный характер. Последователи Виссариона, проживающие практически во всех крупных городах республики, широко не афишируют свою принадлежность к данному культу. Многие из них выезжают за пределы страны, в частности, отправляются в "Экополис Тиберкуль" строить "город Солнца", священную территорию в Красноярском крае, где находится лидер движения "живой Бог" Виссарион. Те, кто уехать по каким-либо причинам не могут, воссоздают в своей местности модель "Города Солнца", где проводят богослужения. Так, в Минске последователи Виссариона еженедельно собираются в одном из городских парков, где водят хороводы вокруг привезенных из "Города Солнца" "священных деревьев". Распространение учения происходит, главным образом, через проверенные личные контакты и через распространение литературы, использование видеоносителей и аудионосителей с информацией об учении Виссариона и "Городе Солнца". [3, с. 99-100].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Виссарионовское движение можно определить, как движение пассивного социального протеста интеллигенции. Виссарион привлекает своих последователей тем, что в череде реформаторских катаклизмов, в ситуации кризиса былых идеалов и отсутствие новых перспектив у духовно ориентированной интеллигенции, он предложил практический проект выхода из общественного тупика, учитывающий духовные устремления интеллигенции.

Деятельность "Церкви Последнего Завета" объективно ведет к формированию в рамках сложившихся крупных этносов новой этноконфессиональной общности, признаками которой являются основанная на еретических течениях мировых религий общая конфессия, исторически сложившиеся переплетения религиозной и национальной принадлежности ее членов, постулат второго "избранничества", "осознание особого положения", мессианские настроения. Будучи неустойчивой, этноконфессиональная общность виссарионовцев может либо образовать новый тип исторической общности, либо оказатьсятупиком в развитии некоторой части конкретного этноса, в данномслучае русского.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Альбинский К. Последний Христос // Наука и религия, 1999. – № 2. – С. 10-13.

2. Григорьева Л.Г. Ушедшие в "город солнца" // Наука и религия, 1999. – № 2. – С. 14-16.

3. Гурко А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи: монография. – Мн.: Минский институт управления, 2006. – 276 с.

4. Дьяченко О.В. Новые религиозные объединения. – Мозырь: РИФ "Белый ветер", 1998. – 152 с.

5. Неокультовые объединения в Беларуси / Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Кутузова Н.А. и др. – Мн.: Веды, 1998. – 184 с.

6. Неокульты: "новые религии" века? / Прокошина Е.С., Короткая Т.П., Рекуц И.Ф., Титовец А.А. и др.; Под ред. Майхровича Е.С. – 3 изд., дополн. – Мн.: "Четыре четверти", 2000. – 240 с.